Найти тему

Сокровища из бабушкиного сундука

Дети Гайнулы и Хатимы Габайдулиных свято чтят память о своих родителях, стараются следовать заложенным ими семейным традициям. Редко кто хранит национальную одежду предков, а в этом семействе берегут её и по особым случаям даже наряжаются. Вот и к приходу корреспондента дочери Мария, Фаина, Галина и Зиночка открыли заветный сундук…

— В нём находится одежда нашей любимой мамочки, — рассказывает Мария Григорьевна Авхадиева. — Она даже сохранила её запах. Поднесёшь платье к лицу, ощутишь материнское тепло, и слёзы на глаза наворачиваются — такие трепетные воспоминания связаны с нашими родителями…

В роду Габайдулиных восемь детей, 18 внуков, 33 правнука и 11 праправнуков. Гайнула был участником Великой Отечественной войны, дважды ранен, демобилизован в связи с тяжёлой контузией, работал в милиции. Все дети и внуки знают о его боевом пути, гордятся им. И часто вспоминают мать, бабушку и прабабушку Хатиму — эту маленькую, но такую сильную женщину, хранительницу домашнего очага.

— Мама всегда ходила в нашей башкирской национальной одежде, — включается в разговор сестра Марии — Фаина Григорьевна Борель, в квартире которой мы и рассматриваем вещи из сундука. Она даже согласилась продемонстрировать эти наряды на себе. Фаина вышла в соседнюю комнату, где с помощью другой сестры, Зины, облачилась в платье матери и предстала в полной красе. Длинное платье с оборками по низу, камзол с нашитыми монетками, платок на голове, а поверх его длинная накидка… Всё такое яркое, цветастое! И Фаине как раз впору — она такая же хрупкая и миниатюрная, как мать.

— Мама всегда ходила в ярком национальном платье, даже по дому, — продолжает рассказ Фаина. — А мы, конечно, носили уже современную русскую одежду. Мама сама шила мальчишкам рубашки, нам — простенькие платьица. А башкирские наряды заказывала у портнихи, это была наша родная тётя. Выйдет, бывало, на улицу гусей выгонять, камзол на ней красный, платье синее. Папа любовался. Называл её «моя кукла».

-2

В рукоделии Фаина обошла свою маму. На диванах, кровати в её квартире — лоскутные покрывала, подушки, сделанные её умелыми руками. В шкафу много полотенец — тоже сшитых ею. Дверные проёмы в комнаты Фаина завешивает шторами. Дочь настаивает: «Сними!», а она: «Нет! Так было у мамы». В своё время она шила куклы, одна из них всё ещё хранится на тумбочке в углу.

-3

— На куклах я училась шить одежду, — смеётся Фаина. — Как самая старшая в семье, обшивала своих сестёр. Причём делала всё вручную. Лишь потом маме удалось купить у соседки, в рассрочку, швейную машинку, семья-то у нас была небогатая. Гале и Зине я шила наряды на свадьбу. Когда училась в техникуме, обшивала всех сокурсниц, денег за это не брала.

А ещё Фаина любила рисовать, особенно лошадей, так как отец всегда их держал. Не раз сёстры ей часами позировали, чтобы увидеть свои портреты. Получалось похоже, жаль те карандашные рисунки не сохранились! Учитель В.И. Сосенков ей говорил: «Тебе, Фая, надо учиться, поступать в школу модельеров».

— Но куда мне было в модельеры, — говорит Фаина. — Я после школы год в книжном магазине отработала, чтобы одежду и обувь себе купить. Не поедешь же поступать в техникум в том, что было?

-4

Все дети в семье Габайдулиных хорошо учились, родители настаивали, чтобы они серьёзно относились к русскому языку. «Русский язык вам в жизни пригодится», — говорила дальновидная Хатима. У Фаины уже в пятом классе по русскому языку была пятёрка. А младшая сестра Галя, как Филиппок из рассказа Льва Толстого, сбежала в школу вслед за Фаиной, раньше срока. Пришла в класс, села за парту и заявила: «Хочу учиться!». Что же тут поделаешь, разрешили, тем более что девочка уже многое знала и умела.

Гайнула требовал, чтобы дети вели дневники (они тоже не сохранились), следил за тем, какие книги они читают, сам подбирал литературу. Поощрял их старания: «Если у кого четвёрка или пятёрка, повезу в цирк или зоопарк, троечников не возьму!» — говорил он.

Семья была многодетной, дружной, такой весёлой, что подруги и друзья не хотели уходить, задерживались в гостях допоздна.

— Многие мамины платья, — подытоживает разговор Фаина, — раздали родственникам, они их тоже хранят. Мы передадим их своим внукам. Надеемся, что и они будут трепетно относиться к нашей башкирской культуре.

Галина Огонькова

# #личнаяистория #искраеткуль