Найти тему
Рассказы мамы

Во имя любви

В середине 60-х я училась в Харькове. Мест в общежитии всем не хватало, и первокурсники жили на частных квартирах. Я снимала угол у благородного вида старушки. Это была коммунальная квартира, и кроме неё там жила ещё семейная пара средних лет, без детей. Они занимали две большие комнаты. У Марии Афанасьевны, так звали мою хозяйку, была комната примерно в 16 квадратов. В комнате был тот минимум мебели, когда нет ничего лишнего, но и всё необходимое имеется: кровать, диван, шифоньер, стол, два стула. На стене висело зеркало и большая фотография семейной пары в рамке под стеклом.

Меня всё устраивало. Тем более, что домой я приходила, в основном, только ночевать. Мария Афанасьевна со мной разговаривала исключительно на "вы". Была не особенно разговорчивой. Но всё же постепенно, из обрывочных, произнесённых почти шёпотом, её рассказов я узнала, что она одинока. Что мужа её Петеньку в период репрессий забрали, а через три месяца взяли и её. Что она долго ничего не знала о муже.

Позже, когда она отбывала десятилетний срок в лагере как жена и пособница врага народа, ей стало известно, что Петеньки её больше нет. Его расстреляли. Узнала я, что после отбывания своего срока она не вернулась назад, а осталась там, и работала в больнице нянечкой. И даже после реабилитации она ещё доработала до пенсии, и только потом всё же решила вернуться в свой родной город. Здесь и поселили её в эту комнату с мебелью и даже чужой фотографией на стене. У самой же Марии Афанасьевны ничего не было. А ей ничего и не надо было с того самого времени, как забрали её Петеньку, и как через месяц после её ареста их единственный сын Мишенька покончил с собой: его отчислили из института потому, что он не стал писать отказ от родителей, врагов народа.

Я заметила, что Мария Афанасьевна частенько по выходным или праздничным дням надолго куда-то уходит. На мой вопрос коротко ответила - "гуляю". Но прогулки эти бывали и в дождливую, ненастную, явно не прогулочную погоду.

-В музее была, - как-то сказала она.

-Изобразительного искусства? - спросила я, так как других музеев не знала.

-Да.

-Я тоже люблю туда ходить. Недавно там выставка работ Серебряковой состоялась! - обрадовалась я, что наши интересы соприкоснулись.

-А я, Людочка, выросла там, - грустно прошептала Мария Афанасьевна.

Я подумала, что "выросла" она употребила в переносном смысле. Но нет. Оказывается, особняк, в котором располагался музей, был домом её родителей. И она действительно там выросла. Отец её был крупный фабрикант. В этом доме прошло её счастливое детство. Здесь она впервые на своём десятом дне рождения увидела Петеньку, своего будущего мужа.

После октябрьского переворота все её родные уехали за границу. К тому моменту она уже была замужем. И они с Петей жили отдельно.

-Я категорически отказалась ехать с ними. Мы с Петей приняли новую власть. Родные мои уехали сначала во Францию, а потом перебрались в Америку. Тогда я и не предполагала, что расстаёмся мы на всю жизнь. Я ничего о них не знаю. Где-то живут мои младшие брат и сестра. Родителей уже, конечно, нет, - поведала она. И, помолчав, грустно добавила:

-Я разговаривала на французском языке, играла на рояле и хорошо пела.

Мне стало понятно, почему она после освобождения не спешила возвращаться. Почему шёпотом рассказывала о своей прошлой жизни.

Так прошёл год. Потом я ушла в общежитие. Иногда забегала её проведать, чему она была очень рада. После летних каникул я пришла к ней уже в сентябре. Вышла соседка, и сказала, что Марии Афанасьевны больше нет.

-И что интересно, она умерла не дома, а в художественном музее. Что ей там было делать? - с удивлением добавила она.

Я поехала в музей. Долго бродила по залам. Представляла жизнь его прежних обитателей. Возможно, здесь была детская комната. А в этом зале, в центре стоял стол с фруктами, сладостями и большим тортом с десятью свечами. Вокруг бегала радостная детвора. А вот и Машенька, красавица, в розовом кружевном платьице и большим бантом на кудрявой головке. Рядом мальчик в бархатном костюме. Он немного старше её и серьёзнее.

-Машенька, я хочу, чтобы когда мы вырастем, ты стала моей женой.

-Хорошо, - ответила Машенька и засмеялась.

Играла музыка. Всё сверкало, и слышался счастливый смех.

Наверное, это было последнее, что представлялось настрадавшейся, всё поставившей на алтарь любви, женщине.

#рассказ о любви #вечнаялюбовь

#история любви