Друзья!
Многие из вас знают, что я очень люблю азиатскую традиционную музыку. Профессионально занимаюсь японской музыкой (флейта сякухати, сямисэн), но иногда заглядываю и к "соседям". Не так давно совместно с ансамблем корейской музыки Араса выпустили свою версию самой популярной народной песни в Корее – Ариран. Вот ссылка, послушайте.
А сегодня хочу рассказать о китайском инструменте Саньсянь. Я у себя в ВК и в специальной группе в ВК "Сямисэн и его родственники" часто выкладываю видео с этим инструментом. Там как сольное исполнение, так и песни, и всякая современная музыка. Мне чудом достался много лет назад этот инструмент, и я сам на нём кое-что успел сыграть и записать для проекта Ubud Banzai. В частности на первом альбоме это группы есть трек Manghud. Там звучит сансянь в моём исполнении. Как только инструмент появился у меня, я начал искать о нём информацию в интернете, а также искать преподавателя. Взял несколько уроков в Москве. Первое видео, которое я нашёл и которое захватило меня, это видео мастера Сяо Цзяньшэня, где они играет вариации на китайскую народную песню "Вечная радость". Меня настолько захватил звук и исполнение, что я решил найти информацию о мастере. И нашёл, правда, не сразу. YouTube подкинул мне видео, где сам мастер рассказывает об истории инструмента, а также и о народной, и традиционной музыке Китая. Я не владею китайским, поэтому попросил переводчика перевести это видео. Ниже выкладываю перевод. Читайте, передавайте информацию всем заинтересованным.
Народная китайская инструментальная музыка
Саньсянь (китайский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент)
Исполняет: Сяо Цзяньшэн, Чжао Чэнвэй
Сяо Цзяньшэн известный китайский музыкант, исполняющий музыку на саньсяне (титры сверху-вниз)
Сяо Цзяньшэн: Исторические записи говорят, что инструмент саньсянь произошел от сравнительно простого трёхструнного щипкового музыкального инструмента династии Цинь, который назывался сяньтао. Сяньтао изготовили из деревенских погремушек-барабанчиков, просто перевернув его и натянув струны на длинную ручку барабана. В таком виде появился первоначальный саньсянь. Позже он постепенно эволюционировал в современный инструмент. До династии Сун даже еще не существовало названия саньсянь. В то время его называли пипа, как и любой дугой щипковый инструмент. Это происходило от того, что перебирание струн от себя называлось «пи», к себе – «па», поэтому так и называли «пипа». Любой инструмент, на котором играли таким способом, называли «пипа». Современные инструменты, такие как пипа, жуань, саньсянь тогда все назывались просто «пипа».
А получил инструмент свое название с приходом к власти династии Юань. Особенно бурные изменения претерпел в эпохи правления династий Мин и Цин. В минскую эпоху жил один музыкант по имени Чжан Етан, сотворивший настоящую революцию в развитии саньсяня. Благодаря ему окончательно устоялась форма инструмента, стала похожей на современный цюйсянь, он же малый саньсянь, используемый в традиционной музыкальной драме. Император династии Мин даровал своим подчиненным саньсянь в качестве почетного подарка. Что свидетельствует о том, насколько широко в эпоху Мин инструмент был распространен.
Я исполню на саньсяне две композиции, первая – это вариации народной песни «Вечная радость». Народные наигрыши обычно не имеют конкретного названия, так как относятся к непрограммной музыке. Я считаю, что в этой мелодии выразилась надежда народа на всеобщее благоденствие, спокойствие и мирный образ жизни.
«Вечная радость» народная мелодия, исполняет: известный китайский музыкант Сяо Цзяньшэн. Мелодия олицетворяет жизнь в счастье и согласии, выражает надежду на мир, восхваляет всеобщее благоденствие и спокойную жизнь (бегущая строка).
В прошлом было два вида этого инструмента, один малый саньсянь, он также назывался цюйсянь, используется в традиционной китайской музыкальной драме. Второй вид – это шугу, который чуть побольше размером, чем саньсянь. У него чуть побольше корпус и подлиннее гриф. Сейчас мы играем только на больших саньсянях. После появления большого саньсяня музыка кардинально изменилась. Благодаря большому саньсяню значительно развилось мастерство игры, он дает более громкий звук. Если на маленьком саньсяне возможна только верхняя и средняя постановка рук, то на большом саньсяне аппликатура расширилась до нижних позиций, как следствие расширился диапазон. История большого саньсяня сравнительно короткая, насчитывает примерно более ста лет. Но этот инструмент сделал огромный вклад в развитие саньсяня в целом.
Вторая мелодия, которую я сыграю, называется «Колокольчики-лошадки звенят на ветру». «Колокольчики-лошадки» это маленькие колокольчики, которых обычно подвешивали под карнизами зданий в прошлом. Эта мелодия олицетворяет развитие древнего Пекина не смотря на превратности жизни. Она очень торжественная, строгая и в то же время энергичная по манере исполнения и внутреннему содержанию. В ней есть шум ветра и дождя, а сквозь них позвякивают металлические лошадки-колокольчики «дин-дон», очень образно. Я ее люблю и часто ее исполняю.
«Колокольчики-лошадки звенят на ветру» композитор: Бай Фэнянь народная мелодия, исполняет: известный китайский музыкант Сяо Цзяньшэн. Торжественная мелодия, полная бодрости, олицетворяющая процесс исторических перемен и развития в старом Пекине (бегущая строка).
---------------------
Буду рад услышать ваши комментарии о переводе, о музыке и о самом инструменте. Кроме того, пожалуйста, распространите эту статью для всех, кто интересуется традиционной музыкой и Китаем. Ознакомьтесь также с творчеством группы "Тори", в которой я играю на японской флейте сякухати и на сямисэне. Сямисэн, кстати, является родственником саньсяня.
Перевод видео Наталья Иванова