Ритуалов и правил, связанных с проходом в дверь и пересечением порога дома — огромное множество. Рассказываем, зачем рассыпать у порога семена мака, в каких случаях нельзя заходить дальше середины избы и как избавиться от бородавок.
1. Здороваться через порог нельзя
А то поссоритесь
Порог — это место, которое делит пространство на «свое» и на «чужое», с ним связаны многие правила бытового этикета. С пришедшим не здороваются через порог, не подают руки, не прощаются, не целуются, не передают вещи и даже не разговаривают, любой хозяин вам скажет: «Не стой на пороге, проходи в дом». В этом смысле порог осмысляется как граница между домом и окружающим миром, а человек, с которым вы обменялись приветствием таким образом, становится не «своим», а «чужим». Вот почему самое распространенное толкование на эту примету — «к ссоре». Кстати, на такие культурные привычки и бытовые ритуалы не влияет ни статус, ни уровень образования, будь вы университетский профессор или доктор медицины — через порог вы скорее всего здороваться не будете.
2. В ночь на 7 июля надо рассыпать на пороге дома семена мака
Это защита от нашествия ведьм
7-е июля — это Иванов день, он же Иван Купала. Обряды, совершаемые в в канун этого праздника, разнообразны: люди собирают травы, плетут венки и гадают, украшают постройки зеленью, обливаются водой. Но главным действом купальской обрядности оказывается изгнание нечистой силы и ведьм, которые, как считается, наиболее опасны в это время.
Считалось, что если рассыпать у порога семена мака, то ведьмы, которые могут бесчинствовать в ночь на Ивана Купала, займутся другим делом — будут считать зернышки.
Мак наделяется в культуре защитными свойствами во многом благодаря обилию семян: их якобы так много, что пересчитать невозможно. Именно поэтому мак считается действенным оберегом от нечистой силы: его сыпали в могилу самоубийцы или колдуна, чтобы тот не ходил, приговаривая: «Тогда в дом войдешь, когда этот мак соберешь», обсыпали маковыми зернышками дом.
3. Сватам нельзя заходить дальше матицы (потолочной балки)
Сваха и сваты вели себя странно: входили в дом, крестили порог палкой или двери кнутом; не здоровались за руку, не раздевались и останавливались у дверей под матицей — естественной границей между входным и домашним пространствами. Затем, не садясь и не снимая верхней одежды, сообщали о цели своего прихода и вступали в переговоры. Только после того, как согласие получено, им предлагали пройти дальше (за матицу) и сесть за стол.
Еще более странно вела себя невеста. Если она была согласна выйти замуж, то мела веником при сватах от порога, забирала себе монету из выпитого стакана водки (эту монету клали в стакан сваты), оставляла себе принесенный сватами хлеб. Если же была не согласна, могла молча встать из своего угла и накинуть на икону, стоящую в красном углу, платок, и так же молча уйти на свое место.
4. Запихнуть нить с энным количеством узелков под порог
Так избавлялись от бородавок
Для лечения бородавок под порог закапывали нить с узелками по числу бородавок. Можно пошептать заклинание: «Как эта нитка пропадет, так и пусть бородавки сойдут».
Порог как пограничное пространство считался подходящим местом для магических действий в народной медицине. На нем читали заговоры, лечили больных и даже изготовляли лекарства. Например, если у человека болела спина, ему следовало полежать на пороге, на пороге лечили от грыжи со словами: «Грыжа, грыжа, тебе загрызу!». Если младенец долго не начинал ходить, его переводили через порог — считалось, что таким образом он преодолеет символическое препятствие, которое мешает ему начать.
5. Вывесить на ворота пук крапивы, а рядом положить перевернутые метла, ухват и вилы
Снова способ защититься от ведьм
Жгучие и колючие растения типа крапивы (можжевельник, чертополох, чертогон) — универсальные обереги от разных неприятных обстоятельств: крапивой выгоняли болезнь (вспомните крапивные веники в бани), отгоняли нечистую силу. Кстати, похожее значение было и у железных острых предметов: у иголки, булавки и даже бороны. Чтобы ведьма не проникла в жилище и не нанесла вред людям и скотине, на воротах дома, в порог хлева и дома втыкали иголку или в дверях затыкали пучки крапивы и другие колючие растения. При этом считалось, что ведьма, пытаясь проникнуть в дом, обожжет и уколет себе пальцы. Дополнительно возле дверей хлева ставили борону зубьями вперед или перевернутые метлу, вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу и другие колющие и металлические предметы.
6. Открыть двери и окна нараспашку во время родов
Логика у этой приметы связана с представлением об эквивалентности человека и окружающего его пространства: если пространство будет максимально открыто и свободно, то и роды пройдут легко. Для этого в доме открывали все двери, окна, замки, а в некоторых случаях даже снимали крышу дома. При трудных родах открывали заслонку и жгли бумагу в печи говоря: «Как дым в трубу идет, не останавливается, так бы плод у рабы Божьей шел, не останавливался». Кстати, если человек долго умирал, делали похожие вещи, чтобы облегчить его уход.
7. Спрятать под порогом бани убитого черного петуха
Так строители бани задабривали банника
Каждой хозяйственной постройке в деревне приписывался свой хозяин. В доме жил домовой, в гумне — гуменник, в овине — овинник, а в бане — банник или обдериха. Считается, что банник обычно невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника, кошки или собаки.
Чтобы банник не ошпарил кипятком, не бросался раскаленными камнями, не напустил угар, ему оставляли в бане воду, мыло и веник. Банник — вредоносный мифологический персонаж: он пугал тех, кто приходил мыться поздно ночью или последним после нескольких смен парившихся, душил их и даже сдирал кожу, мог подменить новорожденного младенца, подкладывая вместо него подменыша — уродливого ребенка, который жил лишь несколько лет, а потом умирал или превращался в банный веник, в головешку.
Чтобы банник не пакостил людям, строители совершали своего рода «строительную жертву», кладя под порог бани убитого черного петуха.
8. После гостей пролить воду через дверную ручку
Чтобы ребенок крепко спал
Большое количество народа в доме не самое лучшее средство для спокойного сна. Как считалось, ребенка могли намеренно или ненамеренно сглазить, похвалив его или просто посмотрев. В таких случаях ребенок долго не засыпал, плакал, и мать или бабушка, чтобы успокоить, умывала его специальной водой. Брали чашку с водой, ложку, и, благословясь, проливали воду ложкой сквозь ручку входной двери, выливая воду обратно в чашку. Затем ребенка умывали или давали ему выпить этой воды.
Почему именно ручка двери? Во-первых, тут важна символика железа, которое обладало свойствам отгонять плохое — нечистую силу, болезнь, Например, во время родов обмывали ложки, скобы у дверей и этой водой обрызгивали роженицу от сглаза. Во-вторых, не стоит забывать и о следующей логике: ручка двери прибита косо, по диагонали, а дурной глаз и его действие в некоторых областях Архангельской области называют «оприко́сить». Таким образом, последствия дурного, косого взгляда исцеляются подобным.
9. Постучать по косяку три раза, если что-то забыл в доме
Иначе не будет удачи в этот день
Здесь все просто: незапланированное возвращение осмысляется как модель неправильного или неудачного поведения, которое может преследовать человека весь день. Именно поэтому люди, возвращаясь домой за забытыми вещами, стараются (иногда неосознанно) «обнулить» неправильную программу, сделать это не возвращением, а запланированным приходом домой. Считается, что переступив порог, надо постучать по дереву (как будто бы постучать в дверь, когда приходишь) или посмотреться в зеркало (как делают, когда выходят из дома). После этого «программа» исправлена, и правильный выход из дома можно считать состоявшимся.
Илья Ферапонтов и Никита Петров