Итак продолжим.
С началом нашей инструкции можно ознакомиться здесь https://zen.yandex.ru/media/usfeu/my-ne-uchim-sdavat-ege-my-uchim-postupat-62a80b0782cf817bc9a36a72.
Вы уже определись с направлением, выписали вузы, посмотрели образовательную программу и даже изучили рынок труда. Что дальше?
Сдали ЕГЭ или экзамены в вузе. Получили баллы…
Кстати, по закону одиннадцатиклассники могут не ждать результатов ЕГЭ для подачи заявления. Результаты сами загрузятся в систему. Тут главное быть уверенным в результате.
Теперь об еще одних важных цифрах.
Минимальные баллы. Они у каждого вуза свои. Выписывайте обязательно.
Вы можете сдать русский язык на 100, физику на 100, но профильную математику на 38. Казалось бы, 238 баллов! Нет! Вы не поступили, потому что минимальный балл по профильной математике в УГЛТУ, к примеру, 39. И это фиаско! (Здесь и дальше мы часто будем указывать пример нашего вуза, не сочтите за рекламу, мы просто пишем о том, что точно знаем!)
Преодоление порога минимальных баллов не гарантирует поступление, потому они и минимальные. Но пример, приведённый абзацем выше, показывает, что если бы математика была сдана хотя бы на 39, то абитуриент гарантированно стал бы студентом, пусть и не элитного московского вуза.
Итак, перед вами схема из вузов, минимальных баллов, направлений и ваших результатов.
1. Направления подготовки (образовательная программа) – перечень заявленных вузом испытаний должен полностью соответствовать вашим результатам.
Например:
«Техносферная безопасность»
Вуз – УГЛТУ
Экзамены:
Обязательные: профильная математика (минимальный балл – 39), русский язык (40)
По выбору: физика (39), химия (39), Информатика и ИКТ (44).
Вариант для участия в конкурсе:
математика+русский язык + физика – ДА
Математика+физика+информатика – НЕТ (русский язык обязателен)
Обязательные предметы менять нельзя. Пишем об этом, потому что это один из самых часто задаваемых вопросов. Заменить профильную математику базовой – тоже нельзя!
Вот почему мы настоятельно рекомендуем сдавать больше трех ЕГЭ или экзаменов. Это увеличивает шансы для поступления.
А пока рисуйте схему и компонуйте ваши предметы, высчитывая общую сумму ваших баллов.
Допустим, вы сдали: профильная математика – 42, русский язык - 63, физика – 60. Сумма – 165. Да, невысокая. Но впадать в уныние не нужно.
Попробуем проследить судьбу абитуриента с баллами 165, который планирует поступать на направление связанное …. Допустим с транспортными процессами … и речь ведем скорее об автомобильном транспорте…
Отметим сразу, показатель в 165 баллов для вуза маловыгодный. Вы, простите, портите ему показатель эффективности, где балл ЕГЭ «зеленой зоны» начинается почти от 70.
А вы этакий уверенный троечник, у которого в советские времена шансов на высшее образование просто бы не было. Но мы-то живем здесь и сейчас, так что битва за диплом продолжается.
Скорее всего, с такой суммой придется вычеркнуть из списка топовые вузы столицы.
Что делаем дальше?
Первое! Верим в успех! Каждый год – новые условия и показатели! Вы еще не знаете, как сдали экзамены ваши конкуренты.
Вновь идем на сайты вуза и ищем, где размещены приказы о зачислении прошлых лет (1-2 года для анализа достаточно) или калькуляторы абитуриента с усредненными или точными цифрами зачисления.
Вновь выписываем и сравниваем шансы. Там, где цифры от 190 и выше – скорее всего не ваш вариант. 190 и ниже рассматриваем более внимательно.
Транспортные процессы на бакалавриате и специалитете есть в 27 вузах страны. Из них отметаем с программами типа …. организация бизнес-процессов на воздушном транспорте или ж/д транспорте. Мы же выбрали автомобильное направление. Остаётся 41 вариант в 17 вузах страны. Все еще много.
Изучаем географию – исключите города, которые точно не ваш вариант. Теперь подумайте, насколько вы будете манёвренные, чтобы предоставить оригинал документа об образовании.
! Тут совет от нас. Конечно, оригинал можно подтвердить галочкой онлайн. Но стоит вспомнить ситуацию с некоторыми вузами в прошлом году, когда за несколько часов до окончания подачи согласия, сайты после хакерской атаки легли. Сколько было слез, жалоб…
А в этом году мало подать согласие. Нужно заявить оригинал в одном месте! Лазейки как в предыдущие два года, когда не совсем честные абитуриенты отправляли согласие в несколько вузов, не будет! Оригинал в одном вузе. На одном направлении. Точка!
Решайте, положить вам «живой» аттестат в папку в приемной комиссии со списком приоритета зачисления на направления в вузе или довериться глобальной сети, надеясь на отсутствие сбоя в системе.
По закону список вузов необходимо сократить до 5. Не обязательно подавать во все 5. Точнее совсем не обязательно, подавать во все 5. Но большинство рассылает документы, раз разрешено, то и нужно подать. Это, кстати, говорит о том, как трудно спрогнозировать свое положение в списке.
5 вузов х 5 направлений = 25 направлений, а зачисляемся в 1. Значит в 24 списках, вы фоните и мешаете другим. А сколько таких абитуриентов мешает вам? А есть вузы, которые разрешили подавать на 10 направлений!
Наша рекомендация: выбрать 2-3 вуза в одном городе. Это: достаточно широкий выбор программ, возможность оперативно реагировать на ситуацию в ходе приемной кампании. Причем присутствовать лично, если не доверяете технике. Аттестат можно и на трамвае из одного вуза в другой перевезти.
Не исключено, что вплоть до последнего дня подачи документов, вам придется отозвать заявление (речь пока даже не о согласии и аттестате) из одного вуза, и отправить в другой.
Теперь о времени подачи документов. Стоит ли тянуть или торопиться. Не тяните, но и не бегите сломя голову. Спокойно подавайте документы, не оставляйте все на последний день. Заглядывайте в рейтинговые списки, смотрите как меняется ситуация.
Конечно, в этом году за ней следить будет сложно. Списки точно будут не именные. И если абитуриент не воспользовался СНИЛС, то в каждом вузе у него будет свой номер.
И все-таки следить можно.
Мы помним у нас 165 баллов, и мы интересуемся транспортными процессами.
Куда подать документы? Рассмотрим на примере нашего вуза. По сути в вузе три направления, куда можно подать документы.
Технология транспортных процессов. Смотрим профиль: организация перевозок и безопасность движения. Работать можно как в ГИБДД, так и в компаниях по организации перевозок. А еще городские, областные комитеты по организации дорожного движения, автодоры, управления дорогами и т.д.
Баллы прошлых лет – 175. А количество мест? Было 25, стало 20. Значит конкурс может быть выше.
Но! Мы видим, что русский язык в этом году сдали хуже (Средний тестовый балл: 68,3 (71,43 в 2021 г.), профильную математику выше (Средний тестовый балл: 56,86 (55,1 в 2021 г.), но профильную математику сдавали всего 302 тыс. человек, против 366 тыс. в 2021 году. Кроме того, значительно сократилось количество людей, сдающих физику. Результаты ждем 22 июня.
При всех вводных, документы на это направление подаем - шанс поступить неплохой.
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Два профиля: Автомобильная техника и сервисное обслуживание. Электронные системы управления транспортными средствами. Это больше в направление обслуживания транспорта (сервис, запчасти), работа на предприятиях машиностроения и т.д.
Баллы прошлых лет – 170. Мест в этом году 39, в прошлом году – 20. Почти в два раза больше. Значит, ставим это направление в приоритет по зачислению.
Наземные транспортно-технологические средства. Большой выбор профилей: Автомобили и тракторы. Автомобильная техника в транспортных технологиях. Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудования. 65 мест против 40 в прошлом году. Балл 170. Точно подаем! Да еще и специалитет!
3 направления заняли. Осталось два…
И вот тут мы выберем самые большие направлений по количеству бюджетных мест.
Лесное дело и Технологию лесозаготовительных и деревоперарабатывающих производств.
Зачем?
Расскажем в следующей статье, а еще о том, как можно поступить на одно направление, а диплом получить тот, который хочешь. Как можно поступить на контракт, а закончить вуз на бюджетном месте. Абсолютно законно.
Пишите в комментариях вопросы, чтобы мы дали на них ответы.
Продолжение скоро….