Буквы у него кривые и огромные, - говорит мама второклассника. - Прямо не знаю, что делать. У меня в его возрасте был очень красивый почерк. В классе все пишут лучше его. Правда, там большинство девочки.
Когда мне рассказывают о неуспехах мальчика в деятельности, связанной с мелкой моторикой, я всегда стараюсь успокоить. Часто оказывается, что мама паникует раньше времени: ведь это никакое не отставание, а самая что ни на есть норма. Тайна этого феномена заключается в гендерных различиях.
Известно, что развитие ребенка происходит гетерохронно, то есть разные этапы детства характеризуются неодинаковой скоростью развития. Наиболее интенсивно ребенок растет до 1 года, потом, несколько медленнее, до 3 лет, затем весьма умеренно до 8-11-ти. Далее наступает пубертатный период, который снова характеризуется бурными темпами.
Примечательно также, что развитие идет не только неравномерно, но и асинхронно у мальчиков и девочек. Это проявляется уже в ранние годы жизни, когда дети женского пола несколько раньше, чем их ровесники мужского пола, начинают говорить, ходить, - и становится особенно очевидным в подростковом возрасте. Очень заметно, когда по окончании летних каникул в класс приходят уже вполне оформившиеся барышни, рядом с которыми их одноклассники смотрятся еще детьми.
Именно по причине асинхронности развития сверстников разного пола у них отличаются и периоды «наибольшего благоприятствования» - оптимальных возможностей для эффективного формирования какой-либо стороны психической деятельности.
Так, девочка в 6-7 лет вполне готова к овладению навыками ручного шитья и каллиграфии. В этом возрасте со стороны мозга и мышечной системы созданы все условия для совершенствования мелких и точных движений рук. У мальчика этот период тоже обязательно придет – только примерно на два года позже. Поэтому в некоторых экспериментальных программах в 1-2 классах мальчиков не учат чистописанию, а приступают к нему только год-два спустя.
Гетерохронность развития обусловлена эволюционно и биологически. По традиции девочке отводилась роль жены и матери, а ее сфера деятельности ограничивалась домом и ближним окружением. Мальчик же – это будущий мужчина, глава семьи, творец и преобразователь, перед ним жизнь ставит глобальные задачи, поэтому и мозгу требуется больше времени для капитального развития.
Поэтому не волнуйтесь, уважаемые мамы, все наступит в должный срок: мальчики девочек еще догонят и перегонят.