Найти в Дзене
Mrs. Murchenko

Национальный характер в рассказе В.М. Шукшина «Верую!»

1. Один из главных образов в произведении – образ Максима Ярикова.

Х/ф "Верую!", 2009 - по рассказам В.М. Шукшина.  Источник фото: https://www.afisha.ru/movie/197292/
Х/ф "Верую!", 2009 - по рассказам В.М. Шукшина. Источник фото: https://www.afisha.ru/movie/197292/

2. Связь судьбы главного героя с социально-исторической ситуацией в России.

Рассказ В.М. Шукшина «Верую!» был опубликован в 1971 году. Причина успеха рассказа заключается в том, что в процессе борьбы с религией, у народа отняли воскресную церковную службу и люди ищут, чем бы занять эту пустоту в душе. И далеко не каждый способен понять истоки возникающего время от времени, душевной тоски. Уже первая фраза («По воскресеньям наваливалась особенная тоска») поистине дерзко (если вспомнить, что Шукшин – писатель советский) заявляет главную проблему: свято место пусто не бывает. У народа отняли воскресную церковную службу – и, натруженный за неделю, он все чего-то ждет, как бы по инерции: «Люди, – говорит Люда, – дождутся воскресенья-то да отдыхают культурно… В кино ходют». И только Максим, один на всю деревню, смутно чует: кино и прочий «культурный отдых» – это суррогат. И пить не может: когда пьет – чувствует себя предателем» хуже Власова». То есть Максим – это представитель целого советского народа, лишенного возможности веровать, и занимающего немало важную роль в историческом развитии России. Он из тех, кто плывет по течению, но при этом понимает, что нужно менять что-то в жизни, ведь душевного равновесия у героя нет.

3. Можно ли считать героя характером?

Главный герой, Максим Яриков, страдает от необъяснимой тоски и, что еще драматичнее, безуспешно пытается найти ее причину. Его судьба связана с социально-исторической ситуацией в СССР, а именно – в селах и деревнях страны. Ведь жителю деревни никогда не позволялось тосковать или терзаться мыслями о своем бытии. В обществе был создан устойчивый образ деревенского жителя как труженика, большая часть существования которого заключается в труде и отдыхе по расписанию.

Шукшин показывает, что Максим Яровой – это настоящий национальный характер. Он хочет объяснить окружающим его людям, что «больная душа» терзает человека так же, как и любая другая болезнь.

Максим истязает себя в попытках понять, что именно болит. Он интуитивно осознает, что намного хуже, когда души совсем нет. Однако в силу отсутствия образования и умения рассуждать, объяснить он этого не может. Но герою необходимо понять, что же такое тяжелое происходит в душе? Ничего не ослабляет страданий: ни работа, ни алкоголь. Ситуация философская, бытийная.

Первая фраза рассказа («По воскресеньям наваливалась особенная тоска») крайне вызывающе для советского времени утверждает главную проблему: свято место пусто не бывает. Советское руководство отнимает у народа воскресную церковную службу – и, натруженный за неделю, он всё чего-то ждёт, как бы по инерции: «Люди, - говорит Люда, - дождутся воскресенья-то да отдыхают культурно… В кино ходют». Но Максим, один во всей деревне, смутно чувствует: весь культурный отдых, организованный для сельского жителя, является фальшивой заменой духовной жизни.

Религиозность в рассказе является характерной для русской национальной общности особенности восприятия окружающего мира. Ведь, узнав, что к соседу приезжает поп, священник, Максим отправляется к нему в надежде, что духовник поможет ему разобраться в себе. Сам поп приезжает к соседу-охотнику лечить легочную болезнь барсучьим салом, что является доказательством того, что поп любит жизнь и цепляется за нее любыми способами.

Общение Максима и попа – это центральная встреча, определяющая сюжет рассказа. Для того, чтобы главный герой не казался «приземленным», Шукшин создает не самый образцовый образ священника: попу не свойственна скромность и духовная смиренность, он искренне радуется жизни, употребляет алкоголь, смело признается в том, что он не владеет абсолютной истиной.

Фактором, влияющим на национальный характер, является умение задуматься над вечным. В чем смысл жизни – вопрос, который волнует Максима. Он не владеет большой мудростью, но он понимает, что перед ними стоят вопросы смысла жизни, которые окончательного ответа не имеют.

Косвенный психологизм заключается в танце, который отображает состояние героя. В танце, который имеет карнавальные черты, понимание, что окончательных ответов на вопросы о том, что такое истина, жизнь, смысл жизни, не найти. Во время пляски поп и Максим начинают произносить неканонический символ веры: соединяют в нем реальный эмпирический жизненный опыт. Это момент выплеска энергии, энергии неудовлетворенности, ведь Максим неудовлетворен повседневным существованием, герой занимается поисками ответов на вопросы жизненные. Душевная неуспокоенность переплавляется в танец, символ веры, где все смешивается (и жизнь, и духовный мир, и революция). Усиливает волнение главного героя болезнь его собеседника: у попа пограничное состояние – между жизнью и смертью.

Максим ведет беседу со священником, он анализирует его: «И глаза у попа ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому – не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не благостный, не постный – не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие – живые, трепетные нити – распутать. Однако – Максим сразу это почувствовал – с попом интересно...». Мысли главного героя передают его недоверие, но все равно герой чувствует, что истина где-то рядом. Речь его проста и груба, и, пожалуй, это именно то, что объединяет героя с простым народом.

Национальный характер героя подчеркивается рассказом попа. Поп рассказывает герою о том, что он верит в многообразие и мудрость жизни. Он сам не знает, что ждет человека после смерти, но сам жадно цепляется за жизнь. Это становится ясно после того, как Максим узнает о причине приезда попа к его соседу: священник нуждается в лечении. Будучи серьезно больным, он говорит Максиму, что стоит испытывать рай и ад при земной жизни. Кроме этого, советует отчаявшемуся мужчине жить так, чтобы в старости не страшно было «раскаленные сковородки облизывать». Поп утверждает, что жизнь должна быть короткой, словно песня. Только прожив жизнь, яркую и насыщенную, не жалко будет уйти в другой мир. Так звучит гимн жизни, ее неизменному и бесконечному движению вперед. И нет ничего оскорбительного или кощунственного в жизнеутверждении: «Ве-ру-ю-у!».

Высокое философское значение приобретает этот небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ. Его оптимизм делает восприятие жизни радостным и бодрым, ведь автор призывает идти навстречу великим целям. Но для достижения своих целей нужно нести веру в душе, надо чувствовать свою душу, способную, как оказывается, болеть и переживать. А последняя фраза рассказа передает преобразование героя: от желания к уверенности, способной свершить невозможное: «Эх, верую! Верую!».

В литературе часто можно встретить героев, измученных внутренними противоречиями, как правило, это представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно нового национального героя – деревенского мужика, объясняя и доказывая, что человек думает и переживает одно и то же, живет ли он в городе или в селе, пашет землю или решает научные проблемы...

Читайте также: Национальный характер в произведении И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»

Национальный характер в произведении Евгения Ивановича Носова «Варька»

Национальный характер в произведении Василия Макаровича Шукшина «Охота жить»