Найти тему
Буквоед

Новый роман Киры Ярмыш «Харассмент»

О власти, подчинении и борьбе
О власти, подчинении и борьбе

«Невероятные происшествия в женской камере № 3», первый роман пресс-секретаря Алексея Навального Киры Ярмыш, вышел в 2020 году и стал бестселлером. Несмотря на то, что руководство ярмарки Non/fiction в последний момент отменило презентацию, саму книгу раскупили буквально в первый же день работы ярмарки. Затем Киру посадили под домашний арест по «санитарному делу», и она начала работать над своим следующим романом, заканчивала который она уже за границей: летом 2021 года Ярмыш уехала из России.

В «Харассменте» абсолютно отчётливо проступают два сюжетных и тематических плана. Первый – история красивой двадцатисемилетней Инги, которая любит флиртовать, кокетничать и быть в центре внимания. Причём сам секс интересует её меньше всего – самоцелью является именно флирт, ощущение собственной неотразимости. Однажды она оказывается в баре со своим начальником – результатом становится неловкая и весьма неприятная ночь, о которой не хочется вспоминать. Развивая эту сюжетную линию, Кира Ярмыш меньше всего стремится навесить ярлыки и свести драматургию к банальной антитезе жертва/агрессор. Всё куда сложнее, глубже и тоньше. Механизмы, запускающие харассмент, кроются в самом устройстве нашего общества, в вековых традициях и устоявшихся взглядах. И тут мы подходим ко второму плану книги – размышлению над темой взаимоотношения человека и власти. Инстинкт подчинения стоящему над тобой (пусть даже в условной иерархии карьерной лестницы) неизбежно приводит к ощущению собственной беспомощности и «неважности». С этом можно смириться, а можно – бороться. Инга выбирает второй путь.

Размышляя о природе харассмента, автор указывает, что даже если подчинение (сексуальное, социальное, политическое) произошло с согласия подчиняемого, это совершенно не значит, что оно было желанным, а подчиняющий не задействовал рычаги и механизмы, которые не дали жертве возможности сказать «нет». Иными словами, «нет» – это всегда «нет», но «да» – это далеко не всегда «да». Сложно? Так человеческие взаимоотношения – вещь вообще весьма непростая.