Очень часто слышу мол: что у нас не могут сделать … и называется конкретное промышленное изделие. И среди названного могут быть траулеры, станки для обработки чего - то, микроэлектроника, автомобили и далее по списку. На самом деле много таких изделий. Но поскольку я сам состоялся как ИТ специалист, то могу предметно обсудить софт для геологии.
По факту, почти весь геологический софт в России на текущий момент иностранного производства (t-navigator - единственное светлое пятно. В свое время с коллегой еще нашли вот такую классную компанию http://idatametric.com/. Но они заметно меньше. Ну и мои друзья https://nntc.pro/ которые как раз таки готовы вырасти в крупную компанию). А софт этот достаточно ценен, так как скважины зачастую стоят очень дорого, от 50 млн рублей до миллиардов. А если ее бурить неправильно, то можно потерять очень серьезно на себестоимости и результативности скважин.
Представляем такую ситуацию, что если у нас вдруг перестал работать геологический софт для бурения (гидродинамическое моделирование и прочие геологически хрени). То скважина, которую мы бурим и строим за десятки или сотни миллионов рублей будет менее эффективна. А неэффективности в проценты дают очень неплохие потери. А если оценить на все скважины, которые будем бурить? В общем получается очень даже неприятная ситуация.
Я один раз говорил с руководителем одной очень крупной российской компании, которая периодически появляется то в выпусках время вперед, то на АШ. В общем, человек в теме. И когда я сказал про проблемы с геологическим софтом получил просто конкретный ответ: да что ты несешь. Что сраный софт для геологии у нас не смогут написать что ли? (это почти точная цитата после замены матов на цензурные слова). Ну пройдет 3-5 лет если заблокируют нам софт, и появится у нас свой софт.
Я конечно немного утрирую, но по факту скажу, данный руководитель был в теме и знал про что говорил. Мне ж чтоб это понять потребовалось пару лет. Собственно сейчас и постараюсь описать.
В общем, для того, чтоб написать софт по геологии нужны следующие составляющие:
- Специалисты по геологии. И не просто специалисты, а люди, которые поработали, которые знают требования к геологии, обработке данных и то что должны получить на выходе для результата.
- Нужны программисты, достаточно высокого уровня, которые смогут это все заложить в программный комплекс и реализовать
- Нужен проект, который будет оплачивать все затраты на разработку софта. Как может показаться глупым, но именно третий пункт является ключевым пунктом для общего успеха.
- Нужны НИИ по геологии (вернее несколько), которые воспитывают специалистов по геологии. Многие про это забывают, но прежде, чем пойти работать в нефтегаз, большинство нефтяников кто - то должен выучить. И вот эти педагоги где то должны быть. Должен быть институт / университет + НИИ / КБ.
- Все ровно то же самое, что в пункте 4, только уже с программистами (вместо НИИ и КБ большие проекты). В свою очередь, преподаватели на кафедре, которые учат студентов, сами должны где то - набраться опыта. А опыт это конечно только боевой реальный опыт в компаниях по разработке софта.
- Ну а дальше нужен коллектив с руководителем, который соберет все составляющие для успеха и начнет работать в нужном направлении для создания и доработки нужных приложений.
- На все надо время. Время требуется на воспитание специалистов (5-7 лет) и на разработку приложения (от трех лет)
- Надо научит специалистов работать в новом приложении.
И из всех перечисленных пунктов у нас в России есть затык только с пунктом 3. Нет проектов, где бы могло вырасти российское программное обеспечение. Никто не устанавливает российский сырой софт, если есть проверенные приложения. Сложно принять решение о использовании российских аналогов вместо эклипса от Шлюмберже или Landmark от Halliburton когда цена ошибки слишком высока.
Нельзя вот так вот раз, и по мановению волшебной палочки создать какую то отрасль. А надо много лет вкладывать ресурсы в одном направлении. У нас не появилось бы российское композитное крыло на МС-21, если бы до этого государство много лет не развивало композиты. В России давно их производили, были институты, университеты где учили специалистов. Были лаборатории в куче НИИ, были конструкторские бюро в той же военке. Поэтому крыло не создавали с нуля. А по сути лишь провели проект по повышению качества композитов. Да, очень быстро и крыто. Но не с нуля. Ведь вся необходимая инфраструктура у нас уже была. И только в воспаленных головах профанов такие отрасли могут появиться на ровном месте.
Это в общем и ключевая проблема. Особенно когда твои конкуренты работают с консалтинговыми компаниями, с продажными компаниями, отдавая им долю малую. Когда она тратят на маркетинг огромные суммы от своего бюджета, ездят по предприятиям и убеждают менеджеров что именно их решение является лучшим. Как в такой ситуации получить контракт? Практически нереально.
Тут еще одна мощная преграда появляется на пути новой небольшой российской компании: дистрибьюция. В каждом нефтедобывающем кластере у крупных компаний есть менеджеры по продажам, которые ходят по клиентам и рассказывают о своих продуктах. Им заранее в одном глобальном центре делают презентации продуктов, а они в свою очередь рассказывают о этих продуктах клиентам.
Если для небольшой компании для презентации клиенту надо слетать к потенциальному заказчику, то у крупных компаний это включено в расходы и отдел маркетинга работает просто превосходно. С опытными продажниками, с именитыми продуктами, которые давно на рынке.
А если в момент согласования согласования тебе понадобится информация дополнительная о продукте, тебе ее очень оперативно предоставят. Более того, предоставят кучу документации, что именно этот продукт является оптимальным решением для Вашей компании.
У меня один раз перед техническим советом всплыл важный технический вопрос. И мне в течении нескольких часов надо было получить квалифицированный ответ от разработчика. Это крупный вендор про которого все прекрасно знают. Я позвонил нашему менеджеру по продукту, описал вопрос. И мне предоставили обоснование очень оперативно. Успели за несколько часов. Ответ был из Ирландии.
Система продаж и поддержки софта у крупных компаний - успешный и отработанный бизнес. Это реально очень крупный плюс, которого нет у мелких компаний.
Еще очень важный момент: простой платформы стоит десятки а скорее сотни миллионов рублей в день. И вопрос надежности и стабильности стоит чаще всего на первом месте (вопрос аварий также не стоит забывать и внештатных ситуаций). И когда менеджеру вместо проверенного софта от компании с мировым именем, на котором он работает десятки лет (абсолютно серьезно десятки) предлагают рассмотреть возможность внедрения российского приложения - какова вероятность того, что он даже допустить мысль о возможности рассмотрения замены проверенного приложения? Я проверял. Минимальна. Ведь если косяк будет с проверенным софтом, то он не виноват, он выбрал лучшее предложение на рынке. А если косяк будет с российским софтом, то виноват будет лично он.
Опять же, все приложения не так просты в освоении. Даже если ты работал на аналоге от халибертона, то перейти на шлюмовский софт не так просто. Надо проходить обучение, адаптацию и так далее. Это стресс. Реальный стресс для большинства специалистов
Более того, обычно это большой объем работы по настройке системы (начиная с обследования и ТЗ до передачи в промышленную эксплуатацию), переносу старых данных из старой системы в новую. Надо найти кто будет поддерживать систему, развивать ее, научить администраторов, отладить работу службы поддержки (не важно даже в какой стране). Элементарная проблема, что в штате у тебя могут быть нефтяники только с английским языком, а в службе поддержки нет свободно говорящих на английском. Вот любому менеджеру нужны эти проблемы? Серьезно.
И вот российские компании, когда пытаются выйти на рынок нефтянки, перед ними стоят проблемы как пробиться на рынок, который монополизирован. Ведь их даже с российского рынка выдавили. И внедрить российский софт можно только при наличии ОЧЕНЬ сильной мотивации сверху. Очень сильной. Потому что продавать упирающихся менеджеров в такой ситуации очень сложно. Даже без какой либо коррупционной составляющей. Это уровень Новака и выше. IMHO.
И вот мастер класс от руководителя российской компании: в случае возникновения санкций и запретов, самый тяжелый в реализации пункт ликвидируется автоматом. А все остальные пункты:
Программисты, геологи, НИИ, кафедры, руководители у нас уже есть. И указанный руководитель компании из начала статьи это прекрасно знал. А я нет, и у меня ушло пару лет, что понять в общем то простые вещи. Такие сервера с приложениями обычно стоят за хорошими файрволами. Поэтому в случае глобальных санкций они еще несколько лет точно проработают. А за это время как раз и можно создать российский конкурентный софт. ПРоверено, год точно работает такой софт :). Единственное встают вопросы совместимости и с другими приложениями.
А теперь попробуем перенести ситуации. в Саудовскую Аравию? Сколько им лет потребуется на разработку софта для геологии, если они попадут под санкции?
Боюсь что они не создадут. Вернее я уверен в этом. Как не смогли они создать у себя атомную энергетику (что вообще то на порядки сложнее, чем софт для геологии) и не смоги построить инновационные города (что тоже на порядки сложнее). Вообще, по-моему личному мнению, именно софт в России проще всего импортозаместить, потому что у нас прекрасная школа программистов (прекрасная по сравнению с другими странами).
У них нет (или очень мало) своих программистов. Нет (или очень мало) своих геологов. Точно нет НИИ и конструкторских бюро (которые таковыми реально являются). И крайне сильная напряженка с руководителями, которые умеют вести такие проекты.
Прошу заметить, в России то как раз все составляющие для успеха есть, а в Саудовской Аравии практически нет ничего. Вот почему Россия является высокообразованной и высокоразвитой страной, в отличии от Саудовской Аравии, Норвегии или Швеции. Потому что у нас есть и кафедры, и НИИ, и КБ и есть много успешных проектов с руководителями. А у папуасов вроде Норвегии этого ничего нет. Ну или практически ничего нет. Вот почему, "размер имеет значение". Крошечной Норвегии нереально создать у себя такие НИИ, университеты, КБ и далее по списку. Можно сколько угодно восхищаться их уровнем жизни, но по сути они остались рыбаками из 40-х годов прошлого века. Какие академии наук? Какой ВПК? Исключительна громадный пенсионный фонд на пузыре фондового рынка.
Так вот, нам введение санкций поможет заняться импортозамещением, а для них будет катастрофой. В это разница между высокотехнологичной державой вроде России с дикарями вроде Норвегии.
Если рассмотреть любимую многими отрасль станкостроения: то здесь все необходимые компетенции у нас есть и введение санкций поможет создать свою отрасль. IMHO. А вот с микроэлектроникой конечно колоссальное количество пробелов. Поэтому надо методично развивать это направление. То что делают Байкалы и Эльбрусы в Тайване - это ведь как раз и является созданием такой школы. Поэтому меня реально раздражают всепропальщецкие стоны, когда рвут волосы на голове по поводу того, что у нас в стране не делают процессоров на 5 нм. Всему свое время. Требуется многолетние поступательное развитие.
Источник статьи - aftershock.news