Найти тему
Всекастинги.рф

Секреты сценического движения

Умение перевоплощаться — ключевое в актерской профессии. Создание нового образа — это не только и не столько грим и подходящая одежда. Это, прежде всего, манеры, мимика, позы, движение. Самые опытные актеры, годами выступающие на сцене или снимающиеся в десятках фильмов и сериалов, могут подолгу отрабатывать всего одно движение, необходимое для законченности образа. Насколько важно умение правильно двигаться для актера говорит хотя бы тот факт, что сценическое движение выступает отдельной дисциплиной в театральных вузах, чего добивался великий Станиславский.

Для начала будущие актеры овладевают бытовыми движениями — теми, что люди, особо не задумываясь, используют каждый день. Затем отрабатываются профессиональные движения. Профессия учителя или командира, врача или фокусника предполагает свои особенные жесты, которые можно перенять и использовать при отработке некоторых ролей. Выделяются также движения семантические, которые выражают вопрос, отрицание, восклицание. Иллюстративные движения используются для выражения характеристик какого-то предмета или явления. Это своеобразное описание чего-то при помощи тела. И, наконец, эмоциональные жесты. Их суть понятна из названия: они передают чувства, ощущения, эмоции.

Любое движение, которое делает человек, рождает наш мозг. Поэтому для актера крайне важно уметь “увязывать” деятельность мозга и необходимые жесты. Это же умение очень полезно и для обычной жизни. Мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно выполнять самостоятельно и которые безусловно пригодятся многим.

  • На развитие баланса

Самые эффективные упражнения - “Цапля” и “Ласточка”. “Цапля”: стать прямо, согнуть в колене ногу и упереться ступней в колено другой ноги. Потянуться макушкой к потолку и закрыть глаза. Удерживать эту позу как можно дольше. Затем поменять ногу и повторить упражнение. Упражнение “Ласточка” хорошо знакомо всем по урокам физкультуры, его выполняют балерины и гимнасты. Принцип выполнения: стать на одной ноге, вторую ногу выпрямить и поднять назад насколько возможно. При этом корпус наклонить и развести руки в стороны.

-2
  • На развитие координации

Встать на одну ногу. Правой рукой делать движение, как будто призываем кого-то к себе, левой - наоборот, отталкиваем, прогоняем. Оба движения необходимо выполнять одновременно. Затем поменять ногу в прыжке и повторить упражнение заново.

Еще одна техника. Встать прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельно друг другу, руки развести в стороны. Собрать пальцы в кулак, но не напрягать кисти рук. Вращать руками от локтей. Следующий этап: перенос веса тела с одной ноги на другую поочередно. Одновременно поднять свободную ногу параллельно полу. Чтобы усложнить упражнение, можно увеличить скорость вращения рук, а также амплитуду движений.

-3

  • На напряжение/расслабление мышц

Упражнение “Пластилиновая кукла”. Участник представляет себя куклой из пластилина, которая находится в холодном помещении. Поэтому ее “тело” твердое и негнущееся. Команда меняет позы “куклы”, но задачу затрудняет ее “жесткость”. Затем условия меняются, в помещении “становится тепло”, и “кукла” начинает становиться более гибкой, послушной и податливой.

-4

  • Упражнение “Камень”

Участник берет легкий предмет (мячик, валик, подушку и т.д.). Он представляет, что это тяжелая гиря или камень, его невозможно сдвинуть с места. Выполняющим упражнение необходимо оставаться на одном месте и напрягать мышцы рук и ног, показывая, какие усилия приходится прилагать, чтобы сдвинуть “камень”.

Разумеется, упражнений по сценическому движению гораздо больше. Они разнообразны и направлены на решение разных задач. Но те, о которых мы только что рассказали, лежат в основе дисциплины. Это азы, доступные каждому желающему. Они не требуют большого пространства, инвентаря или особых навыков. Но польза от них очевидна.