Архимандрит Троице Сергиевой Лавры, старец Кирилл Павлов (1919-2017) поделился с духовными чадами о духовной жизни во время войны, на своем примере.
Что поведал старец?
Он прошел всю Великую Отечественную войну, был в звании лейтенанта, командовал взводом. Участвовал в битве за Сталинград. Уволился в запас уже после войны, в 1946 году.
Старец Кирилл говорил, что это только в фильмах и книгах показывается массовый героизм людей. На войне обнажается характер людей и не только героические, но и темные стороны людей проявляются в ситуации боев. Многое ему пришлось повидать в этих условиях.
Что ему самому помогло пройти войну?
В самом начале войны он не понимал глубоко смысл происходящего, был молод и неопытен.
Считал, как и многие его сверстники и соотечественники, что он выполняет свой военный и гражданский долг, защищает Отечество.
Военное, гражданское...Глубже этого он не понимал ситуацию.
В 1943 году ему случайно в руки попало Евангелие. Он нашел его в развалинах. Оно было истрепано, ряд страниц разорваны. Он склеил страницы найденной Книги и стал читать ее. Неторопливо и вдумчиво, внимательно.
Душе его становилось лучше и легче. Он понял глубокий смысл Евангелия, применительно к происходящему. Есть борьба добра со злом. Есть Божье и не-Божье. Происходит битва за свет и любовь, за созидание и за жизнь.
Старец, тогда еще лейтенант Иван Павлов, проникся евангельским духом. Это придало его действиям мужество и смысл. Он научился полагаться на Волю и Промысл Божий в ситуациях, когда каждый день может стать последним, когда люди, которые становились фронтовыми друзьями, погибали на его глазах.
Тогда в душе его возникла глубокая, чистая молитва к Богу. Она была проникновенной, благодарной и осмысленной.
Позже, уже после завершения войны, он поразмыслил над своей жизнью и открыл, что главное в ней – Бог. Что борьба добра и зла идет незримо постоянно. Что только следуя Богу, наполняясь Им, можно жить правильной христианской жизни. Это и определило путь его жизни.
Удивительна была мудрость старца Кирилла, Божья мудрость. Он никогда не навязывал другим людям своих представлений о жизни или своего пути, но считал, что каждый человек должен найти свой путь в Боге, свой смысл жизни в Нем. И это считал драгоценностью для человека.