Сегодня расскажу про одну теорию типологии культур. Мне она нравится своей оригинальностью и образностью. А ещё дуалистичностью, то есть в ней культуры делятся на два противоположных типа. Мне близка диалектика, то есть представление о том, что сущее основано на единстве противоположностей, и в этой теории как раз описываются два противоположных типа культуры, которые могут образовывать единство.
Это теория немецкого этнолога Лео Фробениуса. Он считал, что у каждой культуры есть своя «душа» — «пайдеума», определяемая как способ создания смыслов. Причём культура не создаётся людьми, а сама формирует людей, своих носителей. Фробениус делил все культуры, и прежде всего архаические африканские, на теллурические и хтонические. Оба эти понятия происходят от слова «земля», но «теллурический» — от латинского «теллус», земля в смысле холма или насыпи, а «хтонический» — от греческого «хтонос», земля как плоскость или углубление.
Теллурические культуры — патриархальные, воинственные, рациональные, активные, агрессивные, склонные к экспансии. Они создают выпуклые строения — столбы, курганы, холмы, дома на сваях. Их боги обитают запредельно далеко и высоко.
Хтонические культуры — матриархальные, их носители склонны к равновесию, балансу, гармонии с природой, миролюбию, пассивности. В противоположность жёсткой рациональности и логичности теллурических культур, в хтонических доминирует мифологическое сознание. Они не строят высоких строений, а устремляются в пещеры, делают землянки и подземные хранилища. В религиозном плане они больше развивают идею не небесных божеств, а подземного мира душ.
Сложные культуры — это результат взаимодействия теллурических и хтонических культур. Так как теллурические — более активные и агрессивные, они завоёвывали и подчиняли себе хтонические, в результате чего те приобретали соответствующие черты. Так можно объяснить, почему в современных известных нам культурах нельзя чётко выделить либо теллурический, либо хтонический тип.
Эта теория — лишь теория, конечно. Но попробовать взглянуть на наше современное общество с этой точки зрения любопытно. Наши города — это комбо: небоскрёбы, стремящиеся вверх, соседствуют с зарытым в землю метро. При этом те, кто сидят в небоскрёбах (богатая элита) обычно не ездят в метро, которое воспринимается как транспорт для более низших социальных слоёв. В то же время низшие социальные слои живут в многоэтажках, спроектированных той же богатой элитой, и от этого страдают, мечтая «жить на своей земле». А в небоскрёбах никто не страдает — наоборот, работать там считается престижно. В отличие, кстати, от глубоко уходящих в землю шахт. Уже как будто две культуры в одном обществе: активно-агрессивная, стремящаяся ввысь, и пассивная, стремящаяся к земле и в землю.
Кстати, Фробениус относил русских к хтоническому типу культуры. Как и немцев, к которым сам принадлежал. Сразу на ум приходят землянки времён Великой Отечественной войны… и Кольская сверхглубокая (случайно ли самую глубокую скважину в мире пробурили именно русские?). Но тут сложность: непонятно, где проводить границу между хтоническим и теллурическим и кого считать русским. Большинство простого народа — да, пожалуй, тяготеет к хтоническому. Тут и пассивность, и миролюбие, и мифологическое сознание, и — даже на примере городов — стремление к земле. Даже выражение есть — «русская хтонь». А вот элиты на протяжении всей нашей истории были весьма теллурическими: успешно осуществляли экспансию, возводили высокие строения — храмы, кремли и городские постройки, выстраивали иерархичную вертикаль власти и патриархально организовывали общество.
Думаю, что хтоническое и теллурическое начало есть почти в каждой культуре, как мужсское и женское начало — в каждом человеке. Ведь в одном человеке могут легко сочетаться активность и пассивность, миролюбие и сменяющая его агрессивность, рациональность и мифологичность, жёсткость и гибкость.
#культуры #социология #фробениус #типыкультур #общество