Читать музыкальную критику – очень увлекательное дел о. В рейтинге All Music Guide этот альбом имеет одну звезду из пяти, а обзорной статьи о нем нет вообще. То есть, хлам, по мнению американских критиков, пишущих для AMG. Кто туда пишет, я не знаю, вероятно, продвинутые менеджеры среднего звена для которых вершина духа это группа America или Eagles. Я ничего не имею против последних, больше того, даже люблю и имею все их пластинки. Но тенденция ясна. Нечего им лезть в настоящую мужскую музыку. Альбом Stop самого американского англичанина Бердона – великолепен от начала до конца. Во-первых, Бердон поет адский соул – то есть, то, что он только и умеет делать. Во-вторых, пластика гитарная. В-третьих – тяжелая и по-настоящему роковая. Бердона же тоже кидало как мама - не горюй. Пара почти чистых поп-альбомов, пластинка каверов, ранний ритм-энд-блюз в The Animаls, потом чудовищная психеделическая смурь с The New Animals, половина из которой ужасно записана, а та, что записана хорошо, нелепо и между делом написана. При этом просто слышно, как наркотики бурлят в крови автора и ему все кажется хорошо. Правда, пара отличных альбомов там, все-таки, выскочили и я к ним рано или поздно вернусь. Эпопея с группой War хороша, но мне кажется сильно переоцененной. War сама по себе классная группа и без Бердона, а Бердон – вполне самодостаточный артист. Их сотрудничество, безусловно помогло «Войне», собственно, и название группы, вроде бы придумал Бердон, но помогло ли это сотрудничество Бердону - большой вопрос. Правда, три пластинки вышли и они вполне даже очень интересны – но ни одна из ни не достигла кайфа The World Is A Ghetto. Бердон же – чем старше, тем интересней, сейчас период поп-соула с синтетическим звучанием уже канул в лету, но в середине семидесятых, как раз, в разгар метаний выскочил «Stop» - совершенно потрясающая пластинка, оказавшаяся почему-то на каких-то задворках и в коллекциях меломанов. Хотя это, откровенно говоря, покруче, чем записи с War – почти в том же ключе, только сжато, мощно, гитарно-драйвово и - как-то отчаянно. И великолепно сыграно. Ну, само собой, и спето – как в последний раз. Основную часть музыки написал Джон Стерлинг – гитарист – и это очень хорошо слышно. City Boy начинается с выезжающего из тишины фидбэка – и – злобные, отчаянно-мрачные риффы гитары с синтезатором под постоянно «брейкующие» барабаны. И ядовитый голос Бердона – то поющего, то переходящего на речитатив. Хард-рок с интонациями тяжелого фанка и раскачивающейся блюзовой вставкой на пару куплетов. Все моторно, ни секунды передышки. Крики Бердона – «City Boy! City Boy! Ouuuu!!!!» Так орать кроме него никто не может. Gotta Get It On- мягкое блюзовое начало с активной бас-гитарой и космическими аккордами Стерлинга. Бердон начинает рассказывать историю в фанковом стиле War, гармония и ритмические построения усложняются почти до степени арт-рока – оставаясь в гитарном звуке, фанковые интонации становятся главенствующими, подключаются девушки с бэками и неожиданно все перерастает в форепианный джаз. Уже понятно, что альбом обещает быть разнообразным – не соскучишься. The Man – уже чистый фанк, c воющей полицейской сиреной, драйвовой, мощной гитарой, басовыми риффами и соло клавишных. То, что принято называть «сочным» роком. Бердон импровизирует в тональности, с крика на речитатив, на длинные ноты, на пение – купается в музыке. I’m Looking Up - «еще фанковей», хотя фанковей уже дальше некуда и, можно сказать, что легче. Если могут быть легче крики Бердона, перегруженная гитара и моторные барабаны с басом. Rainbow выезжает гитарой как будто заимствованной у Black Sabbath, только все больше погружающейся в химическое болото. Бердон поет, улетая голосом в космос, а гитара тонет в тине психеделии – практически то, что должны были бы играть The New Animals, если бы химия была в музыке а не в крови фронтмэна. Блюзовая All I Do – гитара выпиливает рифф, Бердон поддерживает унисоном, снова психеделические звуки, похожие на фишки Хендрикса – в гитаре, и все очень мрачно, раскатисто и квакая, крича, воя, но – отлично записано и сыграно. Funky Fever – может быть, это самая тяжелая из всех вещей, записанных и спетых Бердоном. Гитара Стерлинга приближается к гитаре Заппы, музыка такой приземленности, что певец кажется по пояс торчащим из могилы. При этом – фанк. Вот такой он бывает. Но главное еще впереди. Восьмиминутная Be Mine - разгул барабанов на медленном, медленном, еще медленней – гитарном риффе, паузы и нежные-нежные клавиши – обещающие явно что-то нехорошее. И голос Бердона тоже не сулит никакого веселья впереди. Впереди понятно, что – песню написал Стерлинг, он и играет. И наиграл таких кошмарных гитарных ужасов, каких на других пластинках еще поискать. Мрачный, тревожный фьюжн – The Way It Shoud Be - вроде все комфортно, сложная гармония, фортепиано, ломаный ритм, смена темпа – и вдруг, откуда ни возьмись - хлебным ножом прямо по лицу – такой примерно звук у полоснувшей по песне гитары Стерлинга. Бердон поддерживает гитарные ужасы своим непонятно откуда взявшейся силы пением. Он – как камень, о который сломался нож гитарного звука. И, что самое смешное – он-таки сломался последним звуком песни. Заключительный номер – Stop – хард-фьюжн-рок-фанк-психеделик, обработанный вибрато голос звучит уж точно не из студии и вообще, не из нашей вселенной. Артисту, должно быть, приятно, когда у него есть возможность вот так экспериментировать и выпускать эти вольности на пластинках. Тем более, что звучит все это совершенно потрясающе. Удивительный и недооцененный альбом, на самом деле, один из самых интересных и необычных, качественно записанных и сыгранных, экспериментальных и доходчивых одновременно – в коллекции записей Бердона он должен бы быть на первых местах.