Найти в Дзене

#Сургут, #ХМАО

#Сургут, #ХМАО

Среди гаражей, промзон и почему-то собачьего питомника встречает чистый двор за дощатым забором. Во дворе — три ГАЗика 1950-х годов: джип ГАЗ-69, грузовичок ГАЗ-51 и ГАЗ-47, или ГТ-С — первый крупносерийный вездеход, спроектированный на основе лёгких танков Великой Отечественной. И балок арахичного вида.

Дело в том, что эту избушку привёз сюда из Кемеровской области, сплавив по Томи и Оби, в 1957 году легендарный Фарман Салманов — впечатляющую историю этого азербайджанского нефтяника (причём даже не бакинца, а откуда-то из глубинки), посланного искать нефть в Кузбасс и оттуда самовольно перебравшегося на Обь, можно погуглить, там же и стоит найти его знаменитые телеграммы — базировалась его партия (указ о чём начальство подписало "задним числом", якобы опасаясь "выноса сора из избы") в Сургуте, но первое крупное месторождение они нашли близ Мегиона, а второе — в окрестностях нынешнего Нефтеюганска.

Поиски длились 4 года, за это время другие партии нашли ещё два небольших месторождения, не имевших промышленного масштаба, а после Салманова к делу подключилась "тяжёлая артиллерия" в лице маститых специалистов, но историю освоения здешних недр да строительства городов среди болот я уже не раз сравнивал с эпосом, и колоритный Фарман Курбан-оглы остался в нём как главный герой. Да и на тех открытиях карьера его не закончилась, так или иначе он участвовал в открытие 130 месторожджений. Памятник ему стоит во дворе избушки, в 2007 году ставшей музеем.

(с) Илья Буяновский