Найти тему
О! СЮЖЕТ

Большой секрет для маленькой компании.

Вы любите дружить домами? Уточняю: семьями. Тогда этот сюжет для вас. Будьте предельно внимательны, история сложная, запутанная. Так всегда и бывает, когда есть, что скрывать, но нет желания менять свою жизнь. Пьеса "Опасный поворот" Джона Бойнтона Пристли как раз об этом. Читаем.

На обед к Роберту и Фреде Кэплен приехали друзья. Среди приглашённых молодожёны Бетти и Гордон Уайтхауз, сотрудница издательства Олуэн Пиил, один из директоров этого издательства Чарльз Стэнтон и писательница Мод Мокридж. Компания только что отобедала. Мужчины разговаривают в столовой, женщины слушают в гостиной по радио пьесу, которую они начали слушать ещё до обеда.

Во время обеда они пропустили несколько сцен пьесы и теперь не понимают, почему она называется "Спящий пёс" и почему в её финале раздаётся смертельный выстрел из пистолета. Олуэн предполагает, что спящий пёс словно олицетворяет правду, которую пытался узнать один из персонажей. Но разбудив пса, он узнал и правду, и ложь, а затем несчастный вообще застрелился.

В этот момент мисс Мокридж вспоминает брата Роберта, Мартина, который застрелился год назад у себя в коттедже. В гостиной появляются мужчины и интересуются о чём была пьеса. Начинается общая беседа о целесообразности правды и допустимости лжи. Мнения собеседников расходятся. Роберт уверен в том, что нужно, чтобы всё было честно и открыто. Стэнтон считает, что говорить правду - всё равно что делать опасный поворот на большой скорости.

Фреда пытается сменить тему и предлагает всем напитки и папиросы, которые лежат в красивой шкатулке. Олуэн кажется знакомой эта приметная вещица, она убеждена, что видела папиросницу дома у Мартина Кэплена. Фреда возражает, так как считает, что Мартин получил её уже после того, как Олуэн и Мартин виделись в последний раз, то есть за неделю до его смерти. Олуэн заметно смущена, но не спорит с Фредой. Это кажется подозрительным Роберту, и тут начинается форменный допрос.

Было установлено, что Фреда купила эту папиросницу в подарок Мартину уже после их совместного визита к нему и привезла её именно в тот самый роковой день. Однако, после неё вечером к Мартину приезжала и Олуэн, как она сказала, чтобы поговорить с ним о чём-то важном. Ни одна из женщин почему-то до сих пор никому ничего об этом не говорила, даже на следствии. Роберт озадачен, он заявляет, что теперь обязан выяснить всю правду до конца.

Бетти неожиданно начинает нервничать и настойчиво просить мужа поехать домой. Девушка ссылается на мигрень. Стэнтон тоже уезжает с ними. Мод Мокридж уехала ещё раньше. Роберт, Фреда и Олуэн остаются втроём и продолжают восстанавливать события.

Все изображения в статье - интернет.
Все изображения в статье - интернет.

Олуэн признается, что поехала к Мартину, потому что хотела выяснить кто в издательстве украл чек на пятьсот фунтов стерлингов - Мартин или Роберт. Все говорят, что это сделал Мартин, и что этот незавидный поступок и стал причиной его самоубийства. Но Олуэн отказывается в это верить, она прямо спрашивает у Роберта, не он ли взял эти деньги. Роберт возмущён её подозрениями, особенно потому, что он всегда считал Олуэн своим другом.

Фреда не выдерживает и выговаривает Роберту, что он не замечает очевидного, словно слепец. Ведь Олуэн испытывает к нему любовь, а совсем не дружеские чувства. Олуэн смущена, но вынуждена это признать. Она также признаёт, что продолжая любить Роберта, покрывала его. Но главное, что Мартин в тот самый вечер обвинял в краже Роберта, он узнал это от Стэнтона. Роберт обескуражен, он признается, что Стэнтон убедил его, что эти деньги украл Мартин.

Наконец, все понимают, что, значит, сам Стэнтон и взял эти деньги. Роберт звонит Гордонам, у которых ещё находится Стэнтон, и просит всех вернуться, чтобы наконец выяснить всё до конца и поставить точку в деле самоубийства Мартина.

Бетти осталась дома, вернулись Гордон и Стэнтон, на которого сразу же обрушивается шквал вопросов. В итоге он признается, что это действительно он взял чек, поскольку остро нуждался в деньгах. Он думал, что сможет через пару недель покрыть недостачу. И так вышло, что именно в один из этих дней и застрелился Мартин. Поэтому все и подумали, что это он украл чек, а застрелился, не пережив позора от разоблачения. Вот Стэнтон и принял решение ни в чем не признаваться.

Супруги радуются тому, что их Мартин сохранил доброе имя и честь семьи, и обрушивают свои обвинения на Стэнтона. Тот быстро берёт себя в руки и напоминает присутствующим, что Мартин был далеко не праведником. У человека, у которого было немало пороков, наверняка должна была быть иная причина для самоубийства, а не украденные деньги. Стэнтону теперь уже всё равно, он не боится разоблачения и говорит всё, что думает и знает.

Например, то, что Фреда была любовницей Мартина. Фреда, не находя больше причин скрывать, признается, что так и не смогла порвать связь с Мартином, когда вышла замуж за Роберта. Но сам Мартин не любил её по-настоящему, и она не захотела пойти на разрыв с мужем.

Гордон, который, как выяснилось, слишком тесно дружил с Мартином и был очарован им больше, чем следовало, набрасывается на Олуэн за то, что та обвиняла его любимого друга в воровстве и коварстве. В этот момент и наступает перелом. Олуэн не выдерживает напора обвинений и признается, что это она застрелила Мартина, но вышло это случайно.

В тот роковой вечер она застала его в доме одного. Он был в ужасном одурманенном состоянии, явно под воздействием наркотиков. Мартин был ненатурально весел, несдержан и груб. Он оскорблял Олуэн, называл её старой девой, заложницей  предрассудков, которая никогда не жила полной жизнью. Он вдруг решил, что нравится ей, и что она напрасно подавляет своё желание к нему, и предложил Олуэн раздеться. Возмущённая женщина захотела немедленно уйти, но Мартин загородил собой дверь и стал угрожать ей револьвером. Олуэн пыталась его оттолкнуть и стала сопротивляться. Она схватила Мартина за руку, в которой было оружие, и отвернула от себя дуло пистолета. Случайно её палец нажал на курок, раздался выстрел и Мартин упал.

Все потрясены этой новостью и уверены в невиновности Олуэн. Было решено и впредь хранить эту тайну. И только Стэнтон не сильно удивлён. Обо всём этом он давно догадывался, поскольку нашёл кусочек ткани от платья Олуэн в доме Мартина. Стэнтон всегда относился к Олуэн с уважением и был уверен в её порядочности. Вот тут бы им всем замолчать, но...

-2

Олуэн признаётся, что, когда она пришла в себя, то захотела с кем-то поделиться случившимся и поехала к Стэнтону. Подойдя к его дому, она увидела, что он не один. Там была Бетти. Олуэн, разумеется, повернула обратно. Роберт напрямую спрашивает у Бетти, которая всё же приехала, была ли она любовницей Стэнтона или нет. Он получает утвердительный ответ и полное признание в том, что их с Гордоном брак был сплошным притворством, а для Гордона женитьба на ней - это лишь фикция. Он больше времени проводил с Мартином, которому поклонялся, как своему идолу. Она намекает на близкие отношения мужчин. Самой же Бетти замужество ничего не дало, кроме разочарования в любви и постоянных унижений. Бетти признается, что встречалась со Стэнтоном не по любви, а потому, что Гордон не любил её. А ещё Стэнтон дарил ей дорогие подарки. Роберт признаётся, что любил и боготворил Бетти, но девушка не верит, она считает, что он обожал не её, а её молодость и красоту. Это было просто плотское влечение.

Оскорблённые в чувствах Роберт и Гордон направляют свой гнев рогами на Стэнтона, больше не желая иметь с ним ничего общего. Он должен сейчас же покинуть дом и и подать в отставку, не забыв вернуть издательству пятьсот фунтов.

-3

Роберт пьёт всё больше виски. Он признается, что отныне его жизнь пуста и бессмысленна. Потеряв ещё и Бетти, он утратил последнюю иллюзию надежды и остатки мужества. По его собственной вине рухнула вся его жизнь и будущего для него больше не существует. В подавленном состоянии он уходит. Встревоженная Фреда вспоминает, что у Роберта есть пистолет. Олуэн вскакивает и пытается остановить Роберта...

-4

В темноте на сцене раздаётся выстрел, слышатся женский крики и рыдания, совсем как было в начале пьесы. Свет вновь зажигается, все четыре женщины обсуждают пьесу "Спящий пёс", которая шла по радио. Из столовой доносится смех мужчин. Затем они присоединяются к женщинам, и начинается разговор, похожий на разговор в начале пьесы. Присутствующие обсуждают название пьесы, Фреда предлагает папиросы из шкатулки, а Гордон ищет по радио музыку. Слышится мелодия песни "Всё могло быть иначе". Олуэн и Роберт танцуют. Все веселы. Опускается занавес.

Вот и всё. Пьёса сложная, но мы её с вами подробно разобрали. Рекомендую посмотреть одноимённый фильм-спектакль, снятый по этой пьесе в 1972-ом году Владимиром Басовым. Изображения к статье взяла оттуда. Прекрасная постановка, великолепный актёрский состав. Останетесь довольны.

А на вопрос "как дружить домами и не испортить себе жизнь" предлагаю вам ответить в комментариях.