Найти в Дзене
Культурология для всех

Жестокий эксперимент над непорочным Иовом

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз мы закончили на книге Есфири. Следующей книгой Ветхого завета, о которой я вам расскажу, будет книга Иова - одного из самых известных библейских персонажей. Буквально в первой строке первой главы, мы узнаем, что он был: “непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла” [Иов 1:1]. Кроме того, владел он богатым имуществом и имел 7 детей потомства. Однажды “И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана” [Иов 1:6]. Обращаю ваше внимание, что слово “сатана” здесь написано с маленькой буквы и, вероятно, не является именем собственным, а переводится оно как “обвинитель” или “противник”. Кроме того, этот термин встречается в Библии впервые. Кто он, нам не известно. Но, даже. если предположить, что речь идет о падшем ангеле, то возникает вопрос: а как это он так запросто приходит к Богу? Либ

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз мы закончили на книге Есфири.

Следующей книгой Ветхого завета, о которой я вам расскажу, будет книга Иова - одного из самых известных библейских персонажей. Буквально в первой строке первой главы, мы узнаем, что он был:

“непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла” [Иов 1:1].

Кроме того, владел он богатым имуществом и имел 7 детей потомства.

Однажды

“И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана” [Иов 1:6].

Обращаю ваше внимание, что слово “сатана” здесь написано с маленькой буквы и, вероятно, не является именем собственным, а переводится оно как “обвинитель” или “противник”. Кроме того, этот термин встречается в Библии впервые. Кто он, нам не известно. Но, даже. если предположить, что речь идет о падшем ангеле, то возникает вопрос: а как это он так запросто приходит к Богу? Либо события, описываемые в книге Иова случились еще до падения, либо это другой персонаж.

Из дальнейшего текста понятно, что Господь гордится непорочностью Иова, а сатана обвиняет человека в том, что его любовь к Богу зависит от благосостояния. Господь разрешает противнику провести эксперимент и лишить Иова всего, что у него есть. Так и случается, он теряет не только имущество, но и детей, однако, продолжает оставаться непорочным.

-2

Тогда, с разрешения Бога, сатана продолжает эксперимент и покрывает все тело страдальца проказой, но и это не смущает Иова. Однако, он проклинает день в который родился, желая смерти себе.

Приходят к нему друзья, чтобы подбодрить:

“Он ещё наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием. Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет” [Иов 8:21-22]

и

“Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нём. И яснее полдня пойдёт жизнь твоя; просветлеешь, как утро” [Иов 11:16-17].

Вот уж действительно, подумаешь дети погибли, забудь!

-3

В целом весь разговор представляет собой убеждения друзей в том, что просто так Господь не карает, а значит, Иов грешен, и ему нужно покаяться. Страдалец же уверен в том, что он не совершал ничего плохого, значит каяться ему не в чем, но и проклинать Бога он не будет.

В 38 главе книги Господь из бури отвечает Иову на его стенания. Он рассказывает как непроста жизнь Бога, как приходится следить за всем от основания земли и краеугольного камня до месяцев беременности диких коз и дизайна перьев павлина, а также заботиться о бегемоте и левиафане. Он сравнивает заботы Иова со своими, показывая их ничтожность. Только я не поняла какое это имеет отношение к тому, что Господь разрешил сатане экспериментировать над Иовом…?

Потом Бог гневается на друзей страдальца:

“ за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов” [Иов 42:7].

Ну и, конечно, коронное:

“И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде” [Иов 42:10].

Да, действительно, ерунда какая умерли 7 детей, Бог дал еще 10. Причем не воскресил, а дал новых. Для древнего мира и высокой смертности это, конечно, нормальная ситуация, но для современного человека… Не знаю как вам, а мне дико.

В книге Иова есть еще одна любопытная цитата. Рассказывая о времени сотворения мира, Господь говорит:

“На чем утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?” [Иов 38:6-7].

Помните, мы уже встречались с некими сынами Божьими, в книге Бытие, когда речь шла о причинах потопа? Они тогда входили к дочерям человеческим и производили на свет исполинов. Данная цитата подтверждает мое предположение о том, что речь идет про ангелов. Но оно все так же остается лишь моей версией.

На этом мы с вами расстаемся до следующей публикации.

Библия, книга сложная. Если читать ее детям, то лучше брать адаптированный пересказ, например вот этот: Библия для детей. Для читателей моего канала на ЛитРес действует скидка 20%, причем не только на эту книгу, но и практически на любую книгу из каталога. Скидка действует на 1 покупку любого количества книг (через корзину) в течение 2 дней после активации промокода: cult20. Акция действует до 19 июля 2022 г.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Циклы по ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ и КУЛЬТУРАМ ДРЕВНЕГО МИРА можно найти на моем канале или приобрести книгу на Литрес: Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1.

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь