Найти тему
Фильмы и Мания =)

Фаворитка - 10 номинаций на Оскар (обзор фильма со спойлерами)

Оглавление

Всем привет! 10 номинаций на премию Оскар, интригующий сюжет, великолепный актёрский состав и моя любимая Эмма Стоун. Естественно, я не могла пропустить такое кино. Сегодня я вам расскажу об очередном номинанте на все основные кинопремии оскаровского сезона 2019 года. Кино очень специфическое, так что лучше обзор до конца дочитайте.

Фаворитка
Фаворитка

"Фаворитка" - это историческая драма от греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, который ставил ленты "Лобстер" и "Убийство священного оленя". Фильмы данного режиссёра называют новым дыханием европейского кинематографа.

Королева Анна
Королева Анна

Совместным производством "Фаворитки" занимались такие страны, как Великобритания, Ирландия и США, а бюджет составила скромная сумма в пятнадцать миллионов долларов. Основные съёмки велись весной 2017 года в усадьбе Хэтфилд-хаус в графстве Хартфордшир, которое веками служило веками служила родовым гнездом графам Солсбери.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

Это достаточно мрачная история, при этом наполненная карикатурными образами и весьма своеобразным юмором. Лента забавная, местами смешная, а местами мерзкая и отвратительная, ну как водится. Забавно, что в ней умело сочетаются как феминистичные мотивы, так и антифеминистичные. Этот фильм очень понравится циничным людям, людям, которые любят чёрный юмор этот фильм очень зайдёт.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Фильм - это такой градиент между личными и политическими связями, это портрет сюрреалистичной скуки и попыток убить время, которое исходит от чрезмерного богатства и власти. Это сказ о том, как для того, чтобы один человек поднялся, другой должен, так сказать, упасть.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

События фильма разворачиваются при дворе королевы Анны во время войны между Англией и Францией за испанское наследство. В основе сюжета авторы заложили лихо закрученные политические интриги, которые оказывали влияние на ход европейской истории на рубеже XVII и XVIII века. На британский престол восходит болезненная королева Анна, которая стала последним монархом династии Стюартов.

Королева Анна
Королева Анна

Фактическое управление государственными делами находится в руках герцогини Сары Черчилль, также известной как леди Мальборо. С ней королева Анна сблизилась ещё в детстве. Муж леди Мальборо, герцог Черчилль был предком Уинстона Черчилля и принцессы Дианы.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

Во время войны за испанское наследство он возглавлял британские войска, его супруга долгое время была фавориткой королевы, благодаря чему она успешно лоббировала интересы супруга и оказывала колоссальное влияние на политику в масштабе всей Европы. Повествование фильма стартует, когда королева Анна уже овдовела и уселась на трон, а война находится в самом разгаре.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Благодаря своему влиянию на королеву, леди Мальборо успешно противостоит оппозиции и проталкивает в парламенте нужные решения. Но вскоре при дворе появляется новая служанка - Эбигейл Хилл в исполнении блистательной Эммы Стоун. Эбигейл когда-то тоже была аристократкой, но теперь живёт в нищете, поэтому она приехала просить работу, и поручают ей быть обыкновенной уборщицей.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

Она быстро врубается придворные интриги, заводит друзей среди противников леди Мальборо и начинает пробивать дорогу к подножию трона. Однажды она становится свидетелем того, как у королевы происходит эпизод подагры, который лечат путём прикладывания мяса к ноге. Эмма Стоун набирает в лесу лечебных трав, щепотку наглости и самолично проникает в покои королевы, чтобы приложить эти травы к ноге её величества.

Королева Анна
Королева Анна

Такая наглость не сулила ей ничем хорошим, но травы помогли. И Рэйчел Вайс назначает её своей помощницей. С этого момента придворная карьера Эммы Стоун будет идти только вверх.

Николас Холт
Николас Холт

Пока в Европе бушует война за испанское наследство, между двумя фаворитками разгорается жестокая война за королевское расположение. И нет, это не мои пошлые шутки, это суровые реалии фильма. В принципе, сюжет ленты довольно прост и держится исключительно на этом противостоянии. Придворные дамы яростно бьются за расположение инфантильной королевы.

Королева Анна
Королева Анна

Сама королева подливает масла в огонь и склоняет чашу весов то в одну, то в другую сторону, ну а сверху всё это приправлено грязными интрижками, скандалами и расследованиями.

Интерьеры дворца
Интерьеры дворца

Знаете, фильм далеко не самый простой для восприятия. В какой-то мере его даже можно слегка поругать за излишнюю претенциозность. Тем для размышлений авторы поднимают множество, но в совокупности получается довольно сумбурно, не очень глубоко и местами слишком вычурно. Но основные мысли донесены достаточно прозрачно, нужно лишь просто внимательно посмотреть.

Королева Анна и Эбигейл
Королева Анна и Эбигейл

На мой субъективный взгляд, основную смысловую нагрузку "Фаворитки" несёт рассуждение о природе власти и природе человека. Лента достаточно красноречиво показывает как возвышение и большая власть развращают субъект этой власти.

Эбигейл
Эбигейл

В фильме этот аспект раскрывается через всех основных героев. Инфантильную и некомпетентную королеву, которая руководствуется эгоистичными, низменными мыслями и эмоциями, а не трезвым рассудком. Сильную жёсткую леди Мальборо, которая подавляет даже самых близких людей для достижения цели. Ну и через служанку Эбигейл, которая ради шкурных интересов готова лицемерить и переобуваться без малейших сомнений.

Королева Анна
Королева Анна

Все они совершенно разные и находятся в разных условиях, но одинаково подвержены самым низменным человеческим порокам. Особенно сильно это демонстрируется в концовке фильма, когда разные женщины с абсолютно разными судьбами пожинают плоды своей бурной деятельности.

Королева Анна
Королева Анна

Если говорить об исторической составляющей фильма, то тут у меня на этот счёт никаких иллюзий. "Фаворитка" - это очень вольная интерпретация событий, людских биографий и эпохи в целом. Художественного вымысла здесь хватает, да и объективную картину за давностью времён восстановить невозможно, так что не стоит расценивать фильм как сугубо исторический.

Эбигейл
Эбигейл

Авторы взяли за основу какие-то известные факты, выбрали определённые мнения об исторических личностях и навалили своих фантазий. Некоторые из них очень фривольные и местами способны вызвать смущение или когнитивный диссонанс.

Эбигейл
Эбигейл

Например, мои представления об эпохе как-то не вязались с манерами, которые показаны в фильме. Блин, высший свет общества, самые образованные, титулованные и богатые люди при дворе английской королевы совокупляются в углах, валяют друг друга в грязи, прилюдно плетут интриги и ведут соответствующие диалоги. Я, конечно, всё понимаю, чего там только у этих аристократов не было, но здесь эти акценты прям выпячиваются и подаются слишком уж однобоко.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

Да, я понимаю, для чего это было нужно. Вся эта грязь, похоть, низменность, метафоричные кролики, но думаю не всем такая перекрученность в угоду авторской мысли понравится. В общем, чем мне нравится сценарий этого фильма, так это тем, что он представляет из себя одно целое движение, а именно переворот.

Королева Анна
Королева Анна

Причём как в прямом, так и в переносном смысле, потому что, во-первых, Эмма Стоун буквально занимает придворную позицию Рэйчел Вайс, а во-вторых, сам фильм является игрой с привычной нам голливудской формулой.

Эбигейл и королева Анна
Эбигейл и королева Анна

Чисто структурно Эмма Стоун подаётся нам как протагонист и делается это, пожалуй, самым распространённым в Голливуде образом. Героя делают жертвой несправедливости, в результате чего многие добросердечные зрители инстинктивно сопереживают таким персонажам, и несправедливости Эмма Стоун испытала за фильм немало. Эмма очень притягательна и выглядит как добродушная милашка. Конечно же, мы болеем за неё: когда же она уже спихнёт эту стерву Сару из постели королевы.

Эбигейл
Эбигейл

Но вот в чём фишка: чем дольше мы смотрим фильм, тем больше мы понимаем, что наш протагонист на самом деле ужасный человек. Если где-то до середины фильма её можно ещё как-то оправдать, мол, она только лишь хочет вернуть себе своё место, она помогает королеве, она просто пытается себя защитить, то к концу никаких сомнений нет.

Сара и Эбигейл
Сара и Эбигейл

Персонаж Эммы Стоун - это подлый оппортунист, который готов идти по головам, рушить чужие отношения, даже судьбы, чтобы продвинуться вверх по иерархии. То же самое происходит и с антагонистом.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Поначалу Рэйчел Вайс кажется персоной, заинтересованной одной лишь политикой. Кажется, что она манипулирует королевой и использует близость с ней как инструмент для своих политических амбиций, да и вообще представляет она из себя фигуру крайне недружелюбную, а также открыто презирает важные для неё вещи. Но к концу мы видим, что, как ни странно, она вела себя таким образом как раз таки, потому что она правда любила королеву.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

И этим сценарным ходом фильм делает три интересных вещи. Во-первых, он критикует распространённую голливудскую формулу, мол, если человек страдает, значит он хороший, мы должны сопереживать и любить главного героя. Но "Фаворитка" показывает, что это вовсе не так. Во-вторых, к концу фильма сами персонажи особо не меняются, меняется лишь твоё мнение об этих персонажах. Я считаю, что это достойно похвалы, такое трудно написать.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

Ну а в-третьих, картина поднимает следующий вопрос: ценим ли мы искренность в отношениях, ведь опять же, Рэйчел Вайс была холодной и твёрдой, потому что искренне любила королеву, тем не менее, королева осталась с вечно вежливой, услужливой и ни разу не сказавшей даже одного дурного слова, но всё-таки лживой Эммой Стоун.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Фильм говорит, что зачастую люди сами отвергают эту самую искренность, многие из нас предпочитают слушать не суровую правду, а сладкую ложь. С точки зрения построения мира тут происходит кое-что интересное.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Да, что это за мир тут вроде бы как понятно. Это Англия образца XVIII, но тут есть один важный элемент. А именно война. Многие диалоги фильма либо напрямую, либо косвенно связаны с этой войной, но дело в том, что если ты не разбираешься в истории, тебе не понять, что это за война. Она крайне важна для сюжета, она мотивирует действия главных персонажей, но она всё равно абстрактна. Она происходит где-то за кадром, мы ни разу не видим эту войну, мы только лишь слышим кучу политических споров о ней.

Рэйчел Вайс
Рэйчел Вайс

И мне кажется, что в этом весь смысл. Тебя специально помещают в мир абстракции, потому что для королевы этого мира данная война абсолютно таким же образом абстрактна. Она, так же как и зритель, отдалена от реальности своего королевства. То есть тут для тебя не столько строят мир, сколько в прямом смысле тебя в него ментально помещают. И это впечатляет.

Эбигейл
Эбигейл

Примерно так же, как впечатляют в этом фильме диалоги. Давайте взглянем на сцену, которая происходит после того, как Эмма Стоун узнаёт, что Рэйчел Вайс и королева состоят в отношениях. Вся суть их диалога заключается в том, что Рэйчел Вайс не хочет, чтобы об этом узнали другие люди. В плохой версии этой сцены она сказала бы что-то в духе: "Никому не говори, что было у нас с королевой! Иначе я тебя пристрелю." Но слава Богу, тут она говорит метафорами.

Королева Анна и Сара Черчилль
Королева Анна и Сара Черчилль

Информация, которая передаётся зрителю и там, и там одна и та же, но в первом примере, то бишь в плохой версии, интерпретация этой информации происходит прямо на экране. Но "Фаворитка" написана так, что интерпретация происходит уже в голове у зрителя. И это по определению делает просмотр увлекательным.

Эбигейл и Сара Черчилль
Эбигейл и Сара Черчилль

Или же вот взять другую блестяще написанную сцену. В ней точно также. Вся необходимая информация передана так, что её не произносят в лоб, смысл сцены существует где-то между строк, в динамике, что происходит между персонажами. Давайте-ка быстренько разберёмся, что тут происходит.

Королева Анна и Сара Черчилль
Королева Анна и Сара Черчилль

Эмма Стоун слишком близко приблизилась к королеве, и чуть было не отодвинула Рэйчел Вайс на второй план, поэтому она считает, что так дело не пойдёт, нужно как-то исправлять ситуацию. И она блестяще с этим справляется. Рэйчел Вайс использует юмор, причём используются шутки определённого типа, так называемые внутренние шутки, которые по своему определению не доступны Эмме Стоун. С помощью таких шуток она как бы напоминает королеве: "Эй, мы давно друг друга знаем, у нас с тобой долгие отношения."

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Ты понимаешь динамику этой беседы, в то время как в самой беседе нет ни слова про эту динамику. И это признак хорошего диалога. Но помимо таких диалогов тут есть и другие. И было бы справедливым отметить, что в "Фаворитке" обычных информационных диалогов также немало, но это как раз таки тот случай, когда в этом не просто нет ничего плохого, так ещё и в этом вся суть.

Королева Анна
Королева Анна

В фильме куча информационных диалогов, но эта информация в основном крутится вокруг войны. А через войну, как мы уже говорили, раскрывается персонаж и его мир.

Николас Холт
Николас Холт

Тут есть ещё и огромное количество открытых для интерпретации вещей. Например, визуальный язык. Взять вот сцену, где Эмма Стоун впервые встречает Рэйчел Вайс. Последняя снята крупным планом снизу вверх, а стоит она напротив картин с изображением не последних в королевстве людей, раз уж они висят во дворце. Тем самым нам визуально говорят о высоком статусе данной особы.

Сара Черчилль
Сара Черчилль

Или же взять сцену, где Эмма Стоун заигрывает с другим парнем прямо на глазах у своего законного мужа, которого она обвела вокруг пальца. У них практически одинаковые парики и одежда, возможно, это сигнализирует о том, что для неё все эти придворные мужчины одинаковые и выполняют они одну и ту же функцию.

Королева Анна и Сара Черчилль
Королева Анна и Сара Черчилль

Открытым для интерпретации остаётся даже само название фильма - "Фаворитка". О ком тут идёт речь? Интуитивно кажется, что это про Эмму Стоун. Она играет в свою подлую игру, чтобы добиться симпатии королевы и стать её фавориткой, она использует её для получения власти. Но не всё так просто, ведь одновременно с этим сама королева использует Эмму Стоун, чтобы добиться симпатии Рэйчел Вайс, которая эту самую симпатию визуально не проявляет. Королева по сути играет в ту же игру, что и Эмма Стоун, а именно создаёт ситуации, через которые она может манипулировать людьми и добиваться от них эмоций.

Эбигейл
Эбигейл

Да и вообще, сама суть отношений между королевой и Рэйчел Вайс также подлежит дискуссии. У её величества сильнейшие проблемы со здоровьем, из-за которых она не может иметь детей, то есть для них отношения - это явно не вопрос размножения, а это уже наводит на определённые мысли о природе любви.

Эбигейл
Эбигейл

Хочу также отметить великолепную операторскую работу. Весь фильм снят при естественном освещении. О режиссуре и постановке фильма у меня сложилось более однозначное впечатление. И оно полностью положительное. При скромном бюджете в пятнадцать миллионов долларов создатели замечательно воссоздали атмосферу эпохи. Можно долго расписывать шикарные костюмы, пафосные декорации, детализированные убранства, красивые планы с широкоугольных объективов, рыбеглазных, но проще будет сказать так.

Оливия Колман в роли королевы Анны
Оливия Колман в роли королевы Анны

В техническом плане фильм снят практически безупречно и визуально выглядит гораздо дороже заявленной стоимости. И если номинации на Оскар за лучший фильм и лучший сценарий могут показаться неоднозначными, то по техническим категориям вопросов нет. Тут вам и лучшая работа оператора, лучший монтаж, костюмы, работа художника-постановщика. Думаю, в сезоне 2019 года фильм получил достаточное количество статуэток с различных кинофестивалей.

Эмма Стоун
Эмма Стоун

Меньше всего вопросов вызывают актёрские номинации, которых у "Фаворитки" целых три. Оливия Колман победила в номинации на Оскар за лучшую женскую роль, А Рэйчел Вайс и Эмма Стоун номинированы в категории лучшая женская роль второго плана, выделить кого-то из них трудно, потому что это будет субъективизм и вкусовщина.

Эбигейл
Эбигейл

Если постараться быть объективным и абстрагироваться от моей любимой Эммы Стоун, то все трое отработали настолько безупречно, что актёрская игра стала одной из самых мощных составляющих фильма. Смотреть на актрис одно удовольствие. У каждой сложный индивидуальный образ, полная гамма эмоций и сложнейшие сцены, которые снимались длиннющими кадрами.

Королева Анна и Сара Черчилль
Королева Анна и Сара Черчилль

Понимаю, что Оскаров на всех не хватит, но все они действительно достойны этой награды. Помимо ведущего трио, в фильме снимались Николас Холт, Марк Гэтисс, Джо Элвин и другие. В основном все актёры тоже довольно маститые и какие-то претензии им предъявлять при всём желании трудно. Все хорошо поработали.

Эбигейл
Эбигейл

Что в итоге? Как по мне, вышла хоть и художественно перекрученное, но интересное, атмосферное, эмоциональное и интригующее историческое кино о развращающей власти и человеческой порочности. Кино определённо не для всех, местами оно очень грязное, пошлое и неприятное. Почти как "Игра Престолов", но только без экшна и кровищи.

Королева Анна в реальности и в фильме
Королева Анна в реальности и в фильме

Советовать смотреть всем я бы не стала. Мне кажется для массового зрителя фильм будет сложным, возможно, скучным и неприятным, а для эрудитов - средниковым, поверхностным и слишком авторским. Так что решайте сами.

Эбигейл
Эбигейл

Ну думаю, если вы прожжённый киноман, любите "Игру Престолов", Эмму Стоун, Вайс, Колман, будете готовы к грязи и похабщине, то вам, скорее всего, очень понравится. Кстати, постер у фильма один-в-один как у картины "Враг" Дени Вильнёва. Тоже интересное кино, посмотрите, если не видели. Жду ваши полотна комментариев, лайки и любую другую активность. Дистанционно обнимаю за всё хорошее.

Королева Анна
Королева Анна

Спасибо за внимание) Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное из мира кинематографа

Знатные дамы XVIII века
Знатные дамы XVIII века