Основой книги является понятие сердца земли, называемом автором Хартландом, которое во владении целям миром, завоевав Хартланд.
Автор рассматривает области мировой власти, в которых, по его мнению, США имеют решающее и доминирующее значение, включая в себя экономическую сферу, военную область, технологические разработки и культурную сферу. Сочетание этих позиций, с точки зрения автора, ставит Америку на место единственной сверхдержавы мира.
Исходя из преимущества США в данных областях, писатель анализирует варианты развития американского господства на территории Евразии с учетом прекращения существования Советского Союза и считает черную дыру, называемую им Россия, самым беспокойным геостратегическим моментом
Залогом распространения мировой доктрины Америки автор рассматривает завоевание или расчленение Хартланда, к которой он причисляет Россию, при этом автор предлагает путь осуществления контроля над окраинными землями, римлэндом, приводя в пример Югославию. По предложению писателя, Россия должна быть разделена на три обособленных государства, центрами которых должны стать Петербург, Москва и Сибирь.
Угроза США
Независимость Евразийского континента является постоянной моральной и экономической угрозой для мирового господства США, поэтому автор допускает использование массивных военных действий против любой страны, которая встает на пути мирового американского владычества.
Политик анализирует исторические мировые державы, вспоминая Римскую, Китайскую и Монгольскую империи, и делает заключение о том, что в настоящий момент создается уникальная ситуация, при которой, учитывая масштабное влияние Америки, существует все условия для установления мировой американской империи.
Центральная мировая арена на сегодняшний день представляет собой Евразийские государства, соотношение сил в которых имеет монументальное значение для американского мирового первенства.
Цели США
Долгосрочные геостратегические задачи США должны состоять в поддержке демократического российского преобразования и ее экономического восстановления с целью недопустимости создания на российских и европейских территориях империи, способной противостоять целям США в формировании системы евроатлантического союза с приоритетом американской политики и ее главенствующей роли на международной арене и в системе трансевразийской безопасности с помощью расширения организации сил НАТО. Евразийский континент представляет, с точки зрения, автора в образе великой шахматной доски, на которой Америка должна сыграть партию по распространению своего геополитического могущества, используя силы НАТО.
Вывод
В заключении цель политики США должна без каких-либо оправданий состоять из двух частей: необходимости закрепить собственное господствующее положение, по крайней мере на период существования одного поколения, но предпочтительно на еще больший период времени, и необходимости создать геополитическую структуру, которая будет способна смягчать неизбежные потрясения и напряженность, вызванные социально-политическими переменами, в то же время формируя геополитическую сердцевину взаимной ответственности за управление миром без войн. Продолжительная стадия постепенного расширения сотрудничества с ведущими евразийскими партнерами, стимулируемого и регулируемого Америкой, может также способствовать подготовке предварительных условий для усовершенствования существующих и все более устаревающих структур ООН. Тогда при очередном распределении обязанностей и привилегий можно будет учесть новью реалии расстановки сил в мире, столь изменившиеся с 1945 года.
Эта деятельность обеспечит и дополнительное историческое преимущество использования в своих интересах вновь созданной сети международных связей, которая заметно развивается вне рамок более традиционной системы национальных государств. Эта сеть, сотканная многонациональными корпорациями, неправительственными организациями (многие из которых являются транснациональными по характеру) и научными сообществами и получившая еще большее развитие благодаря системе Интернет, уже создает неофициальную мировую систему, в своей основе благоприятную для более упорядоченного и всеохватывающего сотрудничества в глобальных масштабах.
В течение нескольких ближайших десятилетий может быть создана реально функционирующая система глобального сотрудничества, построенная с учетом геополитической реальности, которая постепенно возьмет на себя роль международного «регента», способного нести груз ответственности за стабильность и мир во всем мире. Геостратегический успех, достигнутый в этом деле, надлежащим образом узаконит роль Америки как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы.
Критика
Арджил Тернер высказался по поводу книги Збигнева Бжезинского.
Единственное утверждение, которое в той или иной степени можно считать соответствующим истине, это мысль Збигнева о том, что «…Главный геополитический приз для Америки — Евразия.» И далее: «В связи с этим критически важным является то, как Америка «управляет» Евразией…»
Я всегда задавал Збигневу вопрос: «Откуда он взял, что государства, расположенные в Евразии, будут играть по правилам, написанным в Вашингтоне? Почему и из чего следует такая уверенность?»
Многие, даже самые преданные европейские союзники США в Европейском союзе и на Ближнем Востоке уже поняли, что дальнейший курс на безоглядное подчинение своих национальных интересов американским -- это путь к катастрофе. И сейчас думают только о том, как бы побыстрее выйти из этого положения наименее болезненным для них путём.
Могу только констатировать, что в любом случае США и тех их союзников, которые будут до последнего момента безоглядно выполнять указания своего неразумного самоуверенного сюзерена, ждут тяжелые времена. Без сомнения, нелегко будет и тем странам, отказывающимся подчиняться американскому диктату, но у них есть иное, намного более привлекательное видение будущего человечества, основанное на равноправии всех государств, невмешательстве во внутренние дела и взаимном уважении всех субъектов международного права.
У человечества слишком много проблем, чтобы даже одна такая, пока мощная страна, как США, могла бы их самостоятельно решить. А США просто не выдержали испытания бременем управления миром.
Книга не устарела в наше время, но мне как русскому читателю было сложно читать данную книгу ввиду большой русофобии автора.