Всем привет! 10 номинаций на премию Оскар, интригующий сюжет, великолепный актёрский состав и моя любимая Эмма Стоун. Естественно, я не могла пропустить такое кино. Сегодня я вам расскажу об очередном номинанте на все основные кинопремии оскаровского сезона 2019 года. Кино очень специфическое, так что лучше обзор до конца дочитайте.
"Фаворитка" - это историческая драма от греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, который ставил ленты "Лобстер" и "Убийство священного оленя". Фильмы данного режиссёра называют новым дыханием европейского кинематографа.
Совместным производством "Фаворитки" занимались такие страны, как Великобритания, Ирландия и США, а бюджет составила скромная сумма в пятнадцать миллионов долларов. Основные съёмки велись весной 2017 года в усадьбе Хэтфилд-хаус в графстве Хартфордшир, которое веками служило веками служила родовым гнездом графам Солсбери.
Это достаточно мрачная история, при этом наполненная карикатурными образами и весьма своеобразным юмором. Лента забавная, местами смешная, а местами мерзкая и отвратительная, ну как водится. Забавно, что в ней умело сочетаются как феминистичные мотивы, так и антифеминистичные. Этот фильм очень понравится циничным людям, людям, которые любят чёрный юмор этот фильм очень зайдёт.
Фильм - это такой градиент между личными и политическими связями, это портрет сюрреалистичной скуки и попыток убить время, которое исходит от чрезмерного богатства и власти. Это сказ о том, как для того, чтобы один человек поднялся, другой должен, так сказать, упасть.
События фильма разворачиваются при дворе королевы Анны во время войны между Англией и Францией за испанское наследство. В основе сюжета авторы заложили лихо закрученные политические интриги, которые оказывали влияние на ход европейской истории на рубеже XVII и XVIII века. На британский престол восходит болезненная королева Анна, которая стала последним монархом династии Стюартов.
Фактическое управление государственными делами находится в руках герцогини Сары Черчилль, также известной как леди Мальборо. С ней королева Анна сблизилась ещё в детстве. Муж леди Мальборо, герцог Черчилль был предком Уинстона Черчилля и принцессы Дианы.
Во время войны за испанское наследство он возглавлял британские войска, его супруга долгое время была фавориткой королевы, благодаря чему она успешно лоббировала интересы супруга и оказывала колоссальное влияние на политику в масштабе всей Европы. Повествование фильма стартует, когда королева Анна уже овдовела и уселась на трон, а война находится в самом разгаре.
Благодаря своему влиянию на королеву, леди Мальборо успешно противостоит оппозиции и проталкивает в парламенте нужные решения. Но вскоре при дворе появляется новая служанка - Эбигейл Хилл в исполнении блистательной Эммы Стоун. Эбигейл когда-то тоже была аристократкой, но теперь живёт в нищете, поэтому она приехала просить работу, и поручают ей быть обыкновенной уборщицей.
Она быстро врубается придворные интриги, заводит друзей среди противников леди Мальборо и начинает пробивать дорогу к подножию трона. Однажды она становится свидетелем того, как у королевы происходит эпизод подагры, который лечат путём прикладывания мяса к ноге. Эмма Стоун набирает в лесу лечебных трав, щепотку наглости и самолично проникает в покои королевы, чтобы приложить эти травы к ноге её величества.
Такая наглость не сулила ей ничем хорошим, но травы помогли. И Рэйчел Вайс назначает её своей помощницей. С этого момента придворная карьера Эммы Стоун будет идти только вверх.
Пока в Европе бушует война за испанское наследство, между двумя фаворитками разгорается жестокая война за королевское расположение. И нет, это не мои пошлые шутки, это суровые реалии фильма. В принципе, сюжет ленты довольно прост и держится исключительно на этом противостоянии. Придворные дамы яростно бьются за расположение инфантильной королевы.
Сама королева подливает масла в огонь и склоняет чашу весов то в одну, то в другую сторону, ну а сверху всё это приправлено грязными интрижками, скандалами и расследованиями.
Знаете, фильм далеко не самый простой для восприятия. В какой-то мере его даже можно слегка поругать за излишнюю претенциозность. Тем для размышлений авторы поднимают множество, но в совокупности получается довольно сумбурно, не очень глубоко и местами слишком вычурно. Но основные мысли донесены достаточно прозрачно, нужно лишь просто внимательно посмотреть.
На мой субъективный взгляд, основную смысловую нагрузку "Фаворитки" несёт рассуждение о природе власти и природе человека. Лента достаточно красноречиво показывает как возвышение и большая власть развращают субъект этой власти.
В фильме этот аспект раскрывается через всех основных героев. Инфантильную и некомпетентную королеву, которая руководствуется эгоистичными, низменными мыслями и эмоциями, а не трезвым рассудком. Сильную жёсткую леди Мальборо, которая подавляет даже самых близких людей для достижения цели. Ну и через служанку Эбигейл, которая ради шкурных интересов готова лицемерить и переобуваться без малейших сомнений.
Все они совершенно разные и находятся в разных условиях, но одинаково подвержены самым низменным человеческим порокам. Особенно сильно это демонстрируется в концовке фильма, когда разные женщины с абсолютно разными судьбами пожинают плоды своей бурной деятельности.
Если говорить об исторической составляющей фильма, то тут у меня на этот счёт никаких иллюзий. "Фаворитка" - это очень вольная интерпретация событий, людских биографий и эпохи в целом. Художественного вымысла здесь хватает, да и объективную картину за давностью времён восстановить невозможно, так что не стоит расценивать фильм как сугубо исторический.
Авторы взяли за основу какие-то известные факты, выбрали определённые мнения об исторических личностях и навалили своих фантазий. Некоторые из них очень фривольные и местами способны вызвать смущение или когнитивный диссонанс.
Например, мои представления об эпохе как-то не вязались с манерами, которые показаны в фильме. Блин, высший свет общества, самые образованные, титулованные и богатые люди при дворе английской королевы совокупляются в углах, валяют друг друга в грязи, прилюдно плетут интриги и ведут соответствующие диалоги. Я, конечно, всё понимаю, чего там только у этих аристократов не было, но здесь эти акценты прям выпячиваются и подаются слишком уж однобоко.
Да, я понимаю, для чего это было нужно. Вся эта грязь, похоть, низменность, метафоричные кролики, но думаю не всем такая перекрученность в угоду авторской мысли понравится. В общем, чем мне нравится сценарий этого фильма, так это тем, что он представляет из себя одно целое движение, а именно переворот.
Причём как в прямом, так и в переносном смысле, потому что, во-первых, Эмма Стоун буквально занимает придворную позицию Рэйчел Вайс, а во-вторых, сам фильм является игрой с привычной нам голливудской формулой.
Чисто структурно Эмма Стоун подаётся нам как протагонист и делается это, пожалуй, самым распространённым в Голливуде образом. Героя делают жертвой несправедливости, в результате чего многие добросердечные зрители инстинктивно сопереживают таким персонажам, и несправедливости Эмма Стоун испытала за фильм немало. Эмма очень притягательна и выглядит как добродушная милашка. Конечно же, мы болеем за неё: когда же она уже спихнёт эту стерву Сару из постели королевы.
Но вот в чём фишка: чем дольше мы смотрим фильм, тем больше мы понимаем, что наш протагонист на самом деле ужасный человек. Если где-то до середины фильма её можно ещё как-то оправдать, мол, она только лишь хочет вернуть себе своё место, она помогает королеве, она просто пытается себя защитить, то к концу никаких сомнений нет.
Персонаж Эммы Стоун - это подлый оппортунист, который готов идти по головам, рушить чужие отношения, даже судьбы, чтобы продвинуться вверх по иерархии. То же самое происходит и с антагонистом.
Поначалу Рэйчел Вайс кажется персоной, заинтересованной одной лишь политикой. Кажется, что она манипулирует королевой и использует близость с ней как инструмент для своих политических амбиций, да и вообще представляет она из себя фигуру крайне недружелюбную, а также открыто презирает важные для неё вещи. Но к концу мы видим, что, как ни странно, она вела себя таким образом как раз таки, потому что она правда любила королеву.
И этим сценарным ходом фильм делает три интересных вещи. Во-первых, он критикует распространённую голливудскую формулу, мол, если человек страдает, значит он хороший, мы должны сопереживать и любить главного героя. Но "Фаворитка" показывает, что это вовсе не так. Во-вторых, к концу фильма сами персонажи особо не меняются, меняется лишь твоё мнение об этих персонажах. Я считаю, что это достойно похвалы, такое трудно написать.
Ну а в-третьих, картина поднимает следующий вопрос: ценим ли мы искренность в отношениях, ведь опять же, Рэйчел Вайс была холодной и твёрдой, потому что искренне любила королеву, тем не менее, королева осталась с вечно вежливой, услужливой и ни разу не сказавшей даже одного дурного слова, но всё-таки лживой Эммой Стоун.
Фильм говорит, что зачастую люди сами отвергают эту самую искренность, многие из нас предпочитают слушать не суровую правду, а сладкую ложь. С точки зрения построения мира тут происходит кое-что интересное.
Да, что это за мир тут вроде бы как понятно. Это Англия образца XVIII, но тут есть один важный элемент. А именно война. Многие диалоги фильма либо напрямую, либо косвенно связаны с этой войной, но дело в том, что если ты не разбираешься в истории, тебе не понять, что это за война. Она крайне важна для сюжета, она мотивирует действия главных персонажей, но она всё равно абстрактна. Она происходит где-то за кадром, мы ни разу не видим эту войну, мы только лишь слышим кучу политических споров о ней.
И мне кажется, что в этом весь смысл. Тебя специально помещают в мир абстракции, потому что для королевы этого мира данная война абсолютно таким же образом абстрактна. Она, так же как и зритель, отдалена от реальности своего королевства. То есть тут для тебя не столько строят мир, сколько в прямом смысле тебя в него ментально помещают. И это впечатляет.
Примерно так же, как впечатляют в этом фильме диалоги. Давайте взглянем на сцену, которая происходит после того, как Эмма Стоун узнаёт, что Рэйчел Вайс и королева состоят в отношениях. Вся суть их диалога заключается в том, что Рэйчел Вайс не хочет, чтобы об этом узнали другие люди. В плохой версии этой сцены она сказала бы что-то в духе: "Никому не говори, что было у нас с королевой! Иначе я тебя пристрелю." Но слава Богу, тут она говорит метафорами.
Информация, которая передаётся зрителю и там, и там одна и та же, но в первом примере, то бишь в плохой версии, интерпретация этой информации происходит прямо на экране. Но "Фаворитка" написана так, что интерпретация происходит уже в голове у зрителя. И это по определению делает просмотр увлекательным.
Или же вот взять другую блестяще написанную сцену. В ней точно также. Вся необходимая информация передана так, что её не произносят в лоб, смысл сцены существует где-то между строк, в динамике, что происходит между персонажами. Давайте-ка быстренько разберёмся, что тут происходит.
Эмма Стоун слишком близко приблизилась к королеве, и чуть было не отодвинула Рэйчел Вайс на второй план, поэтому она считает, что так дело не пойдёт, нужно как-то исправлять ситуацию. И она блестяще с этим справляется. Рэйчел Вайс использует юмор, причём используются шутки определённого типа, так называемые внутренние шутки, которые по своему определению не доступны Эмме Стоун. С помощью таких шуток она как бы напоминает королеве: "Эй, мы давно друг друга знаем, у нас с тобой долгие отношения."
Ты понимаешь динамику этой беседы, в то время как в самой беседе нет ни слова про эту динамику. И это признак хорошего диалога. Но помимо таких диалогов тут есть и другие. И было бы справедливым отметить, что в "Фаворитке" обычных информационных диалогов также немало, но это как раз таки тот случай, когда в этом не просто нет ничего плохого, так ещё и в этом вся суть.
В фильме куча информационных диалогов, но эта информация в основном крутится вокруг войны. А через войну, как мы уже говорили, раскрывается персонаж и его мир.
Тут есть ещё и огромное количество открытых для интерпретации вещей. Например, визуальный язык. Взять вот сцену, где Эмма Стоун впервые встречает Рэйчел Вайс. Последняя снята крупным планом снизу вверх, а стоит она напротив картин с изображением не последних в королевстве людей, раз уж они висят во дворце. Тем самым нам визуально говорят о высоком статусе данной особы.
Или же взять сцену, где Эмма Стоун заигрывает с другим парнем прямо на глазах у своего законного мужа, которого она обвела вокруг пальца. У них практически одинаковые парики и одежда, возможно, это сигнализирует о том, что для неё все эти придворные мужчины одинаковые и выполняют они одну и ту же функцию.
Открытым для интерпретации остаётся даже само название фильма - "Фаворитка". О ком тут идёт речь? Интуитивно кажется, что это про Эмму Стоун. Она играет в свою подлую игру, чтобы добиться симпатии королевы и стать её фавориткой, она использует её для получения власти. Но не всё так просто, ведь одновременно с этим сама королева использует Эмму Стоун, чтобы добиться симпатии Рэйчел Вайс, которая эту самую симпатию визуально не проявляет. Королева по сути играет в ту же игру, что и Эмма Стоун, а именно создаёт ситуации, через которые она может манипулировать людьми и добиваться от них эмоций.
Да и вообще, сама суть отношений между королевой и Рэйчел Вайс также подлежит дискуссии. У её величества сильнейшие проблемы со здоровьем, из-за которых она не может иметь детей, то есть для них отношения - это явно не вопрос размножения, а это уже наводит на определённые мысли о природе любви.
Хочу также отметить великолепную операторскую работу. Весь фильм снят при естественном освещении. О режиссуре и постановке фильма у меня сложилось более однозначное впечатление. И оно полностью положительное. При скромном бюджете в пятнадцать миллионов долларов создатели замечательно воссоздали атмосферу эпохи. Можно долго расписывать шикарные костюмы, пафосные декорации, детализированные убранства, красивые планы с широкоугольных объективов, рыбеглазных, но проще будет сказать так.
В техническом плане фильм снят практически безупречно и визуально выглядит гораздо дороже заявленной стоимости. И если номинации на Оскар за лучший фильм и лучший сценарий могут показаться неоднозначными, то по техническим категориям вопросов нет. Тут вам и лучшая работа оператора, лучший монтаж, костюмы, работа художника-постановщика. Думаю, в сезоне 2019 года фильм получил достаточное количество статуэток с различных кинофестивалей.
Меньше всего вопросов вызывают актёрские номинации, которых у "Фаворитки" целых три. Оливия Колман победила в номинации на Оскар за лучшую женскую роль, А Рэйчел Вайс и Эмма Стоун номинированы в категории лучшая женская роль второго плана, выделить кого-то из них трудно, потому что это будет субъективизм и вкусовщина.
Если постараться быть объективным и абстрагироваться от моей любимой Эммы Стоун, то все трое отработали настолько безупречно, что актёрская игра стала одной из самых мощных составляющих фильма. Смотреть на актрис одно удовольствие. У каждой сложный индивидуальный образ, полная гамма эмоций и сложнейшие сцены, которые снимались длиннющими кадрами.
Понимаю, что Оскаров на всех не хватит, но все они действительно достойны этой награды. Помимо ведущего трио, в фильме снимались Николас Холт, Марк Гэтисс, Джо Элвин и другие. В основном все актёры тоже довольно маститые и какие-то претензии им предъявлять при всём желании трудно. Все хорошо поработали.
Что в итоге? Как по мне, вышла хоть и художественно перекрученное, но интересное, атмосферное, эмоциональное и интригующее историческое кино о развращающей власти и человеческой порочности. Кино определённо не для всех, местами оно очень грязное, пошлое и неприятное. Почти как "Игра Престолов", но только без экшна и кровищи.
Советовать смотреть всем я бы не стала. Мне кажется для массового зрителя фильм будет сложным, возможно, скучным и неприятным, а для эрудитов - средниковым, поверхностным и слишком авторским. Так что решайте сами.
Ну думаю, если вы прожжённый киноман, любите "Игру Престолов", Эмму Стоун, Вайс, Колман, будете готовы к грязи и похабщине, то вам, скорее всего, очень понравится. Кстати, постер у фильма один-в-один как у картины "Враг" Дени Вильнёва. Тоже интересное кино, посмотрите, если не видели. Жду ваши полотна комментариев, лайки и любую другую активность. Дистанционно обнимаю за всё хорошее.
Спасибо за внимание) Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное из мира кинематографа