Друзья, приветствуем вас на нашем канале «ДокаМЕД» – мы рады, что вы к нам присоединились.
Давайте сразу поговорим о том, что же такое доказательная медицина, и чем она отличается от традиционной.
Направление доказательной медицины начало активно развиваться в 90-х годах XX века, хотя начало ей было положено еще за сорок лет до этого, в США и странах Западной Европы. Врачи все чаще задавались вопросом: как определить реальное, истинное воздействие того или иного лекарственного средства на пациента, если учитывать, что во многих случаях срабатывает эффект плацебо.
При попытке отделить «котлеты от мух» родилась доказательная медицина, и ее основные принципы – прозрачность и равноправие.
Но это – в идеале. Поскольку доказательная медицина – истинный продукт капитализма, несмотря на изначально гуманистические стремления, корпоративные лобби стремились быстрее освоить этот лакомый кусок. Почему – нетрудно догадаться. Но для этого нужно точно понимать, что такое «двойной слепой метод», основной исследовательский инструмент доказательной медицины.
- Итак: этот метод предусматривает случайное (это важно!) разделение пациентов на группы, одна из которых получает не испытываемый препарат, а плацебо, либо же традиционное для лечения конкретного заболевания лекарство. При этом ни пациент, ни врач-исследователь не знают – какой именно препарат получают пациенты. Поскольку пациенты распределяются по группам случайным образом, подобные исследования называются рандомизированными.
Учитывая, что в доказательной медицине существуют также и уровни доказательности, открывается просто невиданное поле деятельности, связанное с продвижением того или иного лекарственного средства на фармрынок. Грубо говоря, качество добросовестности подобных исследований всегда завязано на человеческом факторе.
Если все это так, то почему мы должны верить доказательной медицине, спросите вы. Потому что, если рассматривать подобные научные явления с математической точки зрения, при прочих равных данных эта сфера наиболее стандартизирована, а ее методологический инструментарий учтен во всех протоколах. Это означает бОльшую защищенность пациента и врача в юридическом понимании, грубо говоря – всегда можно выяснить, откуда растут ноги.
Вся медицина в целом не имеет ничего общего с Розовопонией. Несмотря на гуманистические истоки, наука эта жесткая, местами – предельно циничная, зависящая от правящего строя и политической ситуации, а слабонервным в ней делать нечего. Однако она спасает миллионы жизней; подвижников, энтузиастов и талантливых гуманистов в ней все же больше, чем аффилированных чиновников от науки, а значит – медицина должна и будет развиваться не во имя обогащения корпораций, а во имя жизни.