Я часто слышу от родителей детей от полутора до трёх лет, что первый опыт посещения группы развития или игрового пространства в торговом центре или первое посещение детского сада было не всегда удачным. Такое посещение заканчивалось протестом малыша, испугом, слезами, после чего родители ещё долго откладывали повторение этого опыта.
Давайте разбираться.
Темперамент и реакция на новые ситуации
Дети воспринимают и реагируют на окружающий мир по-разному. У каждого ребёнка есть его индивидуальные способы наблюдать, исследовать, отвечать на требования, которые предъявляет им окружающая среда.
Мы называем это их темпераментом.
Один из аспектов темперамента связан с тем, как ребенок подходит к новому опыту и реагирует на новые ситуации. Например, есть очень гибкие дети, которые без труда встраиваются в новое пространство и окружение, они бесстрашны и стремительны, с нетерпением подходят к новым ситуациям, как будто говорят: «я здесь!».
На другом конце спектра находятся дети, которые осторожны и боятся новых ситуаций, нуждаются во времени и поддержке для адаптации. Эти дети также, как правило, проявляют беспокойство и могут быть расстроены, когда сталкиваются с большим количеством шума и активности, и часто предпочитают тихую игру только с одним или двумя знакомыми людьми.
Большинство детей попадают где-то между этими двумя концами континуума.
Один темперамент не лучше другого – они просто разные.
Задача родителей заключается в том, чтобы найти время и понять, какой темперамент у их ребенка, научиться поощрять его сильные стороны, при этом поддерживая его в тех областях, где ему нужна помощь.
Повернуть ситуацию в свою пользу
Как вы можете действовать?
Присмотритесь к малышу. Если ребёнок не отходит от вас, смотрит настороженно, не хочет играть с другими детьми, начинает плакать, просится на ручки или тянет вас уйти – все эти сигналы показывают, что малышу сейчас трудно влиться в новое пространство и взаимодействие.
Малыш «сказал» вам своим поведением, что ему сейчас тяжело, и вы прочитали его сигналы. То, как вы реагируете, является важным следующим шагом.
Конечно, вам не легко видеть, как ваш ребенок переживает или беспокоится, и одним из естественных соблазнов было бы выйти из игровой или с площадки, однако это может быть не самый полезный выбор ни для вас, ни для вашего малыша.
По мере взросления ваш ребёнок столкнётся со многими ситуациями, которые требуют взаимодействия и умения налаживать отношения с другими.
Эта ситуация предоставляет прекрасную возможность помочь вашему ребёнку научиться справляться, адаптироваться и, в конечном итоге, получать удовольствие от новых отношений и опыта.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Итак, что делать?
Короткий ответ – искать способы сделать игровую группу или площадку с детьми более знакомой и менее страшной для вашего ребенка.
Вот несколько простых способов, которые можно применить.
Предварительный этап перед включением ребёнка в любую группу детей
- Предсказуемость.
Обязательно предупреждайте ребёнка перед тем как вы планируете выйти из дома, куда он отправится и что вы будете делать, даже есть вам кажется, что он ещё мал для того, чтобы понимать ваши планы. - Информированность.
Покажите малышу картинку или фотографию площадки, игровой группы или детского сада и расскажите, что его там ждёт. - Безопасное исследование.
Сходите с малышом заранее в пространство, когда там ещё нет других детей или когда их мало. Дайте малышу освоится с пространством и предметами, когда ему никто не мешает. Поиграйте вместе с ним, покажите, что вам комфортно и очень интересно. - Аккуратный опыт общения с другим ребенком.
Дайте малышу опыт безопасного времяпрепровождения один на один с другим малышом, например, сходите в гости или пригласите в гости к себе семью с ребёнком, который спокоен и не перегрузит вашего малыша.
Предварительный этап закончен, теперь можно пробовать. На этапе знакомства и адаптации не оставляйте вашего малыша одного.
Опыт безопасного пространства рождается рядом с вами.
Включение ребёнка в группу
- Когда вы пришли в игровое пространство с другими детьми, внимательно наблюдайте за ребенком и читайте его сигналы. Если он цепляется за вас, утешайте и успокаивайте его. Поднимите его на руки и прогуляйтесь по комнате. Сохраняйте спокойствие: все дети первые разы беспокоятся, также как и вы можете чувствовать напряжение в новом пространстве.
Вместо того, чтобы подталкивать его, будьте рядом, уважайте его темп. Если малыш пока не готов, проявляйте терпение. Исследуйте игрушки и говорите о том, что делают другие дети, оптимистичным тоном, который даст ему понять, что это хорошее место.
Когда ваш ребенок перегружен или расстроен, прогуляйтесь по коридору или идите в тихую комнату и посидите там с малышом на руках. - Вы заметили, что малыш немного освоился, переходите к следующему этапу. Установите игрушки вашего малыша рядом с другим ребёнком, поощряя игру рядышком, которая так распространена у малышей.
- Когда вы думаете, что ваш ребенок готов, пригласите другого ребёнка и родителя присоединиться к вашей игре. Имейте в виду, что малыши очень часто играют рядом друг с другом, так называемой параллельной игрой, а не друг с другом.
- Когда ваш ребенок счастливо играет с другим ребенком, медленно отойдите поодаль, но так, чтобы у малыша была возможность видеть вас и разделять свою радость.
Кто-то из детей пройдёт эти шаги за пару раз, кому-то потребуется некоторое время. Но следуя этим простым правилам, вы увидите, как ваш малыш научится чувствовать себя комфортно и безопасно.
Автор: Евгения Ермолаева
Исполнительный директор Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи, руководитель образовательного направления СПб ИРАВ, эксперт по вопросам раннего вмешательства детского фонда ООН ЮНИСЕФ, разработчик-преподаватель программ ранней помощи для специалистов, клинический психолог