Обратите внимание: в критической ситуации бойцы и командиры проявили величайшую сознательность, они думали не только о спасении своих жизней, но и об оружии и технике, которые доверила им Родина, чтобы бить врага. И просто так бросить это оружие они не могли, не считали, что имеют на это право. Наверное, современным людям понять подобное трудно, если вообще возможно. Но люди того времени были совсем другими, «не то, что нынешнее племя».
Когда командованием была разрешена всеобщая эвакуация войск, недостаток судов для переправы ещё более обострился. В такой ситуации многие красноармейцы пытались переплыть пролив на подручных средствах. Писатель-фронтовик С.С. Смирнов, известный как автор книги «Брестская крепость», интересовался и трагедией Крымского фронта в мае 1942 года, собирал о ней материал. Со слов многих непосредственных участников тех событий он так описал эту переправу:
«На берегу кипела лихорадочная работа. Шло в ход всё, что могло держаться на воде. Из досок, из бочек сколачивались плоты, надували автомобильные камеры, плыли, держась за какое-нибудь бревно, мастерили себе немудрёные надувные поплавки, набивая плащ-палатки соломой. Люди пускались вплавь, идя почти на верную смерть, на любой риск, лишь бы покинуть этот страшный берег смерти и попытаться добраться до своих. Но в Керченском проливе довольно сильное течение. Отдельных пловцов сносило в сторону так, что они уже не могли переплывать пролив в его самом узком месте… Это были сотни и тысячи пловцов. Это были толпы плывущих, а над их головами низко, на бреющем полёте, всё время носились самолёты с чёрными крестами на крыльях и расстреливали людей из пулемётов. Вопли и стоны день и ночь стояли над проливом и над берегом, и, как рассказывают очевидцы, синие волны Керченского пролива в эти дни стали красными от людской крови» [1; 45-46].