Найти тему

Были соседями по парте — стали мужем и женой

В начале нынешнего года жители Коелги Валентина Петровна и Вадим Яковлевич Алексеевы отметили 65-летие совместной жизни. Дети фронтовиков, они хранят фотографии своих отцов, но главная память — в их сердцах.

Валентине было всего четыре года, когда её отец Пётр Григорьевич Борков ушёл на фронт. Кажется, что может остаться в памяти у такой маленькой девчушки? Но она помнит, что отец ходил в длинной шинели, а из рассказов матери знает, что работал он начальником отдела кадров Зауральского филиала ЧТЗ и одновременно исполнял обязанности секретаря партийной организации. Помнит, как вместе с собачонкой бегала по вечерам встречать его с работы. И навсегда остались в памяти прощальные слова отца: «Вот и я ухожу на фронт, слушайся маму и бабушку».

Пётр Григорьевич ушёл на войну добровольцем. Отучился на срочных курсах командиров. Вскоре был сформирован эшелон из новобранцев. О том, что было впоследствии, рассказал земляк Пивоваров, находящийся в том же эшелоне. На подступах к Москве на поезд налетели немецкие самолёты, бомбы градом посыпались на вагоны. Домой, в посёлок Зауральский, где в то время жила семья, пришло извещение: «Петр Григорьевич Борков пропал без вести…»

— Как-то мне попала в руки документальная книга Злобина «Пропавшие без вести», — рассказывает Валентина Петровна. — И я там обнаружила странные совпадения по датам, фамилиям. В книге рассказывается о восстании пленных в Бухенвальде, одним из руководителей восстания был Пётр Борков. Может, это был мой отец, попавший после бомбёжки в плен? Теперь можно только предполагать. Мама везде писала, искала его, но ответ был один: «Пропал без вести…»

Валентина Петровна помнит, как они с матерью голодали в военные годы, когда у них украли продовольственные карточки. Мать продала вещи, мебель. Если бы не помощь соседей, не жить бы им тогда на этом свете.

Возможно, от отца, партийного работника, передалась Валентине твёрдость характера. С пятого класса она жила на квартирах, так как там, куда уехала работать мать, не было школы. О своих хозяйках у неё остались только тёплые воспоминания.

— По утрам тётя Дуся Дутова будила меня словами: «Валя, золотко, вставай!» Сама бедная-пребедная, она не отделяла меня от своих двоих детей. Я была у неё как ещё одна дочь.

Так получилось, что, не найдя понимания со стороны учителя физики, Валентина бросила десятый класс и перешла учиться в вечернюю школу, соседом по парте оказался будущий муж — Вадим. После десятилетки окончила курсы продавцов, но прежде чем начать работать, поступила в Миасское педучилище.

— Я хотела быть или учителем, или доктором, или вечным студентом, — смеётся моя собеседница. — Так и получилась, в общей сложности я проучилась 15 лет, а если учесть курсы усовершенствования учителей, то ещё больше.

-2

Узнав о том, что в магазине работает девушка — студентка педучилища, директор Коелгинской школы пригласил её поработать вместо заболевшей учительницы начальных классов.

— Так и попала я в школу, — рассказывает Валентина Петровна. — Директор предложил продолжить обучение в институте. Поступила на биологический факультет. Мой педагогический стаж составляет 34 года. Работая учителем биологии, занималась ещё и пришкольным участком площадью шесть гектаров, на котором для нужд школы выращивали картофель, морковь, свёклу, капусту. На участке работали дети, по два часа в день.

По словам Валентины Петровны, они не уставали. На участке был построен дом с двумя комнатами — для мальчиков и девочек. Вечерний костёр, на котором пекли пирожки с кисляткой, танцы, песни — дети были в восторге от такой романтики.

— Странно, что сейчас детям запрещают работать на участке, да и родители не дают на это согласие. А ведь от труда только одна польза, — недоумевает Валентина Петровна.

Соседство за одной партой переросло в дружбу. Правда, Валя не сразу приняла ухаживания Вадима. Нередко подшучивала над ним, порой даже дерзила. «Ты мне нравишься», — как-то обмолвился он. «А ты мне нет!» — парировала она, хотя уже тогда ей был по душе спокойный и трудолюбивый парень. Но — характер, ничего тут не попишешь! Свадьбы у молодых не было. Откуда у бедных семей на это средства? Вадим пришёл свататься с отцом и дядей, попросил руки Вали у её тёти (мать в то время работала в другом месте), получил согласие — вот и весь обряд.

Первое время жили вместе с родителями Вадима в двухкомнатной квартире в пятиэтажке. И тогда уже завели порядок: домой без книг не возвращаться. В настоящее время в домашней библиотеке Алексеевых более тысячи экземпляров книг. Много собраний сочинений отечественных и зарубежных классиков. Книги занимают две стены в зале, от пола до потолка. Они не стоят на полках мёртвым грузом. Валентина Петровна в связи с проблемой по зрению, стала читать меньше, а вот Вадим Яковлевич прочитывает каждые пять дней по книге. А уж в своё время они читали всей семьёй! Дочь Алёна уже в четыре года была записала в сельской библиотеке.

У каждого из супругов много наград. Вадим Яковлевич до пенсии работал машинистом камнерезной машины на руднике. Именно он внёс рационализаторское предложение о возможности работать одновременно на двух машинах, за что ему был вручён орден Трудовой Славы. Вадима Яковлевича также наградили поездкой в Германию, он часто вспоминает о днях, проведённых там. А Валентина Петровна имеет почётный знак «Отличник народного просвещения, грамоты районного, областного и республиканского уровней.

Супруги Алексеевы вырастили двух сыновей и одну дочь, у них сейчас восемь внуков и пять правнуков, которые ценят своих дедушку и бабушку, уделяют им своё внимание. И, конечно, знают, что их прапрадеды были участниками Великой Отечественной войны и гордятся ими. Пётр Григорьевич Борков, отец Валентины, как говорилось выше, пропал без вести. А Яков Долматович Алексеев, отец Вадима, прошёл всю войну, был участником Сталинградской битвы, домой вернулся в сорок пятом, весь израненный, умер в 1977 году.

Галина Огонькова