В предыдущей статье мы определили основные паттерны развития международного взаимодействия России и Японии. В этой части перейдем к цифрам.
Япония не только ввела запрет на экспорт транспорта и оборудования, но и сделала невозможным импорт российской нефти. Обратимся к данным, представленным Ru-Stat. Интересно, что сервис опубликовал информацию только за период до января 2022, видимо, чтобы не шокировать общественность цифрами новой действительности.
71% экспорта из России в Японию составляли минеральные продукты, причем 98% из всего экспорта минеральной продукции приходилось на нефть. Для Японии потеря столь значимого партнера означает необходимость поиска новых мест либо добычи углеводородов, либо их закупки. Премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил, что решение было очень тяжелым: "Что касается нефти, то для нашей страны, во многом зависящей от импорта энергоресурсов, это очень тяжелое решение, но сейчас время, когда единство G7 важнее всего. С учетом заявления лидеров "семерки" мы решили в принципе запретить импорт российской нефти". И действительно, строя свою экономику исключительно на сфере слуг, страна, бедная природными ископаемыми, всегда энергию импортировала.
Выход японцы нашли, точнее сказать, полумеру. Речь идет об их доле в программах нефтедобычи "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Конечно, на камеры японские политики заявляют, что со временем откажутся и от этого источника, однако генеральный секретарь правительства Хирокадзу Мацуно определил их планы насчет вышеуказанных проектов достаточно четко: "Сахалин-1" и "Сахалин-2" являются крайне важными проектами для нашей страны, которая в большей части зависит от импорта энергии. Мы продолжим сохранять долю в них с точки зрения долгосрочного стабильного обеспечения энергией и крупномасштабного производства энергии".
Экспорт в Японию только за январь 2022 года принес России $874 млн, $624 млн из которых приходится на нефть. Если мы сравним с прошлым годом (январь 2021), то увидим, что прибыль с поставок увеличилась более чем в 3 раза (на 334%). И говорим мы, по большей части, об увеличении объема торгуемой нефти, а не о повышении ее стоимости. В этой связи я бы ожидал смягчения санкций в отношении России. Учитывая еще и то, что сальдо торгового баланса у России при торговле со Страной восходящего солнца всегда было положительным.
Также стоит упомянуть и о запрете на экспорт российских металлов в Японию (на них приходится более 8% экспортируемой продукции). Несмотря на то, что объемы их торговли несопоставимы с объемами торгуемой нефти, алюминий и черные металлы широко используются в промышленности. Однако за прошедший год Япония на треть сократила их импорт из России.
Теперь о транспорте и аппаратуре. Данные статьи в российском импорте на японском направлении являются самыми значимыми. На транспорт (97% из которого наземный) приходится практически 50% всей импортируемой из Японии продукции. На оборудование и аппаратуру - 28.8% (в основном, ядерные реакторы и котлы). Таким образом, запрет Японии на экспорт данной продукции, с одной стороны, серьезно усложнит жизнь России в плане развития инфраструктуры, с другой стороны, не даст японцам получать ±$600 млн ежемесячно. Достаточно критичным является и то, что за последний год Россия серьезно увеличила закупки по данным статьям - на 63% по транспорту, на 55% по аппаратуре. На фоне всего этого становится понятно, почему Lada такими быстрыми темпами пытаются привести в чувство.
Если без японского транспорта пережить еще получится, то поиск аппаратуры для ядерной энергетики станет актуальной проблемой для России.
Пока не будет доступна подробная статистика за февраль-май 2022 года, делать выводы о крахе российской экономики или ее взлете не представляется возможным. Однако мы можем ожидать примерно к концу августа либо снятия части санкций, касающихся экспорта российской нефти в Японию, либо пересмотра долей в "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В вопросах транспорта существенных изменений ожидать не стоит, Россия заняла четкую протекционистскую позицию и будет создавать с нуля и развивать уже готовое производство на собственной территории. Тем более, железнодорожный транспорт в Японии и не закупался, поэтому на тенденцию развития сети железнодорожного полотна в России экономическая конфронтация влияния не окажет.