5 рублей на память от большевиков
1 марта 1918 г. в Гаграх был создан исполнительный комитет Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, который возглавил большевик Д. Смирнов.
Эксплуататорские классы сразу почувствовали на себе железную хватку большевиков: на имущих лиц наложили контрибуцию в размере 50 000 рублей и заставили работать «не по специальности» – проводить чистку помещений общественного пользования, включая уборку туалетов.
Сэкономленных на уборщицах денег оказалось недостаточно для финансирования революционных преобразований в отдельно взятом уездном городе Кутаисской губернии – задачу решили в кратчайший срок выпуском собственных денег.
Деньги напечатали 4-х номиналов: 3 рубля, 5 рублей, 10 рублей, 25 рублей – по расчетам большевиков, этого должно было хватить на первое время.
Над дизайном голову не ломали – обошлись текстом без картинок.
По какой-то причине решили оформить дензнаки в виде талона с отрывным корешком слева, на котором был обозначен номер боны – тот же номер должен быть был напечатан и на самой боне.
А еще решили, что на деньгах должна стоять круглая печать с надписью в старой орфографии:
- по периметру – «Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов;
- по центру – «Гагринского района».
Этого показалось мало – на боны разместили 5 подписей значимых для уездных Гагр начальников, а именно:
- Председатель И.К.С.Р. и К.Д (исполнительного комитета Совета рабочих и Крестьянских депутатов);
- Комиссар Финансов;
- Комиссар Народного Банка;
- Представитель Профессионального Союза Рабочих;
- Представитель Кооператива.
Если посмотреть на лицевую сторону боны, то там не увидите ее название – присутствует номинал (5 рублей), город (Гагры), эмитент (Совет Рабочих и Крестьянских депутатов) и 5 вышеупомянутых подписей.
А вот из текста на обороте, объясняющего принцип обеспечения, становится ясно, что пятирублевая бумажка коричневого цвета является, как и другие номиналы, временным денежным знаком.
Слово «временный» не было конкретизировано – надо полагать, деньги предполагалось использовать вплоть до окончательной победы мировой революции, которая предполагалась в самое ближайшее время.
Прогноз гагринских большевиков не оправдался не только относительно сроков победы революции в мировом масштабе, но и относительно их собственного пребывания во власти.
Уже в том же 1918 г. красная армия оставила Гагры, и часть напечатанных большевицких дензнаков остались и не пронумерованы, и не подписаны – вот как эта пятирублевка, на которой кто-то по непонятной причине оторвал корешок.
Еще не истек 1918 г., а новая власть в лице Городской Управы города Гагры напечатала новые денежные знаки, на которых решили ограничиться всего 2-мя подписями – Председателя Думы и Городского Головы.