Мама очаровательной белокурой Лады, у которой есть примерно тысяча неотложных дел и срочных новостей, литературный редактор, переводчик с английского и русского жестового языков, основатель сибирского издательства «ИРГА», организатор сибирского фестиваля фантастики и фэнтези «Звезды на полке», писатель, автор фантастических историй для всех Анастасия Некрасова.
Настя – очень яркий, самобытный писатель, и по-другому случиться просто не могло. Она родилась в семье филологов и с самого раннего детства зачитывалась хорошей фантастикой и не только. Свои первые истории она принялась сочинять сразу же, как только научилась говорить. Или еще раньше, просто не имела возможности поделиться ими с миром, что и наверстывает сейчас. В своих книгах о других мирах Настя неизменно пишет о том, что важно для человека, в какой точке вселенной он бы ни находился. Она говорит с читателем о человеческих отношениях, о любви и семье, о детях и нашем с вами будущем. Говорит образно и очень искренне, не стесняясь настоящих чувств.
Справка
Анастасия Некрасова родилась в 1995 году в Сибири, на юге Красноярского края (да, это примерно то же самое, что курорты южного побережья Северного Ледовитого Океана), в 18 лет переехала в Новосибирск. Автор фантастических книг «Последняя дверь», «Солёные сказки: семь чудес моря», «Хождение за асфальтовую пустошь», «Круговорот леторождённых», «Жизнь после зимы».
Мы встретились с Настей и ее чудесной Ладой в небольшом уютном ресторанчике и, как водится, проговорили пару часов. Нам было крайне интересно побольше узнать о том, чем дышит современный писатель смыслов. Что из этого получилось, судить вам.
- Настя, в каком возрасте ты начала писать?
- Тут будет правильнее сказать: «В каком возрасте начала сочинять». Потому что это началось гораздо раньше, чем я научилась писать или даже читать. Сколько себя помню, всегда придумывала сказки, истории, - даже как-то нарисовала свой атлас выдуманных пород кошек. А записывали за меня на первых порах родители.
- О чём был первый текст?
- Атлас выдуманных пород кошек был первым, что я могу вспомнить. В младшей школе писала стихи, посвящённые своим бесконечным влюблённостям, в средней стала писать фанфики по «Мефодию Буслаеву», позже перешла на фэнтези с оригинальными сюжетами. Сейчас пишу в основном фантастику, но она впервые появилась в моём «портфеле» уже после двадцати.
- Показывала ли кому-то первые тексты?
- Конечно, всем желающим – родителям, одноклассникам, соседям. Постоянно участвовала в каких-то конкурсах… Я вообще ничего не стеснялась, и была и остаюсь очень охоча до внимания.
- Боялась ли критики?
- Как-то так вышло, что все очень благосклонно относились к моим работам, поэтому я даже не думала долгое время, что кому-то они могут не понравиться.
- Как ты воспринимаешь критику сегодня?
- Сейчас есть небольшой страх, что кто-то отзовётся о книге плохо. Когда это происходит, то, конечно, грущу или злюсь. Но у меня есть хорошие – и, что важно, подкованные в области литературы друзья, которые меня поддерживают, а также есть понимание, что это нормально – возьмите любое произведение, даже признанную классику или мировые бестселлеры, и на каждое обязательно найдёте отрицательные отзывы.
- Сколько книг уже написано?
- Пять. Если по порядку, то это подростковая постап-утопия «Последняя Дверь», сборник детских историй «Солёные сказки: Семь чудес моря», романтическая космоопера «Круговорот леторождённых» и два сборника рассказов – «Хождение за Асфальтовую пустошь» и «Жизнь после зимы». Все они, кроме самого последнего, доступны на Литресе. «Круговорот» можно купить в магазине «Сибирь на страницах», «Последнюю Дверь» - на сайте издательства «Автограф».
- О чём ты пишешь?
- Список тем, сеттингов, жанров и аудиторий, с которыми я работаю, очень широк. Как и самые талантливые писатели всех времён, я не могу остановиться на чём-то одном. Но в каждой книге неизменно в центре гуманистические ценности, темы доброты, честности, верности своим убеждениям, помощи тем, кто рядом. Ещё много внимания уделяю тому, как человек сам, не с помощью драм и культивирования психотравм, а через развитие себя и активную позицию может сделать свою жизнь интересной.
- Зачем вы создали собственное издательство, ведь их много сегодня?
- Я бы задала встречный вопрос: ГДЕ их много? Зайдите, к примеру, на ярмарку «Книжная Сибирь». Что вы увидите там? Стенды магазина «Перемен», где книги «Попкорна», «Читай-города» с «Эксмо» и сериями Стивена Кинга. Отдельный стенд у «Компас-Гида» - хорошее издательство, но где оно? Правильно – всё в той же Москве. А у нас что? Есть издательство Автограф, которое специализируется, в основном, на ромфанте. А ещё? У нас третий по величине город в стране, за нами – мощь истории, природы, людей Сибири. А на выходе что? Когда даже книжных – КНИЖНЫХ! – блогеров в Новосибирске приглашаешь на наш фестиваль фантастики, что слышишь в ответ? «А разве у нас есть хорошие авторы?» А они есть! Издающиеся всё в том же «Эксмо» и «АСТ», финалисты международных конкурсов, лауреаты национальных премий. А люди не знают. Меня это категорически не устраивает, поэтому я и провожу фестиваль, и потому же организовала наше, сибирское издательство.
- Почему ваше издательство именно про фантастику и фэнтези?
- На самом деле, это не совсем верно. Наше издательство занимается жанровой литературой, но не только фантастикой и фэнтези. Дважды уже мы пытались запустить серию любовных романов в реализме, но оба раза планы срывались. Надеемся, что ближе к зиме запустить серию всё-таки удастся. Почему фантастика и фэнтези? Здесь всё просто: это мои любимые жанры. Ту же литературу (а ещё кино) больше всего любят мои родители: пока кто-то во взрослом возрасте не может для себя решить, бывает ли фантастика осмысленной и интересной, я с детства приучена ко «Властелину колец», «Звёздным войнам», книгам Пехова и Емца, Азимова и Хайнлайна. Так что для меня ответ очевиден. Хочется, чтобы другие читатели тоже были свободнее от предубеждений.
- Кто ваши авторы?
- Самые разные люди. Это касается и профессий, и возраста, и пола. Дать единую характеристику невозможно. Могу только сказать, что всё это очень развитые интеллектуально люди, которые с уважением относятся к традициям классики, постоянно совершенствуются и стремятся расширять свой кругозор, узнавать что-то новое.
- Как ты относишься к самиздату?
- Очень положительно. Это замечательная возможность не писать в стол тем, кто только начинает свой путь и нуждается в обратной связи, или тем, кто уже достиг определённого уровня, но его книги не подходят для издательских портфелей. Хочу отметить, что самиздат сейчас качественно растёт, и некоторые книги из него не только не уступают, но и превосходят по качеству те, что были выпущены официально.
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что попадание в СИ – самое лучшее, что случилось со мной на литературном пути. Если бы меня сразу взяло издательство, я бы и не узнала никогда, насколько богат талантами мир самиздата, какой огромный труд стоит за тем, чтобы книга автора, которого никто не поддержал, увидела свет. И никогда бы, конечно, не пришло мне в голову организовать ни Сибирский фестиваль фантастики, ни, тем более, издательство «ИРГА».
- Что важно для вашего издательства при выборе рукописей?
- Чтобы у автора была мысль. Это не обязательно должно быть что-то кардинально новое, но должно быть что-то важное, утверждающее нормы морали, гуманизм и т.п. Причём не обязательно прямым путём: у нас в плане есть и очень мрачные книги, которые показывают скорее как нельзя поступать и к чему это может привести. Но основная часть ассортимента «ИРГИ» - вещи жизнеутверждающие, задающие определённые ориентиры, знакомящие с культурой разных стран, периодов… Большое значение, как я уже говорила, уделяется тому, что автор опирается на уже существующие традиции жанра. Недавно я как раз выступала на эту тему на библионочи в ГПНТБ: рассказывала о том, почему произведения, стоящие в истоке жанров фантастики и фэнтези, могут по праву считаться классическими, и разбирала, как те же вещи можно увидеть в современных книгах – в том числе, в наших.
- Какие книги ты читаешь?
- Любые. Правда. У меня нет стоп-жанров и стоп-тем (есть, правда, несколько стоп-авторов, но это результат знакомства с ними, а не суждение «на берегу»). Меньше всего, пожалуй, читаю триллеры, но в остальном: и фантастика, и фэнтези, и любовные романы, и исторические, и детективы, и классика всех периодов и стран, и молодёжная литература, и современная большая… Я всегда за то, что автор, в каком бы жанре он ни работал, должен читать как можно больше и разного. Это сделает богаче его взгляд на мир и, следовательно, собственные произведения.
- Назови 5 произведений и 5 авторов «мастхэв» для писателя.
- Считаю, что единого списка конкретных имён и произведений нет и не может быть. Есть, скорее, категории: обязательно читать классику. Желательно разных стран и периодов. Не спешите говорить, что она скучная или устаревшая: классика бывает очень, очень разной, и обязательно найдутся такие книги, которые придутся вам по душе. Обязательно хотя бы иногда знакомиться с современной «большой» литературой. И, конечно, обязательно читать книги того сегмента, в котором пишете вы сами – это поможет понимать ожидания читателей и, по вашему желанию, использовать ключевые клише жанра или же избегать их.
- Как ты оцениваешь писательский уровень современных авторов?
- Он очень неоднороден. Найдутся как те, кто считает себя автором, но не могут связать и двух слов, так и настоящие гении – ещё иногда с синдромом самозванца. Есть ещё промежуточные случаи: авторы, которые говорят и пишут складно, сюжеты и миры у них насыщенные, но, когда пытаешься копнуть чуть глубже, находишь пустоту или в лучшем случае картонную голливудскую проблематику. Как можно обезопасить себя от пустого или некачественного контента? Я бы посоветовала опираться на отзывы людей, с которыми у вас схожие ориентиры, а ещё следить за соцсетями автора. Как правило, если человек грамотный, мыслящий – это будет видно.
- Как ты пишешь свои книги? Есть ли планы, анкеты и т.д.?
- План есть. Он рождается очень легко и задолго до того, как я сажусь за сам текст. Основные точки в нём – это сцены, которые пришли мне в голову сами собой, чаще всего под вдохновением от музыки. Но по ходу работы в этом плане могут происходить изменения – как правило, незначительные. Анкеты я не пишу – герои сами рассказывают мне о себе тем больше, чем больше я о них думаю. Алмазы героев и прочее тоже не делаю. Но в целом хочу сказать, что всё это – классные инструменты, и если автор чувствует, что ему чего-то не хватает, что что-то мешает двигаться вперёд – то они могут ему помочь.
- Что нужно делать автору, чтобы попасть в сферу интересов издательств? А в сферу интересов ИРГИ?
- Большие издательства чаще ищут не новаторов и не книги, которые очень хорошо написаны или несут глубокие идеи. Чаще они руководствуются так называемым понятием «безопасного жанра», то есть выбирают такие произведения, которые похожи на то, что уже выходило в рамках какого-то сегмента, жанра или серии, чтобы не разочаровать читателей и чтобы обеспечить хорошие продажи.
В «Ирге» всё наоборот: мы не боимся экспериментировать, расширять границы жанров, знакомить читателей с новым, даже рискуя, что это будет плохо продаваться. Наша главная цель – культурная, поэтому на первом месте для нас то, что хотел сказать автор своим произведением. На втором месте – увлекательно ли это, на третьем – насколько хорошо написано. Почему качество текста только на третьем? Потому что у нас есть редакторы, которые постоянно повышают свою квалификацию. А коммерческая привлекательность текстов, как можете видеть, идёт только после всего остального.
- Считаешь ли ты себя писателем?
- Конечно, считаю. Я люблю тексты, пожалуй, больше всего остального в жизни. Мне доставляет огромное удовольствие с ними работать, и у меня это неплохо получается.
- А кто такой писатель по-твоему?
- Человек, значительную часть жизни которого занимает создание текстов.
- Чем отличается автор от писателя?
Не думаю, что эти понятия можно как-то развести. Быть может, автор это идея, а писатель еще и грамотная реализация идеи.
- Ты сказала, что у тебя есть некий план каждой твоей книги. Многие современные авторы говорят, что у них есть даже некий универсальный шаблон, по которому пишется произведение. Считаешь ли ты, что наличие универсальных шаблонов, анкет персонажей и прочего вроде бы необходимого писателям инструментария создает риск появления одинаковых книг?
- Конечно, так и есть. Хотя такой шаблон это что-то вроде рамки для картины, а нарисовать можно разные вещи. Нужно понимать, что это не обязательный инструментарий, а вспомогательный. В некоторых курсах по литмастерству доходит, правда, до абсурда. Они прописывают для своих слушателей требования к тому, сколько процентов от общего объема произведения должна занимать кульминация и т.д. Например, литредактор «ЭКСМО» Екатерина Звонцова говорила о шаблонах: «Все эти шаблонные решения хороши, если у вас стандартная история. Но будьте готовы к тому, что если ваша авторская мысль заходит дальше шаблона, этот инструментарий может вам не подойти». В общем, весь вопрос в том, как им распоряжаться.
- Хорошо, тогда согласна ли с тем, что активно развивающиеся литературные курсы это зло?
- Это не зло, потому что курсы курсам рознь. Все зависит от твоего запроса и мастеров, к которым ты попадаешь. Я и сама проходила такие курсы, и советы, полученные там, я до сих пор использую и в работе над своими текстами, и в литературной редактуре. Развиваться всегда полезно.
- Как ты выбираешь книги для чтения?
- Для начала внимательно слежу за соцсетями автора. Какие вопросы он поднимает? Что его волнует? Бывает, что ты видишь, что автора ничего особенно не волнует, тогда и книгу брать смысла нет. И, конечно, прислушиваюсь к рекомендациям людей, с кем у нас похожи литературные предпочтения, они обычно аргументировано говорят в пользу той или иной книги.
- Участвуешь ли ты в литературных конкурсах?
- Иногда. Я никогда не пишу произведения специально под конкурс. Напишу произведение и потом ищу, куда оно может подойти.
- А зачем ты участвуешь?
- Не знаю. Возможно, закрываю какой-то гештальт, связанный с признанием окружающих.
- Что такое признание?
- Когда другие видят ценность того, что я делаю.
- Быть может, отличие автора от писателя заключается в этой ценности. Авторы пишут тексты, а писатели пишут смыслы. Как думаешь?
- Я бы все-таки не делила. Авторы пишут тексты, иногда они могут не нести никакой идеи. Главное, чтобы они не были токсичными.
- Ты веришь во вдохновение?
- Я верю в работу. Если бы я ждала вдохновения, я едва закончила бы первую книгу. Настоящий профессионал не ждет вдохновения, он садится и пишет. Хотя у меня бывают периоды выгорания, когда садишься писать, и возникает ощущение, что скребут ложкой по пустой кастрюле. Тогда я откладываю работу над книгой.
- Переделываешь ли ты свои книги?
- Практически никогда. Если и правлю что-то, то минимально. Я пишу с первого раза.
- Какой совет можешь дать современным молодым авторам?
- Первое – задвиньте подальше синдром самозванца. Скромность сейчас не в моде. Окружающие будут думать о вас то, что вы сами им о себе расскажете. Поэтому вы, без сомнения, крутой автор с не менее крутыми текстами!
Второе – учитесь, читайте, не пренебрегайте классикой и образованием. Не верьте тем, кто говорит, что это всё устарело. Нельзя создать ничего стоящего и тем более нового, если полностью отказываешься от гигантских пластов того, что было создано до тебя.
И третье – будьте внимательны к реальному миру, к жизни вокруг вас. Облекайте в слова все мысли, чувства, каждый луч света на влажной поутру листве. Это сделает богаче ваши тексты, а главное – ваше мировоззрение, понимание того, что есть вокруг, как это взаимодействует и работает. А это поможет при создании даже самого фэнтезийного фэнтези.
Анастасия Некрасова, интересная, начитанная и, несомненно, талантливая, пишущая хорошие книги, олицетворяет собой один из наших слоганов «Сибирь на страницах. Нам есть, кем гордиться!».
Настины книги обязательно вам полюбятся!
«Круговорот леторожденных»
Раньше землян не принимали в Межзвездный Флот, считая их ненадежным, эмоционально нестабильным народом, не способным посвятить жизнь служению высоким гуманистическим идеалам. Курсант Асия Муратова стала одной из первых, кому представился шанс доказать, что это не так.
Став членом команды корабля "Шаман", она знакомится с помощником капитана, инопланетянином не известной ей расы. Выучить его язык - самое меньшее, чего может захотеть юный лингвист. А вот девушка с душой, стремящейся к звездам, может пожелать гораздо большего…
Денис Соболев
Книгу можно приобрести на нашем сайте https://siberiaonpages.ru