Долгожданное интервью!!! Представляю вашему вниманию человека, который способен перевернуть этот мир, человека, который поднимет не поднимаемый зал, который раскачает вас так, что вы еще долго будете болтаться в пост – эйфорическом движении. Великолепная гитаристка, отменная вокалистка, человек – ходячий позитив, драйв в каждом движении, обаятельность в каждом действии, удовольствие в общении, и просто очаровательная девушка – Ксения Федулова.
Интервью было сделано год назад. Но в связи с поломкой компьютера и попыткой восстановить информацию интервью публикую только сейчас.
- Ты начала учиться играть на гитаре очень рано (в 9 лет). Скажи, что стало катализатором этого увлечения?
Привет. Что стало катализатором? Ну, я с 7 лет занималась танцами в Доме Культуры. Районный Дом культуры города Елизово. Вот, и, собственно, где – то, когда я достигла возраста 9 лет, ну, в это время познакомилась со своим будущим учителем. Он тогда был, кажется, музыкальным режиссером, в данном учреждении. Ему дали задание где – то талантливых подсобрать, и сделать какой – то номер для новогоднего мероприятия. Девки выбирались из музыкального, точнее из танцевального, как раз таки, которые присутствовал там, и, таким образом я прошла каким – то боком прослушивание. Я начала петь, ну, заниматься вокалом. Нас было трое. Впоследствии, правда, две девочки отсеялись. И я осталась одна. Ну, в какой – то момент мой учитель сказал – «Хочешь научиться играть на гитаре?» Я – «А, давай!» Я была довольно любознательным ребенком, поэтому для меня легко было принять это решение. Ну, на следующий урок он притащил гитару, я ее пощупала и поняла, что вот так неудобно, удобно вот так.* «Окей» - сказал учитель, перетянул струны, и так началось мое знакомство с инструментом.
- Сразу ли ты определилась с тем, как хочешь звучать? Или, изначально ориентировалась на исполнение песен, как таковых?
Нет, ты знаешь, никаким образом я не предполагала, как я буду звучать, особенно через 20 лет. Поэтому я просто занималась, просто училась петь, просто училась играть, вот, и ни с каким определением и становлением глобальных планов в том, столь юном возрасте я не сталкивалась. Просто жила, просто радовалась, как обычный, наш, советский ребенок, и получала от этого удовольствие.
- Я не слышал твое выступление на Грушинском фестивале (Ксения стала лауреатом в номинации – «Исполнитель»). Поделишься, какой репертуар ты исполняла?
Да. Мы поехали на гастроли. На мои первые гастроли, это было на Камчатке. Мне было 15 – 16 лет. И те люди, с которыми поехала, они осуществляли продажу дисков при помощи концертной деятельности. Собственно, они с одной площадки на другую бегали, и концертов было, порядка 10 – 15 в день. Вот. А я побегала, побегала и поняла, что надо, наверное, на конкурс идти. В общем, и пошла. Исполнила там песню Матвеевой – «Домовой» и песню Екатерины Барановской (слова Екатерины Барановской и музыка – Алексея Рыбикова)- «Свеча». Вот две песни, с которыми я вышла, скажем так, на большую сцену.
- Расскажи, пожалуйста, подробнее о первом диске, о проекте с Алексеем Лысиковым, с «Красной рыбой».
Ну, первый диск на Камчатке, мы полностью записывались, практически, в домашних условиях, аранжировки все Алексея Борисовича Лысикова. Работали мы над ним довольно тщательно, скрупулёзно и долго. Так как это был дебютный мой альбом. И первый опыт, пожалуй, в записи. Но я довольна результатом. В свои 16 лет, или сколько там мне было? Или 18 лет, по – моему, ну, в общем, для 18 лет и дебютного альбома – я довольна результатом. Что еще можно рассказать – не знаю. Может быть даже, Федулова в таком звучании кому – то будет близка. Что касается альбома с «Красной рыбой». «Красная рыба» появилась спустя некоторое время. Наверное, уже, перебравшись в Москву через пару – тройку лет. Ребята собрались и как – то так вот сложилось – мы нашлись, и довольно долго сыгрывались. Сыгрывались, учились некоторым вещам. В общем, много чего еще делали, встречались довольно часто. Для того, чтобы, скажем так, отчеканить многие моменты. Ну и назрел момент идти на студию. Мы записывались на студии «Наше время». Прекрасная студия, и мы работали по ночам. По ночам, потому что это было дешевле. Да и, собственно, она чаще всего была свободна, потому – что на этой студии записывались корифеи, такие как «БИ- 2» и очень - очень много кого еще. Крутые наши рок – звезды. Время ночное было свободное, поэтому нам было как – то дозволено. Ну что еще. Скажу честно, мне не стыдно ни за одну свою запись, произведенную на свет, потому – что всегда было золотое правило, что это остается на века, это остается в истории. Как бы это глобально не звучало, тебе и через 50 лет не должно быть стыдно за то, что ты выпустил в люди, в свет. В общем. На коленке мне не нравилось никогда писать и по сей день мы так не делаем, то есть мы ищем ресурсы, а это процесс сейчас довольно непростой. Всегда требуется время, и всегда требуются деньги. Без времени и без денег довольно трудно представить звукозапись. Но, вполне возможно, что это я говорю исключительно про себя, про мой коллектив нынешний и про прошлый. Я всегда относилась к этому довольно серьезно.
- Я могу, на самом деле, перечислить еще несколько твоих проектов, и много твоих побед в различных конкурсах. Тут все дело в твоем блестящем таланте. Но, хотелось бы от тебя узнать, как ты попала на такие конкурсы, как «Алла ищет таланты», телешоу «Артист». Что ты чувствовала? Было ли тебе комфортно среди музыкальной среды, которая немного не близка тебе по жанру?
Ты знаешь, попадание на «Алла ищет таланты», на радио – конкурс… Я, вообще не делала ничего, кроме как, записала альбом, который моя подруга отправила сама на этот конкурс для меня. То есть я палец о палец не ударила, именно для того, чтобы туда как – то попасть. Дело случая произошло. Спасибо Лене Рачинской, которая позвонила мне (директор города 312), мы с ней дружим по сей день. Позвонила мне и сказала – «Ксень, конкурс тут, давай кинем песни, не переживай я это сделаю сама. Через каких – то пол года она мне набрала и сказала – «Ксень, ты в полуфинале». Конкурс был довольно длинный и что – то порядка двух с половиной лет он длился. Я говорю – «Да. Хорошо. Ну ладно. Что делать?». Она говорит – «Ничего не делай». Вот, в общем, мы продолжали на эту тему ничего не делать. В какой – то момент она позвонила, говорит –«Ты в избранных, с твоими композициями». Я говорю – «Да ладно!». «Да, Алла Борисовна нас всех собирает, чтоб познакомиться, и, в общем, как – то глаза в глаза посмотреть друг - другу. Вот и все. Я пришла туда и познакомилась с Аллой Борисовной. Она каждого отметила. Там было довольно много…16 по – моему…16 коллективов, включая там, дуэты, трио и тех, кто пел индивидуально. В общем, было большое количество средств массовой информации и представителей радио и т.п. Т.е. каждый получал что – то редкое, получил ротации на радио и тому подобное. На тот момент был жестокий период в жизни, что, ну прям, жесточайшее безденежье. Потому что на тот момент мы расстались с «Красной Рыбой». В моей личной жизни там всякие передряги творились. Вот… Поэтому было совсем тоскливо в карманах, ну вот, и по завершению, скажем так, нашего знакомства с Аллой Борисовной, она вручила каждому исполнителю конверт. Я не буду называть сумму, которая там лежала. Она была очень - очень достойного содержания. Поэтому я сказала неоднократно Алле Борисовне огромное спасибо за вклад в развитие моего творчества. Потому – что музыкант, находящийся в довольно тяжелом положении, думает уже – «Куда податься? Чем бы таким заняться?», чтобы как – то выжить, при этом не бросать свою деятельность и так далее. Скажем честно, этот конверт помог мне не прибегать к любой деятельности, кроме музыкальной. Что касается «Артиста». то «Артист»… до этого еще был как – то голос. Я прошла первые прослушивания, но этого это не показали, в общем, он, довольно неудачно для меня закончился, а вполне возможно и удачно, потому – что я сделала некоторые выводы, и поняла, что я делаю не так для таких проектов. Но, после «Голоса» у меня особого желания выходить куда – то на большую конкурсную сцену не было, довольно долгое время. Потом появился этот проект – «Артист», на который меня позвал один знакомый человек. Говорит – «Можно как – то реализоваться». Я долго сопротивлялась, потом. все – таки, снизошла. И подалась туда. Что я чувствовала?.. Ну…, это совсем другая история. Это история не концертного характера. Это история совсем не общения с публикой и некоей самореализации. Я думаю. что это история больше… показа своего лица и своей творческой стороны. То есть, так, этого хочет публика, этого хочет телевидение. Это, не скажу, что комфортно, но это огромный опыт и огромное счастье было там побывать, потому – что ты открываешь себя с новых сторон. Ты понимаешь, что здесь тебе надо поработать, здесь тебе надо доработать и так далее и тому подобное. Есть вещи, которые необходимо делать, просто для того, чтобы самосовершенствоваться. В том числе – такие конкурсы. Комфортно, не комфортно – это, вряд ли уже, вряд ли на каких – то конкурсах, которые существуют у нас в стране и есть, хоть один творческий человек, которому, прям, вот 100% комфортно в этом всем. Потому что есть некие условия, ставки. Потому что есть время, есть рамки дневного пребывания на сцене, есть репетиционного, и, в общем, ты не принадлежишь себе, пока все эти терки идут. То есть, тебе диктуют правила, и ты должен под них, скажем так, подстраиваться. Так что, слово – «комфортно», здесь, пожалуй, вообще неуместно. Но, в целом, везде люди, и, в целом, везде можно получить удовольствие от общения. Да и вообще, в принципе, от происходящего. То есть, это нужно для твоего творческого роста.
- С чего вообще началась твоя любовь к такой музыке, как блюз, рокабилли, рок – н – ролл?
С чего началось? Да, наверное, с прослушивания пластинок всяких жанров, которыми делился со мной мой учитель. В моей голове перемешались и бардовские песни, и Uriah Heep, и, в общем, все в таком роде. Это была довольно разнообразная жанрово музыка. Поэтому, потихоньку в рамках музыкального воспитания была привита стойкая любовь к данным жанрам и это все от впитывания информации. При том, я думаю, на тот момент я вряд ли бы могла, скажем, выбирать так тщательно то, что необходимо послушать. Интернета еще тогда. А моя среда обитания тогда слушала совсем другие направления музыкальные. Поэтому, мне, видимо, фортанул. Мне повезло, что у меня был учитель, который предоставлял мне такое огромное количество информации музыкальной, именно этого жанра. Вот оно как – то привилось и закрепилось, и, слава Богу.
- Бывает ли так, что вы с ребятами собираетесь и даете концерты в составе «старых» групп, в которых ты участвовала и в тех, которые ты сама создавала?
Ты знаешь, мне было бы интересно заняться таким процессом. Я думаю, встретившись где- то на джемах, мы бы с удовольствием поиграли. Но такого, целенаправленного у нас не было, потому - что как – то сбегались и разбегались. Есть люди, с которыми пересекаемся в блюзовой тусовке, ну с Мишкой Кистановым делали программу и, с удовольствием встречались на мероприятиях джемовых, и не только. Мы можем поиграть… Иногда нас приглашают, там, вдвоем поработать на какие – то мероприятия. То есть, все это, конечно, интересно. Вообще, музыкант должен контактировать, и чем больше он контактирует со своими коллегами, при том, очень недурственного уровня, топового уровня…, вот…, это все влияет на его рост, влияет на его восприятие, мироощущение и так далее. Поэтому, собраться – поиграть с «Красной рыбой» ну если небу будет так угодно и судьба благоволит, я не против выйти вместе на сцену и что – то реализовать.
- На самом деле, знаю, что ты не очень любишь говорить о себе. Расскажи немного о музыкантах, как познакомились, где ребята играли раньше?
О себе и правда не люблю говорить, хоть я и разговорилась, видишь, с тобою. Ребята мои… Ребята мои крутые, мне повезло, что мы пересеклись. Мы пересеклись на музыкальном фестивале, на джеме. При этом, прям сцене с ними и познакомились. Меня некто Борис Булкин пригласил (легендарная весьма личность) с ним поиграть и, собственно, мы на сцене познакомились, в джеме. Был такой момент, что я сдружилась с музыкантами, такое бывает, случается, к счастью. И я предложила ребятам сыграть концерт, потом второй концерт был, потом потихонечку стали делать свою программу, ну и вот в таком вот виде мы играем и по сей день. Сейчас еду с репетиции, мы там кое что записывали, перезаписывали. Мои ребята – мой фундамент. Мой фундамент не только в музыкальном плане, но и в жизни это люди на которых можно положиться. Что еще можно сказать. Вот Толя – басист, он у нас родился вообще в Алжире, Лешка, родился в Архангельске самый молодой наш член коллектива. Как то у нас, вообще, некая связь такая, довольно крепкая. Несмотря на то, что лидером являюсь я, они беспрекословно, практически, не то что выполняют, что я прошу, но у нас есть контакт, мы понимаем друг – друга и это важно. То есть мы можем делать музыку вместе и это круто. Они довольно участливые в этом процессе, и нет такого, что я пришла, сказала – «Вот так и все. И точка». Нет, я очень довольна тем, что мы участвуем в процессе вместе. Бывает такое, что кто – то топает ногой и все такие – «Окей, окей. твое дело, хорошо, сделаем вот так». Но у нас, тем не менее, довольно легкие отношения и это надежные ребята. Не знаю, что про них еще рассказать. Лешка преподает, Толя занимается технологиями. При этом всем мы остаемся девятый год (на момент взятия интервью)** вместе, и не планируем пока расставаться. Надеюсь, что это взаимно с их стороны и наша дружба крепкая, музыкальная будет процветать далее.
- Планируется ли сейчас запись нового альбома?
Запись, именно альбома, вряд ли в ближайшее время, но кое – что планируется. Мы тут пересмотрели некоторые свои взгляды на нашу музыку, и планируется, планируется кое - что. Но не буду говорить раньше времени, что мы планируем, потому что все, как правило… Жизнь в последние пару лет показала, что планируй не планируй, придется подстраиваться под те условия, которые у нас есть в нашем мире. Но мы не стоим на месте, мы что – то делаем и в скорейшем будущем выпустим это все. Скорее всего это будут синглы. Для альбома пока не созрели.
- Будет ли что – то, что слушатель не ожидает?
Довольно трудно мне предсказать что ожидает, а что не ожидает слушателей. Я, таким образом, наверное, не размышляю на тему музыки и того, что мы делаем. И если это шокирует зрителя, ну уж простите. Скажут клево, молодец, тоже хорошо. Ну, мы далеко от своей стилистики все – равно не уйдем, потому – что это сущность наша, а реакция публики будет понятна уже после того, как мы сделаем задуманное.
- В каких городах вам вместе удалось выступить за последние 2 года?
Ну, это вопрос такой забавный. В каких городах? Ну, несмотря на проблемы, которые были в прошлый год с перелетами, мы умудрились побывать в Сочи, в Челябинске, куда – то еще мы заглядывали. Большой активности не было, в силу моего молодого материнства, но активность присутствовала. Что не могло не радовать. Конечно, списка большого предоставить не могу, но, слава Богу, что было, то было – все наше. Надеюсь, скоро эпидемия утихнет немного, и с передвижением станет несколько проще. Потому что пока довольно тяжело приглашать артистов в другие города. И то страна наша хоть как – то двигается в направлении улучшения эпидемиологической обстановки, потому что во многих других странах с этим все довольно печально. Вот, соответственно ждем, я думаю, какое – то количество времени для того, чтобы все это наладилось. И продолжим двигаться дальше.
- Как считаешь, сильно ли сейчас влияние блюза на молодые группы?
Как тебе сказать? Сильно ли влияние. Вряд ли сильно, потому что блюз не звучит у нас со всех утюгов. Сейчас популярна совсем другая музыка, совсем другого жанра. Но, влияние, вот когда попадает, скажем так, человек на блюз, когда он на него подсаживается, то это довольно сильный дает потом отпечаток. У меня есть такой один человек знакомый, который знаком с моим творчеством, неоднократно ходил на концерты и, однажды, у нас с ним такой разговор случился, в котором он сказал, что нужно быть ближе к современности, нужно добавлять, там, РЭПа, нужно что – то менять, идти в ногу со временем. Вот так вот как – то. Я говорю: «Кроме того, что я есть я. А время когда – нибудь побежит так, что можешь немного ножки сломать, эти, которыми идешь с этим временем. Так что лучше оставаться самими собой». Прошло какое – то количество времени, он мне звонит, говорит: «Ты знаешь, Ксения, я тут включил ваш альбом, ну это крутая музыка, вы вообще такие крутые». Я говорю: «Ну а как же в ногу со временем?» - «Нет, это не нужно, у вас и так драйва нормально». Я говорю: «Ну, спасибо, мил человек, за твои мысли, ну и за то, что ты, так сказать, берешь свои слова обратно». Вот поэтому всегда нужно оставаться собой, а время, штука такая непостоянная и постоянно меняет всё и вся, так что за ним угнаться просто невозможно. Так что, если тебе по душе что – то или ты делаешь какое – то слияние стилей и это все удачно. то почему бы нет. Ну, а если тебя не прёт на эту тему, то не стоит пытаться.
- Кого из музыкантов современной блюзовой, рок - н – ролльной сцены ты могла бы выделить в качестве кумиров?
Современная блюзовая сцена, да? Ну для меня кумирами остаются все – таки такие коллективы как «Воскресенье», «Аквариум». Уж не знаю. насколько «Аквариум» относится к блюзу. но у них довольно много блюзового содержания. Кто из современных. скажем так, Европейских или Американских, их в таком количестве.. музыки очень много сейчас стало и кого – то выделить? Могу выделить, наших ребят, которые абсолютно становятся крутее и крутее с каждым днем. Юрий Новгородский, если он прочитает это интервью… Да, Юра, ты мой кумир!!! Потому что этот человек умеет делать так круто, что становится елейно на душе от его музыки, от его профессионализма. Кто еще мега крут? Мега круты Blues Doctors из Екатеринбурга. Ребята делают все как надо и огромное им за это спасибо. Есть люди, которые знают, что они двигаются правильным путем, независимо от того какой жанр. Очень много людей и коллективов, которые мне нравятся, и перечислять их все – года не хватит.
- И классика жанра – твое пожелание читателям.
Миром правит любовь. В какое бы тяжелое время мы не попадали, любовь – это единственное, что нас спасет. Поэтому любите друг друга, любите все, что вы делаете, любите музыку, любите утренний кофе, любите своих близких, своих жен, своих мужей, своих деток. И знайте, что только любовь нас спасет. В общем любви всем, ну и конечно. хорошего кофе. Всем спасибо.
В свою очередь отдельное спасибо Ксении за отличное, содержательное и позитивное интервью.
*Ксения как Джими Хендрикс играет на гитаре левой рукой.
** Прим. Доктора Грифа.