Найти тему
Илья Ильич Обломов

История «вечного студента». (г7)

Первый курс.(ч4)

Первые экзамены.

Ну вот и подошла пора экзаменов. Учебный семестр закончился. Зачёты получены до Нового года. Первый экзамен 7 января. В то время 7 января праздничным и выходным днём не был. Да и верующих людей было не так много. История КПСС. Предмет весьма неоднозначный. Весь семестр он не сильно напрягал. Лекции и семинары по нему проходили спокойно. Да и «препод» был весьма лояльный. Но вот когда нам надиктовали вопросы к экзаменам, стало ясно, что всё это запомнить досконально будет непросто. По крайней мере мне. Я не любил устные экзамены. Моя стихия были формулы и решение задач. Правда тоже до поры до времени. А здесь был очень скучный предмет. Сплошные съезды коммунистической партии, начиная с времен РСДРП, речи вождей революции и коммунизма, их заумные работы, написанные сложным языком. Короче сидишь, читаешь и понимаешь, что всё это как-то похоже и в голову не лезет. Чем решения одного партийного съезда отличаются от другого, не запоминается. Конечно, были отдельные эпизоды, Революция, Гражданская война, Великая отечественная. Там было более менее понятно. А все остальные периоды весьма безликие. Пришлось снова вспомнить старое, писать шпоры. Нарезал из амбарной тетради в клеточку полосок, так, что бы помещалась в сложенном виде в ладонь и приступил к написанию. Конечно по первому разу я просто читал материал. Что-то запоминалось. Но потом всё дублировал подробно в шпаргалку. На всякий случай. Вопросов было штук шестьдесят-семьдесят. В билете должно было быть пара вопросов. Старался на одной шпоре разместить два вопроса. Так что штук тридцать гармошек пришлось изготовить. Пока писал эти тексты, конечно многое ещё запоминалось. Но не всё. Понятно было, что двойку мне не поставят. Что-то наболтаю. Но не хотелось остаться без стипендии после первой же сессии. В то время троечникам стипендию не платили. 50 рублей в месяц на дороге не валялись. Хотя я был экономный и за месяц не успевал тратить такую сумму. Даже не знал, что с ней делать. Шесть дней после Нового года до экзамена пролетели быстро. И вот пришлось идти сдаваться. Экзамен проходил во втором корпусе в маленькой аудитории с утра, начало в 9.00.

Запускали в класс по 8 человек. Потом один сдавший выходил, вместо него заходил другой. Остальные нервно ожидали и томились за дверью в коридоре, пытаясь что-то увидеть в замочную скважину, что там и как. Я сдрейфил, в первую восьмерку не пошел. Первыми ломанулись «ботаники» и ещё четверо человек. В основном парни.

Минут 40 ушло на подготовку, может и час. Наконец кто-то начал отвечать, кто-то из «ботанов». Минут десять мучений и вот он уже за дверью, радостный и улыбающийся. Получил свои пять баллов. Один из нас зашел в класс вместо него. Я остался ждать дальше. Хотя ожидание действовало негативно. Я нервничал, впрочем как и многие другие. Через десять минут вышел очередной «ботаник». Снова пять. Опять кто-то зашел на экзамен в класс. Получившие оценку поначалу оставались с нами в коридоре, хотели дождаться своей команды умников. Вот и третий вышел к нам в коридор. Снова очередной «ботаник». Они как сговорились и отвечали друг за другом. Этот неожиданно обломался и получил четверку. Был явно недоволен собой и преподавателем, остальные двое решили его ещё и подколоть. Типа с такой фигней не справился. У него же в голове вертелся план по пересдаче. Все они хотели сдать первую сессию на пятерки. Наконец вышел последний умник и тоже с пятеркой. Мне надоело это ожидание и я пошел в класс. Вытащил билет. Вопросы достались не очень хорошие. По одному я более менее всё знал, хоть и сомневался, по второму было хуже. Была какая-то работа Ленина, которую я конечно же читал, но для меня они все были одинаковы. Я понял, что без шпоры не обойтись. Сел я удачно, хоть аудитория и была маленькой, всего четыре ряда. Я сидел на последнем и передо мной было пара человек. Да и препод читал газетку, пока все готовились, либо общался с тем, кто был готов к ответу и тогда он сидел боком к аудитории. Первый вопрос я написал по памяти. Потом полез искать шпору, с работой Ленина для второго вопроса. Нашел, потихонечку переписал суть работы, всякие выводы из неё. Потом решил найти и по первому вопросу шпору тоже, провериться на всякий случай. Тоже нашел шпору в другом кармане. Почитал медленно, вроде все правильно, шпору убрал обратно в карман. В принципе я был готов отвечать. Но решил еще подождать, посмотреть как сдают те, кто вошел раньше меня. Пока я писал ответы на листочке, экзамен сдало наверно уже человек десять. Появились и первые тройки. В основном у ребят старшего возраста.

Наконец я дождался момента и вызвался к ответу. Я уже был на автопилоте, волнение прошло, быстро прочитал вопросы в билете, начал отвечать. "Препод" долго слушал, не перебивал. Потом задал пару вопросов дополнительных, я что-то ответил. Он взял мою зачетку и поставил…четыре. Честно говоря я не очень понял, почему не пять, но спрашивать ничего не стал. Возможно что-то не совсем точно ответил на дополнительные вопросы. Но мне было всё равно. Четверка меня устраивала. Я с удовольствием вышел в коридор. В это время все «ботаники» уже разошлись по домам. Судьба большинства товарищей из группы их не интересовала. В коридоре оставалось еще пара человек, но и они быстро зашли в класс на экзамен. Я дождался как сдадут Дима и еврей Женя. Они тоже получили для начала по четверке и это их тоже вполне устраивало. Ждать всех остальных мы не стали и разошлись по домам. Готовиться к экзамену по общей геологии. Экзамены шли через четыре дня на пятый. Времени на раскачку было не много. В день сдачи экзамена я конечно уже ничего не учил и оставшееся время просто отдыхал. Позвонил родителям на работу, сообщил об оценке. Ну и просто дома лежал и «плевал» в потолок. В это время у моего дачного другана Лехи были школьные каникулы. Леха заканчивал десятый класс и готовился поступать в МИРЭА. Из МИРЭА не брали в армию, я завидовал Ляксею в то время, понимая что он скорее всего поступит и в армию его не возьмут, а меня загребут через месяцев пять неизвестно куда и насколько…Так что хоть и хотелось с ним повидаться в эти его каникулы, но предстояло опять учить-зубрить очередной предмет. Общая геология была наука описательная. Вроде несложная к пониманию. В ней не было формул и задач. Но было очень много всяких новых необычных терминов, понятий, явлений, определений, классификаций. Всё это нужно было заучить. Во время семестра конечно что-то изучалось, но быстро вылетало из головы. Семинары проходили легко, на лекциях тоже было не особо страшно, хоть преподаватель прям на лекциях и устраивал контрольные работы. Но тогда было несложно. А сейчас нужно было сразу всё и сразу вспомнить или заново заучить. Подход я оставил к подготовке к экзамену прежний. Два дня честно читал всё и учил, пытался запомнить. Следующий день писал шпоры, заодно повторяя прочитанное двумя днями ранее. Четвертый день быстро пробегал по основным сложным вопросам, систематизировал и складывал по темам шпаргалки. Короче был готов к очередному экзамену, но мандражировал как обычно.

Снова экзамен был с раннего утра. На этот раз аудитория была большая в первом корпусе института и всех нас сразу запустили туда, всю группу. Экзамен был письменный. То есть устного общения с преподавателем не предполагалось и дополнительных вопросов быть не могло. Снова два вопроса. Но всё нужно было подробно написать. Сидел я далеко от преподавателя, но у прохода. Профессор Гаврилов, который принимал экзамен, постоянно прохаживался между рядами. Списывать было стрёмно. Вопросы мне попались не сложные и я сначала всё написал по памяти. Сдавать одним из первых работу я не хотел. А потому все-таки решил вынуть шпоры и провериться. В этот момент как раз кто-то из наших ребят погорел на шпаргалке. Профессор заметил этот процесс и отобрал шпору у студента. Сказал, что снизит оценку на один балл, а если кто-то ещё попадется, то будет изгнан с экзамена с двойкой и придется ему этот экзамен потом пересдавать. Я призадумался, стоит ли рисковать. То что я написал не на два, а на более высокую оценку я был уверен. Но очень хотелось перепроверить кое-какие моменты. Я сидел, работу не сдавал и выжидал момент. Наконец Гаврилову надоело ходить и он сел за свой стол. Достать шпору оставалось делом техники. Я хорошо помнил где и что у меня лежит, вынул нужное и перечитал аккуратно, что бы никто не видел. Пара минут и я убедился, что всё итак написал правильно. Спрятал шпору обратно. Поднялся и сдал работу. Оценки должны были объявить через пару часов после экзамена. Так что все сдавшие томились в коридоре в ожидании этого вердикта. Наконец все написали свои работы, время пошло. Где-то к обеду всех снова пригласили в аудиторию и объявили результаты. О чудо, я получил 5 баллов. «Ботаники» конечно же тоже. Женя-еврей тоже получил пять. Дима получил четверку. Двоек не было. Троек около половины. Опять тройки нахватали «старички». Вот и половина пути пройдена. Но впереди оставались самые сложные экзамены. Высшая математика, которую я не очень боялся и физика, где было не всё так однозначно.

В принципе в математике тоже было все не так радужно. Одно дело, я решал задачки легко и не принужденно. Но на экзамене должна была быть и теория в каком-то виде. Нам даже надиктовали вопросы. К которым я и готовился. Я понимал, что задачи я решу любые, а это минимум три балла. Еще пара каких-то теоретических вопросов, теорема или что-то вывести или что-то ещё…Так что следующие четыре дня я задачки не решал, а учил теорию и как уже повелось, писал по теории шпоры. Ну вот и экзамен. Снова письменный. И это хорошо. Так спокойнее. Опять сразу вся группа зашла в аудиторию. Я сел подальше от начала класса, подальше от преподавателя. Билет достался непростой. Задачки я решил спокойно, хоть они были и весьма сложные, один теоретический вопрос я списал со шпоры, нужно было какую-то теорему доказать, я никогда такое не мог запомнить. Пятый вопрос был очень нехороший. Что-то среднее между теорией и примером. Нужно было вывести какую-то формулу из чего-то ещё. Так как я в таком жанре никогда не практиковался, тут я затормозил. Я знал исходную формулу и то что нужно было получить. А вот как из одного получить последнее, я не знал. Это была какая-то засада. Короче я понял, что четко я это не смогу вывести, а писать белиберду какую-то смысла не было. А потому просто написал две формулы, что конечно тянуло на минус. Так что на 5 баллов я не рассчитывал. Как результат - четверка. Снова я думал, что математика мне дастся легко, но опять не вышло, как на вступительном экзамене. Но в целом всё было не так плохо. Уже в обойме в зачетке стояло 4 5 4. Оставалась только физика. Математику многие в нашей группе уже не прошли. Было несколько двоек. Кто-то из «ботаников» тоже не смог урвать пять баллов. Так что и у них всё было не так четко. Но двое точно шли пока на одни пятерки. А у двоих было по одной четверке к пятеркам. Дима снова получил четверку, так же как и Женя. Оставалась физика. Пожалуй самый сложный для меня экзамен. Все-таки на школьную физику это было уже не совсем похоже. Тут я даже в тройке не был уверен, что получу. Опять четыре дня на подготовку. Снова готовился уже по отработанной схеме. Что-то читал, готовил шпоры, опять читал. Пытался запомнить. И вот, очередные четыре дня пролетели быстро.

Снова письменный экзамен. Экзамен был необычный. Как и по математике - пять заданий. Но напротив каждого задания были проставлены баллы. Те что легче, были и весом баллов пожиже, что посложнее и баллов побольше. Таким образом можно было решить 3 задачи и получить двойку, потому что они были из разряда простых. И наоборот, за две сложные можно было получить трояк без трех простых оставшихся заданий. Короче хитрая система. Да и "препода" звали Лель. Всё один к одному. Сидел я не очень удачно в этот раз. В середине класса. Лель был "препод" беспокойный. То вроде сидел, о чем-то думал, потом резко вскакивал и прохаживался между рядов. Я сидел и решал задачки. Их было три. Они были школьного уровня. Я их быстро решил. Но по сумме баллов они не тянули на трояк. Надо было что-то накропать по оставшимся двум заданиям. Там был один сложный теоретический вопрос и другой попроще. Без шпоры я бы их не осилил. Начал с более сложного, по нему я быстро нашел домашнюю заготовку. Удалось списать, хоть Лель и ходил по аудитории. Последний вопрос задал затруднения. У Леля была хреновая привычка, когда он нам читал лекции. Впрочем впоследствии и другие преподаватели иной раз грешили этим. Иногда он не успевал на лекции объяснить до конца тему, например вывести какую-то формулу и тогда он говорил: «Ну тут осталось немного совсем, дома сами допишите». Кто-то может дома и сидел, «морщил репу» пытался сам дорешать или искал это решение в учебнике, если оно конечно там было. Но я обычно уже себя таким делом не утруждал и оно иной раз выходило мне потом боком. Вот и здесь получилось так. В шпоре у меня не было уравнение решено до конца, формула выведена не была. Все ж таки я решил переписать, то что было, кто знает, вдруг какие-то баллы и дадут. Короче сделал, как задумал и сдал работу. Ну а потом опять два-три часа ожидания, пока все работы будут проверены. Наконец нас всех собрали в большой аудитории. Не той, где мы сдавали экзамен. И зачитали оценки. Оценки были разные. «Ботаники» снова не все получили пятерки. Но ниже четырех не опустились. Итого, двое у них оказались круглыми отличниками. Один с одной четверкой. И один с двумя. Тот что с одной четверкой, решил пересдавать на пятерку, тем более что это была история, не самое сложное. Тот что с двумя четверками, с начала тоже вроде порывался, что бы не отстать от остальных, но потом передумал. Ну а я. Я получил четыре. Я был несказанно рад. Итого результат: 4 5 4 4. Не так и плохо для начала. Но какой ценой. Женя еврей и Дима тоже получили четверки и как результат, Дима сдал всё на четверки, а Женя как и я с одной пятеркой. Многие ребята из общаги, кто после школы тоже сдали без троек, даже лучше чем я. Ну а армейцы и девушки, что постарше, тут было очень пестро. По физике и математике были у некоторых двойки. И им предстояли пересдачи. Честно говоря, так как я за первый семестр ни с кем из них не сдружился, мне было все равно, я даже не вникал, кто там и как будет решать теперь эти проблемы. Я наконец закончил этот забег на длинную дистанцию без перерыва в учебе. Впереди были каникулы. Пусть и короткие, всего недели две. Но все-таки наконец можно было забыться от учебы и отдохнуть, хоть как-то отвлечься. Жаль что было не лето а зима, конец января. Первый семестр был позади, но это было только начало долгой учебы…

#Минх и гп им.губкина #ргунг им.губкина #как я был студентом #ссср #учёба в вузе в ссср #высшее образование в ссср #учеба перед армией

#обучение в вузе #студенчество

(Друзья и читатели, не забываем читать, ставить лайки, подписываться на канал, писать комментарии. Продолжаю тему про студенческие годы, перед службой в армии. Кто только подключился к прочтению, можете почитать весь рассказ про армию, написанный ранее на канале. Всем спасибо)