Найти тему
ИРАВ. Ранняя помощь

Это страшное слово «адаптация»

Оглавление

Я часто слышу от родителей детей от полутора до трёх лет, что первый опыт посещения группы развития или игрового пространства в торговом центре или первое посещение детского сада было не всегда удачным. Такое посещение заканчивалось протестом малыша, испугом, слезами, после чего родители ещё долго откладывали повторение этого опыта.

Давайте разбираться.

Темперамент и реакция на новые ситуации

Дети воспринимают и реагируют на окружающий мир по-разному. У каждого ребёнка есть его индивидуальные способы наблюдать, исследовать, отвечать на требования, которые предъявляет им окружающая среда.

-2

Мы называем это их темпераментом.

Один из аспектов темперамента связан с тем, как ребенок подходит к новому опыту и реагирует на новые ситуации. Например, есть очень гибкие дети, которые без труда встраиваются в новое пространство и окружение, они бесстрашны и стремительны, с нетерпением подходят к новым ситуациям, как будто говорят: «я здесь!».

На другом конце спектра находятся дети, которые осторожны и боятся новых ситуаций, нуждаются во времени и поддержке для адаптации. Эти дети также, как правило, проявляют беспокойство и могут быть расстроены, когда сталкиваются с большим количеством шума и активности, и часто предпочитают тихую игру только с одним или двумя знакомыми людьми.

Большинство детей попадают где-то между этими двумя концами континуума.

Один темперамент не лучше другого – они просто разные.

Задача родителей заключается в том, чтобы найти время и понять, какой темперамент у их ребенка, научиться поощрять его сильные стороны, при этом поддерживая его в тех областях, где ему нужна помощь.

Повернуть ситуацию в свою пользу

Как вы можете действовать?

Присмотритесь к малышу. Если ребёнок не отходит от вас, смотрит настороженно, не хочет играть с другими детьми, начинает плакать, просится на ручки или тянет вас уйти – все эти сигналы показывают, что малышу сейчас трудно влиться в новое пространство и взаимодействие.

Малыш «сказал» вам своим поведением, что ему сейчас тяжело, и вы прочитали его сигналы. То, как вы реагируете, является важным следующим шагом.

Конечно, вам не легко видеть, как ваш ребенок переживает или беспокоится, и одним из естественных соблазнов было бы выйти из игровой или с площадки, однако это может быть не самый полезный выбор ни для вас, ни для вашего малыша.

По мере взросления ваш ребёнок столкнётся со многими ситуациями, которые требуют взаимодействия и умения налаживать отношения с другими.

Эта ситуация предоставляет прекрасную возможность помочь вашему ребёнку научиться справляться, адаптироваться и, в конечном итоге, получать удовольствие от новых отношений и опыта.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

-3

Итак, что делать?

Короткий ответ – искать способы сделать игровую группу или площадку с детьми более знакомой и менее страшной для вашего ребенка.

Вот несколько простых способов, которые можно применить.

Предварительный этап перед включением ребёнка в любую группу детей

  1. Предсказуемость.
    Обязательно предупреждайте ребёнка перед тем как вы планируете выйти из дома, куда он отправится и что вы будете делать, даже есть вам кажется, что он ещё мал для того, чтобы понимать ваши планы.
  2. Информированность.
    Покажите малышу картинку или фотографию площадки, игровой группы или детского сада и расскажите, что его там ждёт.
  3. Безопасное исследование.
    Сходите с малышом заранее в пространство, когда там ещё нет других детей или когда их мало. Дайте малышу освоится с пространством и предметами, когда ему никто не мешает. Поиграйте вместе с ним, покажите, что вам комфортно и очень интересно.
  4. Аккуратный опыт общения с другим ребенком.
    Дайте малышу опыт безопасного времяпрепровождения один на один с другим малышом, например, сходите в гости или пригласите в гости к себе семью с ребёнком, который спокоен и не перегрузит вашего малыша.

Предварительный этап закончен, теперь можно пробовать. На этапе знакомства и адаптации не оставляйте вашего малыша одного.
Опыт безопасного пространства рождается рядом с вами.

Включение ребёнка в группу

  1. Когда вы пришли в игровое пространство с другими детьми, внимательно наблюдайте за ребенком и читайте его сигналы. Если он цепляется за вас, утешайте и успокаивайте его. Поднимите его на руки и прогуляйтесь по комнате. Сохраняйте спокойствие: все дети первые разы беспокоятся, также как и вы можете чувствовать напряжение в новом пространстве.
    Вместо того, чтобы подталкивать его, будьте рядом, уважайте его темп. Если малыш пока не готов, проявляйте терпение. Исследуйте игрушки и говорите о том, что делают другие дети, оптимистичным тоном, который даст ему понять, что это хорошее место.
    Когда ваш ребенок перегружен или расстроен, прогуляйтесь по коридору или идите в тихую комнату и посидите там с малышом на руках.
  2. Вы заметили, что малыш немного освоился, переходите к следующему этапу. Установите игрушки вашего малыша рядом с другим ребёнком, поощряя игру рядышком, которая так распространена у малышей.
  3. Когда вы думаете, что ваш ребенок готов, пригласите другого ребёнка и родителя присоединиться к вашей игре. Имейте в виду, что малыши очень часто играют рядом друг с другом, так называемой параллельной игрой, а не друг с другом.
  4. Когда ваш ребенок счастливо играет с другим ребенком, медленно отойдите поодаль, но так, чтобы у малыша была возможность видеть вас и разделять свою радость.

Кто-то из детей пройдёт эти шаги за пару раз, кому-то потребуется некоторое время. Но следуя этим простым правилам, вы увидите, как ваш малыш научится чувствовать себя комфортно и безопасно.

Автор: Евгения Ермолаева
Исполнительный директор Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи, руководитель образовательного направления СПб ИРАВ, эксперт по вопросам раннего вмешательства детского фонда ООН ЮНИСЕФ, разработчик-преподаватель программ ранней помощи для специалистов, клинический психолог