Найти тему

Как разговорить молчуна?

Речь — это сложная функция головного мозга, для развития которой̆ необходимы время и благоприятные условия. Речь — это не только то, что ребёнок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит. Ребёнок начинает общаться задолго до того, как произнесёт своё первое слово.
Первое правило – с самого рождения много разговаривать с малышом, проговаривать все свои действия. Далее научить ребёнка подражать звукам человеческой̆ речи.

Эволюция придумала зеркальные нейроны, чтобы процесс обучения ребёнка происходил непроизвольно. Ребёнок осуществляет бытовую деятельность, а сам как губка впитывает. Детки с нарушениями обычно имеют меньшее количество зеркальных нейронов, либо они присутствуют в том же объёме, что и у нормированных деток, но не включены в работу.

Если ребёнок за вами не повторяет, не пытается зеркалить ваши позы, мимику, действия, эмоции, речь- это первые звоночки спящих зеркальных нейронов и необходимости заниматься с малышом ещё больше и ещё эффективнее.

Может, обращали внимание, если ребёнок неправильно произнесёт слово, (например: тефелён вместо телефона), а потом вы попросите его смотреть на ваш рот и чётко, с выразительной мимикой, громко произнесёте это слово по слогам- ТЕ-ЛЕ-ФОН -малыш в 99% случаев повторит его на этот раз правильно. Считает произношение с ваших губ и правильно отзеркалит.

-2

Поэтому, когда разговариваете с ребёнком или занимаетесь с ним развитием речи по пособию карточки "Говорилки", обязательно установите с малышом зрительный контакт и все слова проговаривайте максимально чётко, выразительно и громко. Для лучшего привлечения внимания можете накрасить губы яркой помадой. Тогда малыш ещё лучше будет считывать информацию с ваших губ и стараться отзеркаливать ее.

Если говорить про особенных деток- например, у детей̆ с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь. Тогда его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее в том числе за пение. По этой̆ причине ребёнку легче постигать речь через пение. Пропевайте текст на карточках. И детки, спустя некоторое время, начнут переходить к словам.

В основе упражнений с пособием «
Говорилки» лежит ⠀
фонетическая ритмика. Это – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов) сопровождается движениями (рук, ног, головы). Во время проговаривания слоговых дорожек, родитель, а после и сам малыш- хлопают в ладоши или топают ногами. Занятия фонетической ритмикой помогают формировать фонетически правильную речь, а в сочетании с дыхательными упражнениями улучшается ритмика всего организма, развивается самоконтроль и произвольность.

-3

1. Разговаривайте с ребёнком медленно и чётко, выделяя голосом то слово, которое вы хотите, чтобы он запомнил. Медленная речь взрослого даёт возможность крохе "переработать" услышанное;
2. Говорите с малышом о конкретных вещах- пока только о том, что он видит и слышит в данный момент, что происходит "здесь и сейчас";
3. Говорите достаточно громко, чтобы малыш без труда слышал вашу речь и ему не приходилось прислушиваться;⠀
4. Следите за правильностью произношения - малыш должен слышать образец правильной речи;
5. Играйте в разговор "по очереди"- установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и старайтесь повторить в данном диалоге сказанное им, а если не разберёте, что кроха говорит- искренне удивитесь: правда?
6. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляет ребёнок, например, Саша кушает кашку! Ням-ням! Вкусная кашка. Маша качает куклу: баю-бай. Так вы способствуете росту словарного запаса малыша.
7. Используйте приём дополнения и развития мысли- когда малыш начинает говорить отдельными словами- обязательно дополняйте сказанное- так вы быстрее перейдёте к следующему этапу развития- фразовой речи. "Бака!" - скажет ребёнок, указывая на собаку, а вы договорите за него, превращая сказанное в предложение: "Да, это собака. Собака говорит: "Гав!". Также подкрепляйте сказанное малышом слово действиями: "Ки", - скажет ребёнок, указывая на кубики, а вы тут же предложите построить вместе башню из кубиков, озвучивая происходящее: "Да, это кубики! Давай построим башню из кубиков! Какая высокая получилась башня! Толкни ее-"Ба-бах!"- сломалась башня!
8. Употребляйте в речи вопрос: что это? Кто это? Что это? Это лужа! Дождик капал на землю и появилась лужа! Кто это? Это Бабушка переходит дорогу.
9. Особенности ритма с успехом используются логопедами в ходе развития речи. Логопедическое пособие карточки "
Говорилки" помогают деткам заговорить. Повторяя короткие стишки-бормоталки за родителем, малыш стимулирует речевые центры и развивает свою речь, а яркие картинки и задания на развитие мышления на обороте, помогают малышам заниматься с удовольствием и интересом.