Началось всё с того, что приволок как-то мой директор квадрик своего сына. Сперва перестал ездить, потом в нём покопался его знакомый "автоэлектрик" , а уже после он привез мне сей аппарат посмотреть. Вещь незнакомая, но более менее подходящую схему удалось найти, да и дело оказалось в окисленном проводе в обжатом наконечнике , ну и замене датчика Холла в ручке "газа" после ковыряний "автоэлектрика". Проблем больше оказалось в поиске источника питания на 36 вольт и нагрузки вместо двигателя. Первый я составил из двух 12 и 24 вольта от питания светодиодных лент, (сразу скажу это были не драйвера), вторую заменил двухспиральной лампой на 24 вольта от автомобиля, включив спирали последовательно. Как говорится когда под рукой нет ничего кроме молотка, всё вокруг кажется гвоздями. В общем сделал и благополучно отдал. Наш Кулибин по имени Паша перебрал ему ходовую и квадрик отвезли на радость ребенку. Но радость продолжалась не долго. Через неделю мне привезли зарядку от него . Выглядела как то так:
Немного отвлекусь. В бытность мою работы телемастером, не очень любил всякого рода импульсные источники питания. Проморгаешь в нашем модуле МП3-3 от телевизоров 3УСЦТ какую-нибудь заморочку и "попадаешь" на высоковольтный транзюк КТ838. А стоил он тогда 10 рублей. Хорошие деньги при СССР. Ну да ладно, продолжим. В общем привезли мне эту зарядку. Разобрал.
Копоти вроде нет, но предохранитель впаянный в плату выглядел мутно. Все что от него осталось потом:
Перегоревший столь эффектно предохранитель , а еще дорожка на плате, сразу навели на мысль о диодном мосте. Проверил диоды IN4007, все четыре штуки битые на вылет. Благо на замену скопилось много из ЗИПов от приборов пожарной сигнализации. Заменил предохранитель, нашелся только керамический на 3.15 Ампера вместо двухамперного, но это в принципе ещё терпимо, поменял диоды, и стал смотреть дальше.
Схему примерную нашёл в нете.
маркировка и номиналы не совпадают, некоторых деталей вообще нет. Вторичные цепи на совпадение вообще не проверял.
Проверил сопротивление схемы на ёмкости после моста. Показало 300 Ом в обе стороны. Непорядок. Прозвонил ключевой транзистор. Оказался битым на вылет по всем выводам
Стал искать откуда 300 Ом взялось и нашёл их в резисторе в цепи истока, R8 на показанной схеме. Краска на нем была нарушена и маркировка показывала 0.5 Ома
Поскольку всё это в непосредственной близости от контроллера ШИМ, стал проверять дальше и под лупой нашел нарушение покраски резистора R5 (диод в схеме отсутствовал), в моей схеме его сопротивление 10 Ом
Поскольку профессионально ремонтами не занимаюсь давно, но барахла накопилось, стал искать откуда его скоммуниздить. Просмотрел кучу плат, но номинал мелкий и маловостребованный. Но нашёл, на плате от старого фонарика, где он стоял как ограничитель тока на светодиоды. Правда мощностью побольше. 1 Ватт и выводы короткие, но для советской школы радиоэлектроники это не проблема). В общем запаял. Поскольку через него шло управление на транзистор, а такие токи при которых он сгорел не оставляют шансов микросхеме KA3842 решил поменять и её. По выходу она давала сопротивление 70 Ом.
Поскольку в запасах такие специфические детали как транзистор и микруха не держу, пришлось ехать на поклон в Чип и Дип. Магазин отличный, но дороговатый порой. Точно таких же маркировок не оказалось, выбрал подобные:
Приехав все запаял , на всякий случай сравнил сопротивление микросхемы по выходу с родной. Показало что-то очень много, но не 70 Ом. Вроде бы готовился включить, но червячок сомнения всё таки не давал покоя. По этому как по старинке учили, включил это всё через лампочку на 220 вольт и 40 ватт, добавив автомат на 1 Ампер и характеристикой С, в общем какой нашёл. Думаю 7-10 Ампер с отсечкой хватит. Дабы если что не обесточить весь офис. (Были прецеденты). Включил отвернув лицо в сторону:
И о чудо. Блок засвиристел тихо, а светодиод зарядки по выходу засветился зеленым без нагрузки. Что вроде как соответствовало норме. Сразу скажу что все манипуляции с такого рода штуками подключенными к сети, необходимо выполнять соблюдая крайнюю осторожность. Имеются открытые части схемы находящиеся в прямой гальваническиой связью с электросетью. Касание к ним как минимум пощиплет при большом везении, про невезение даже думать не хочется. Тут бы конечно трансформатор помог с коэффициентом 1:1, но у меня его в наличии не было. Да и без всех этих опасностей предохранитель при хорошем КЗ может взорваться с разлитом осколков.
После проверки с лампой запаял провод обратно и включил на прямую:
Включил. Светодиод засветился. Подключил мульт. На выходе 40 с небольшим вольт, что для аккумулятора на 36 вольт вполне себе нормально. Собрал и включил ещё раз. (Старая привычка оставшаяся от работы телемастером проверять работоспособность после каждой операции сборки). Все работает. Отдал директору на проверку, поскольку исправных аккумуляторов для проверки не нашлось.
P.S. Забыл добавить. Задумался над причиной выхода из строя. Такие вещи иногда происходят лишь только потому что происходит, но решил разобрать разъём к аккумулятору и вот что обнаружил:
Похоже на работу *автоэлектрика ". Запаял по нормальному с изоляцией. Не факт что накрылся из-за этого, но все шансы были что привезут ещё раз с оторванным проводом.
Буду рад вашим комментариям и готов пообщаться. Всем желаю сбычи всех мечт!