Кларенс Кинг просто не верил своим ушам. Он многое повидал, но чтобы алмазы, рубины, сапфиры и изумруды буквально лежали под ногами, да ещё и в одном месторождении - прямо поле чудес какое-то ...
На дворе стоял 1872 год. Промозглым февральским вечером в здание Банка Калифорнии в Сан-Франциско явились два необычных посетителя. В руках одного из них была туго набитая холщовая сумка.
Работнику банка мужчины представились Филиппом Арнольдом и Джоном Слэком. Оба промышляли старательством на западе США и искали золото. Но на хранение в банк они принесли вовсе не драгоценный металл - сумка оказалась до отказа наполнена алмазами, рубинами и изумрудами.
Вторая половина 19 века была богата на обнаружения значимых месторождений драгоценных камней - несколько крупных алмазных рудников в Африке, новые залежи рубинов и сапфиров в Бирме и на Цейлоне. И лишь северо-американский континент оставался, как говорится, не у дел. А для Штатов, у которых даже колесо должно быть круглее, чем у всех остальных, это было настоящим ударом ниже пояса.
О клиентах с драгоценной находкой было тут же доложено президенту банка Уильяму Ралстону - заядлому скептику и крупнейшему финансисту Сан-Франциско, сколотившему состояние на весьма рискованных сделках и смелых инвестиционных решениях.
Банкир в срочном порядке назначает везучим старателям встречу. В этом деле проволочки недопустимы - а ну как кто другой прознает про находку и опередит Ралстона?
Арнольд и Слэк пришли к банкиру. Финансист предложил им показать на карте точное место, где они обнаружили камни. Старатели замялись - мол, точно не помним, в географии не сильны, конкретного штата тоже не назовём, то ли Колорадо, то ли Вайоминг ... Но на месте дорогу показать сможем.
Ралстон списал такое поведение на неграмотность работяг и сделал им предложение о партнёрстве. Те попросили пару дней на размышление, после чего согласились взять банкира, что называется, в долю.
И хотя Ралстон был известен своими решительными финансовыми вливаниями, он, всё же, не имел склонности пускать деньги на ветер. Прежде, чем вступить в столь перспективное предприятие, нужно было убедиться, что овчинка стоит выделки.
Финансист выдвинул Арнольду и Слэку условие - они должны сопроводить двух специалистов на место, чтобы те дали своё заключение и оценили перспективы. Старатели согласились, но при одном условии: заключительную часть пути посланники Ралстона должны проделать с завязанными глазами.
Банкир с пониманием отнёсся к такому недоверию и дал согласие. Через несколько дней инспекторы вернулись с горящими глазами - камней там столько, что они, в буквальном смысле, валяются под ногами.
Ралстон в это время без дела тоже не сидел. Он проверил личности Арнольда и Слэка, чтобы исключить злой умысел с их стороны.
Оба старателя оказались порядочными парнями - трудяги, опытные золотоискатели, оба выходцы из провинции, криминальным прошлым не обременены. Причин заподозрить их в мошенничестве не было. Да и вряд ли у деревенских парней хватило бы хитрости для коварного обмана такого искушённого финансового дельца.
А Ралстон, тем временем, уже пригласил из Лондона своего старинного приятеля и, по совместительству, опытного специалиста по биржевым спекуляциям Эсбери Харпендинга. У него уже был опыт в горном бизнесе, а услышав о таком заманчивом предложении, он немедленно выехал в Сан-Франциско.
Чтобы удостовериться в качестве камней, Арнольд и Слэк отправились на месторождение и через пару дней привезли драгоценную добычу. Они передали находку Харпендингу, чтобы тот продемонстрировал её своим приятелям и потенциальным партнёрам.
Ну а для ещё пущей надёжности, Харпендинг и Ралстон решили отправить камни на экспертизу Чарльзу Льюису Тиффани - основателю ювелирного дома Tiffany & Co и самому авторитетному специалисту по драгоценным камням во всей Америке.
Не знаю, насколько эта версия правдива, но есть предположение, что Чарльз Тиффани при оценке камней просто не захотел ударить в грязь лицом. Он обладал огромным опытом оценки и работы уже с огранёнными камнями, но далеко не так хорошо разбирался в самородках. Но чтобы не показаться некомпетентным, он намеренно заявил о невероятной ценности и безупречном качестве драгоценных камней.
Дело оставалось за малым. Необходимо было провести геологическую разведку. Выбор пал на опытнейшего в своём деле горного инженера Генри Жанина. Его оценки всегда были точны и безошибочны, но как говорится, и на старуху бывает проруха.
Прибыв на место, Генри Жанин и его помощники обследовали около 1 акра (4046,86 кв. м) земли и обнаружили там алмазы, рубины, сапфиры и изумруды. Причём для этого даже не пришлось глубоко копать - достаточно было просто внимательно смотреть под ноги.
Жанин получил за работу $2500, а кроме этого ему пообещали 1000 привилегированных акций компании по $10 за штуку. Горный инженер уже потирал руки и представлял, как через пару месяцев акции подорожают минимум до $40 и, продав их, он получит чистую прибыль в $30 000.
Жанин решил идти ва банк. Его не смутило, что драгоценные камни резко заканчивались за пределами того самого обследованного им акра земли. А потому он решил преувеличить площадь месторождения до 3000 акров и вернулся в Сан-Франциско с весьма многообещающим отчётом.
Сомнений не оставалось. Ралстон и Харпендинг со спокойной душой стали привлекать партнёров, собрав весь цвет американской финансовой элиты. Даже барон Альфонс Джеймс де Ротшильд через посредника принял участие в этом предприятии. А уж всем известно - Ротшильды в бизнесе не ошибаются.
Филиалы новоиспечённой алмазодобывающей компании с первоначальным капиталом в $2 млн открыли двери в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Газеты наперебой писали об удивительном открытии, возможно, одного из крупнейших месторождений в мире.
И тут раздался первый тревожный звоночек, на который не обратили внимания партнёры. Арнольд и Слэк решили продать свою долю за $300 000 и предоставить акулам бизнеса возможность зарабатывать миллионы без них. И это при том, что Ралстон ранее уже выплатил им в качестве аванса $250 000.
Кроме того, слухи о невероятной находке дошли до Кларенса Кинга - опытного геолога, возглавлявшего Геологическую службу Соединённых Штатов. На протяжении последних пяти лет Кинг занимался исследованием запада Америки.
И какого было его удивление, когда на землях, которые он так старательно и внимательно изучал последние годы, вдруг совершили такое открытие. Как он мог проморгать?
На кону была его репутация, ведь если месторождение и впрямь столь богато, то правительство США просто прекратит финансирование его проектов.
Кинг решил встретиться с Генри Жанином и лично всё разузнать. Выслушав рассказ, Кларенс просто не поверил своим ушам. Он многое повидал, но чтобы алмазы, рубины, сапфиры и изумруды буквально лежали под ногами, да ещё и в одном месторождении - прямо поле чудес какое-то ...
Неужели Жанина ничего не смутило? Процессы формирования алмазов, рубинов, сапфиров и изумрудов ощутимо отличаются, поэтому обнаружить их вместе просто нереально.
Кинг решил сам поехать на место и всё выяснить. Месторождение располагалось на северо-западе штата Колорадо, где как раз работала исследовательская группа Кинга.
Прибыв на место, геолог сразу понял - поле чудес имеет рукотворное происхождение. Никаких залежей драгоценных камней здесь нет и в помине.
Вернувшись в Сан-Франциско, Кинг выпустил для прессы заявление, в котором был раскрыт обман столь невообразимого масштаба.
Партнёры компании настояли ещё на одной экспедиции - никто просто не хотел верить в то, что главных воротил американской финансовой системы обвели вокруг пальца двое простых деревенских парней.
25 ноября 1872 года экспедиция вернулась в Сан-Франциско с заключением - на исследуемом участке нет никакого месторождения, драгоценные камни были разбросаны на относительно небольшом участке земли для видимости.
Пресса просто смешивала с грязью имена всех партнёров компании. Больше всех пострадал Уильям Ралстон, репутация которого была растоптана. Он так и не смог восстановить своё доброе имя и в 1875 году покончил с собой - его тело выловили из пролива Сан-Франциско.
Зато Кларенс Кинг стал, практически, национальным героем. Шутка ли, разоблачил такую простую и, одновременно, гениальную аферу.
Что касается Арнольда и Слэка, то они каким-то чудесным образом избежали наказания за мошенничество. Филипп Арнольд через пару лет стал владельцем банка, а в 1878 году обиженный клиент разрядил в него обойму, ворвавшись в офис. Новоиспечённый банкир тогда получил ранение в плечо, но через 6 месяцев скончался от пневмонии в возрасте 49 лет.
О Джоне Слэке информации меньше, но известно, что он стал владельцем похоронного бюро и скончался в возрасте 76 лет.
В общей сложности, Арнольд и Слэк получили от этой аферы, по предварительным подсчётам, $550 000. На сегодняшний день, это порядка $9 млн.
Вот такая история. Благодарю каждого, кто дочитал эту длинную статью до конца! Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))
Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации ) Желаю Вам хорошего дня и отличного настроения!
С уважением, Каменная сказка.