"Клют" – это триллер в стиле нео-нуар режиссера и продюсера Алана Дж. Пакулы, написанный Энди и Дейвом Льюисами. Главные роли исполнили Джейн Фонда и Дональд Сазерленд.
По сюжету после празднования нового года исчезает Том Грюневан. Расследование дела поручают молодому детективу Джону Клюту, а на помощь ему неожиданно приходит элитная проститутка Бри Дэниэл.
Общеизвестный факт о фильме – это первая часть трилогии “паранойя” Пакулы. Следующими частями являются конспиративные триллеры “Заговор Параллакс/”The Parallax View (1974) и “Вся президентская рать”/All the President's Men (1976).
"Клют" мне оказался больше интересен художественной составляющей, нежели взаимоотношениями между главными героями.
Операторская работа Гордона Уиллиса в фильме
Фильм начинается необычно: это абсолютно позитивный план с яркими цветами (зелень за окном, цветы на столе, светлый общий фон), за большим столом семья с друзьями отмечает праздник, они общаются, выпивают вино и едят. Настораживает только один серый мужчина, который меньше всех участвует в веселье. Это смешение позитива и настороженности может сбить с толку – какой зрителя ожидает фильм.
Следующий план является полной противоположностью первого: он мрачный, за окном темно. За тем же столом уже полицейские, один стул, на котором сидел хозяин дома пустует. Зрителю становится ясно, в чём дело и каким будет фильм. Нарратив лаконичный. Выдержана логика реальной жизни – сначала всё хорошо и совершенно неожиданно происходит нечто, сбивающее с толку.
Мастерство оператора Алана Пакулы Гордона Уиллиса видно сразу (хотя бы даже на том, как он снимает завитки провода от плеера с катушками в титрах), он без “голландского угла” показал случившееся в семье – пропал человек, началось следствие. Краски сгустились, над действующими лицами нависла тревога, неопределённость окутала со всех сторон.
Далее этот эффект будет только усиливаться. Гордон Уиллис умеет снимать в полутьме, создавая сочные картины – его планы похожи на живопись – показывающие переживания, эмоции, перепады настроения действующих лиц на экране.
Это тоже общедоступный факт, что Гордона Уиллиса окрестили князем тьмы за его эстетику съёмки. Эстетика великой саги о мафии “Крёстный отец” 1972 года его заслуга.
Фотограф Guy Bourdin в фильме
Живописные мотивы фильма "Клют" также складываются и из художественного стиля французского фотографа Ги Бурдена, чьи фото можно видеть в начале фильма в сцене кастинга Бри Дэниэл для одного рекламного агентства. Фото называется Alexandra Head.
Ги Бурден (Guy Bourdin) считается одним из самых смелых и новаторских визуальных художников 20-го века. Он обладал высокой чувствительностью, умел создавать волшебство, используя самую преходящую форму выражения – страницу глянцевого журнала. Уникальный художник с уникальным восприятием искусства, моды, рекламы и жизни, Бурден был ответственен за новаторский поворотный момент в мире создания образов.
Акцент на части тела женщины, выразительность и экстравагантность прослеживаются в планах с участием Джейн Фонды. Помимо этого, фото мастера не совсем открыто, а словно лишь намекают на бренность сущего, что всё вокруг the sin, the glitter, the wickedness/грех, блеск, жестокость. Этот тезис поддерживается в фильме репликой Бри в диалоге с Клютом, когда он отдавал ей плёнки с записями её грязных разговоров с клиентами.
В общей эстетике фильма соединились вкусы двух мастеров – оператора Уиллиса и фотографа Бурдена, из чего получились великолепные планы. Кстати, творчество итальянского режиссёра Дарио Ардженто далее стало развиваться на основе этого триллера от Пакулы. В том числе это касается и накладывания музыки, отмечающей факт присутствия сталкера, выслеживающего свою жертву в укрытии.
Фото L’Inconnue de la Seine в фильме
В конце фильма можно увидеть фото "Незнакомки из Сены", стоящее на комоде в рамке в кабинете психотерапевта Бри.
В XIX веке из Сены была выловлена девушка, чью личность не установили. С её лица сделали гипсовый слепок, а в последствии этот образ стали использовать как образ женской загадочности и красоты.
Маленькое включение этой художественной отсылки логично. Наркоманка Арлин Пейдж, коллега Бри по панели, была выловлена из океана после того, как Клют и Дэниэл нашли её, чтобы спросить, знает ли она того, кто избил Бри два года назад. Относительно её личности было отмечено, что, возможно, имя Арлин Пейдж было ненастоящим, а точной причины попадания в воду не назвали. Это отсылает к истории с незнакомкой из Парижа.