Стереотип о том, что люди с аутизмом — гении, оправдывается не всегда. Но в случае с маленьким Сашей это похоже на правду. В четыре годика он знает русский и английский алфавиты, умеет читать и играет по нотам на профессиональном цифровом пианино. Об удивительном мальчике и его семье наш новый рассказ.
Птичка
- Сашуль, Саш! – Ирина Шабалина зовёт ребёнка, помешивая утреннюю кашу в тарелке. - Она хочет переодеть сына после сна, но Саше, кажется, это не интересно.
Он ходит по комнате сонный, в футболке и шортиках, и фонариком подсвечивает предметы вокруг. Направляет луч на кроватку и детский столик, стеллаж с музыкальными книжками и игрушки. Особенно ему нравится смотреть, как свет фонарика касается потолка и вычерчивает на нём бледные линии.
- У Саши не тяжёлый аутизм, поэтому долгое время странности в его поведении я связывала с характером. Он мог бегать туда-сюда, трясти пальчиками, как птичка, и мычать. Вот так: «Ммммм!», - изображает Ирина, взмахивая руками. - На носочках ходил, да и сейчас почти всё время передвигается так. Эхолалил, не любил одеваться, всё время снимал одежду дома, убегал на прогулке, почти не откликался, когда его звали. Мы ему: «Саша, Саша!». А он не реагирует… При этом, он очень улыбчивый и контактный, с другими детьми дружит, даже с продавцами в магазине здоровается. А я всегда представляла, что аутисты сторонятся других. Думала: «Да нет, наверное… В пределах возрастной нормы».
В комнату влетает шестилетний Артём, старший сын Ирины, и начинает что-то громко и эмоционально рассказывать. «Тёма. Тём! Не мешай», - мягко пытается остановить его женщина. Ни на минуту не прекращая говорить, Артём проносится от брата к матери и обратно, как ветром, подхватывает Сашу, и вместе с ним убегает в зал.
На первый взгляд, братья – полные противоположности. Артём – громкий, настойчивый, шустрый. Саша – спокойный, задумчивый, с глубоким и мечтательным взглядом. Всего полтора года назад они почти не общались. Саша смотрел обучающие видео для детей в одной части комнаты, а Артём методично собирал конструктор – в другой.
Сейчас мальчишки переживают что-то вроде притирки. Присматриваются друг к другу и временами дерутся, но всё-таки вместе балуются и провоцируют маму с папой. Больше всего на свете их веселит, когда родители в шутку гоняются за ними по дому, а они с победоносным хохотом убегают.
Абсолютный слух
Саша проводит пальчиками по клавишам и кладёт на них голову, а затем и руки, будто хочет обнять пианино. Оно размером почти с ребёнка, но Сашу это ничуть не смущает. Ведь на настоящем профессиональном инструменте, в отличие от музыкальных игрушек, которыми завалена детская, можно исполнить всё, что угодно. Мы просим Сашу сыграть что-нибудь. И зал наполняют робкие, пока ещё неуверенные, звуки. «Ма-а-ленькой ё-о-лочке хо-лод-но зи-мой», - тихим облачком повисает над клавишами.
Кажется, пройдёт несколько лет, и композиции в Сашином исполнении будут слышны громко и далеко. Словно грозовые потоки, прокатятся по разным городам, а может быть, странам. Сначала им будут аплодировать члены семьи, потом — дети и учителя в музыкальной школе, а ещё через какое-то время — зрители в огромных концертных залах.
- Он сам выучил ноты, запомнил, как звучат все белые клавиши на пианино. Как-то раз мы решили его проверить и попробовали нажимать на чёрные — диезы и бемоли. Саша сказал: «Эти я не знаю». Мы ему показали все диезы и бемоли, и он их быстро запомнил, - рассказывает мама.
Это благодаря ей Сашин талант проявился. Когда сын был помладше, Ирина включала ему образовательные видео на You-Tube, а сама в это время занималась делами.
- Он прямо бредил музыкой, просил: «Мама, включи мне ноты». Не мультики, не игры, а ноты, - удивляется женщина. - Это просто смешно! Не каждый ведь ребёнок усидит. А он сидел и слушал. Через какое-то время стал меня нотам учить, показывал: «Это супер-контр-октава, а это контр-октава...». Потом выучил аккорды по специальной программе на планшете. Даже нас с дедушкой стал за пояс затыкать.
Ирина и её папа считают, что у Саши абсолютный слух. Папа Ирины умеет играть на гитаре и немного — на мелодике (инструмент с клавишами, по устройству напоминающий губную гармошку — прим. автора). Однажды он что-то исполнял на мелодике и попросил внука подпеть. Саша вытянул все нотки и даже все их назвал. С того момента к увлечению мальчика относятся с большой серьёзностью. Родители купили ему дорогой инструмент и нашли для сына педагога по музыке, сейчас он занимается с ребёнком раз в неделю.
Облегчение
Так же по видео-урокам Саша в 1,5 года выучил русский и английский алфавиты. Около двух научился считать до 100, тоже на русском и на английском. В три с небольшим стал читать по слогам, а сейчас может составить конкуренцию первокласснику.
Говорить Саша начал в годик, но согласованные предложения ему долго не удавались. Несмотря на успехи в чтении, до 3,5 лет он общался только отельными словами или короткими фразами. Были проблемы и с бытовыми навыками: мальчик долго не ходил на горшок, отказывался одеваться и чистить зубы.
- Пока Саше не поставили диагноз, мы с мужем шутили. Говорили, что у него всё ушло в интеллектуальное развитие, а бытовые навыки мозг ещё не сформировал, - вспоминает Ирина.
Её свекровь — учительница начальных классов. Это она заметила аутичные черты в поведении внука. Первым делом семья повела ребёнка к неврологу, невролог направила к психиатру. Предположения подтвердились, Саше поставили расстройство аутистического спектра (РАС) и задержку речевого развития (ЗРР).
- У меня было ощущение облегчения, потому что я поняла, почему Саша себя так ведёт, - признаётся Ирина. - Я была такая уставшая в тот момент: двое детей, муж много работает… А тут, во-первых, стало ясно, в чём дело, а во-вторых, нам сказали, что мы можем обратиться в фонд и к нам на дом будут приходить специалисты — всё полегче. Мой папа только посокрушался немного. А я сказала: «Да ладно, для меня это не грусть». Да, трудновато бывает, но что тут страшного – ну, особенности в развитии, такой ребёнок. Его можно приспособить к обществу, он умный. Есть масса тяжёлых заболеваний, при которых дети медленно угасают. РАС — это не проблема.
Как только Саше поставили РАС, Ирина с мужем быстро оформили ИППСУ (индивидуальную программу предоставления социальных услуг) на ребёнка и обратились в фонд «Я особенный».
Там им подобрали поведенческого аналитика, который консультировал маму онлайн первое время. А также психолога, нейропсихолога и дефектолога — сейчас каждый из них бесплатно занимается с Сашей один-два раза в неделю.
Ещё Ирина прошла курсы по ABA-терапии в онлайн-школе «Я особенный». При поддержке специалистов она научила ребёнка ходить на горшок и уменьшила у сына истерики. Решилась и другая проблема: раньше Саша не хотел одеваться перед выходом на улицу, нужно было приложить массу усилий, чтобы его уговорить. Теперь он делает это самостоятельно.
- Наверное, я пересмотрела свои стратегии. Старший сын у меня нормотипичный, но довольно упрямый и своевольный. Саша тоже может упрямиться, но у него это скорей из-за аутизма, чем из-за характера. Благодаря курсам, я поняла, что с детьми надо говорить спокойно — криком от них ничего не добьёшься. Перестала срываться на мальчиков, и начала «изобретать». Когда они не хотят что-то делать, я общаюсь с ними в стихотворной форме. Придумываю на ходу рифмы, когда мы одеваемся, чистим зубы или когда учу их чему-то.
Мыльные пузыри
Телевизор в зале, который до этого говорил тихо, вдруг начинает кричать. Артём, который смотрит мультики, решить увеличить громкость.
Тёма, Тёма! – зовёт Ирина. – Потише сделай. - Молчание. - Потише!..
Телевизор начинает говорить ещё громче. Через пару секунд дверь детской распахивается и Артём объявляет, что будет слушать телевизор отсюда.
- Сядь в зале и нормально смотри мультики там, - недоумевает Ирина.
- Я хочу с вами, - стоит на своём Тёма.
Уговорами женщина отводит сына назад, и они вместе убавляют звук телевизора.
- Тёма в возрасте Саши был, конечно, осознанней. Саша ещё год назад, как малыш был, - произносит Ирина, вернувшись в комнату. Да и сейчас он в чём-то запаздывает по развитию. То есть в целом многому научился, но иногда случаются оказии. Я однажды переставила горшочек в другое место, и Саша сходил в туалет там, где делал это раньше.
Но даже несмотря на это, Ирина считает, что эффект от занятий большой. Раньше Саша почти не играл и не воспринимал правила. Теперь он играет с братом и другими детьми в садике, учится следовать предписаниям и всё больше походит на сверстников. В том числе мама связывает скачок в развитии с детским садом – находясь в социуме, ребёнок учится общаться и перенимает полезные привычки у других детей.
Недавно дефектолог научила мальчика выдувать мыльные пузыри — раньше он не умел. Для семьи Шабалиных это уже маленькое достижение. И нет никаких сомнений, что достижений впереди много. И со временем они будут становиться всё серьёзнее.
Текст и фото: Анастасия Муравьева