Мария, юрист-реалист, капитан стабильность, любит родной город пуще Европы и Азии, по которым много путешествует, хотя речь идет о Волгограде. Из каждой поездки привозит подарки друзьям — непременно что-то полезное. Без друзей себя не представляет. И ее без друзей никто не представляет тоже. Даже созданная ей команда для КВИЗа называется «Дружба» (с кричалкой «Победила дружба!», да:).
А когда ее знакомая попала в незначительное ДТП, Маша нашла ее и увезла в кафе отпаивать чаем, оставив работу. Хоть на работе — электронные пропуска, дисциплина и корпоративные стандарты. Она разруливает юридические вопросы в одной крупной компании.
Просыпается в пять утра.
Социотип: Жуков.
Как все дети
Я была обычный ребенок. Как все дети. Я была младший ребенок в семье, поздний — отцу было 34, когда я родилась. Застенчивая, скромная, разумная девочка. Блондинка. Как все дети, обычные дети.
У меня всегда были друзья и подруги, конечно. В детском саду — свои коалиции. Те, кто поумнее были, были мои друзья. Подружка Галя у меня была в садике и Павлик — самые умные в нашей группе. Коалиция выражалась в том, что мы дружили все вместе и с дураками не общались.
Помню первую подругу, Анну. Мне было два, ей было четыре. Она в соседнем подъезде жила, в 110-й квартире в Лисичанске. Через 25 лет мы с ней нашли друг друга. Она переехала в Симферополь, сейчас живет в Воронежской области. Она классная. Она все это время развивалась, строила свою жизнь, она взрослая тоже, и она классная.
Мы дружили и с другими девочками во дворе, которых я не помню. Выходили гулять, общались с собачками, живущими там, с ними ходили тусить. Было щедро, хлебосольно. Мама мне давала тарелку с грушами, яблоками, я выносила во двор, угощала друзей.
Дружба — это важный фактор моей жизни и всегда им был.
Из Казани
До моих 6 лет мы жили в Лисичанске (Украина). А потом отец защитил кандидатскую, и его позвали в Казанский НИИ заниматься научной работой. Мы переехали в Казань, были там до смерти мамы. Мне тогда было десять лет.
В Казани для моей семьи сложное было время. У нас старый дедушка на руках остался, брату надо было поступать, а как раз начало 90-х, разруха в стране... В Татарстане тогда действовали ОПГ, бандитизм приобрел массовый характер, жуткий. Подобное, мне кажется, было еще в северных городах типа Читы, но там жизнь у людей сложная, там понятно. Почему в центре России жизнь такая была, до сих пор не знаю.
Даже мне, девочке, было страшно идти по улице. А брат — атлет, и его в старших классах стали прессовать. Поэтому в 10-11-м он поступил в Суворовское и уехал в другой город. Из Казани, из Казани, из Казани....
Уже когда я заканчивала вуз в начале нулевых, пошли первые суды над этими группировками. И это были первые в России суды с привлечением системы защиты свидетелей, как в Америке.
А потом началась нормальная жизнь. Я приехала в прекрасный город!:)
Абрикосы
Волгоград — совершенно иной, южный. Южане открытые, южане говорят, делятся, южане склонны ходить друг к другу в гости. Здесь более открытое отношение к миру и по ощущениям — более безопасная жизнь. Так ощущалось даже в 90-х, когда мы переехали. Для меня это самый безопасный город мира.
Мне взрослой вообще никогда не было страшно физического нападения. Мне не страшно нападения бандитов и сейчас. Я буду отбиваться. Еще посмотрим, кто кого.
Волгоград для меня — родной город. Он поразил меня в первый же день. Мы приехали в конце января, и отец повел меня на набережную. А там на склонах — трава. Я подофигела. У нас в Казани где-то только к концу марта на теплотрассах начинал пробиваться асфальт. А потом шли два месяца грязи по колено, пока снег, нападавший в рост человека, стаивал. А тут январь — и травка зеленая.
А потом пришел апрель, я пошла на улицу и увидела что-то вообще невероятное: цветы, белые цветы, деревья все в белых цветах. Прикинь, абрикосы на улице растут! Мало того, что они цветут невероятно — сначала одни цветы, а листья уже потом, - так еще и растут повсюду на улицах! В Казани я такого не видела. Нигде не видела, потому что не сажают плодовые деревья на улице. А здесь сажают. А волгоградцы такие — ну, господи, абрикосы...
Лыжное
Не помню, чтоб со мной кто-то делал уроки. Я ходила в школу, это было мое дело. Ты идешь в школу, у тебя там социум, ты не хочешь быть лохом в этой среде. И ты учишься.
Я и тусить ходила в школу, у меня всегда были какие-то секции, хореография, гимнастика. В 10 лет, еще в Казани, занималась лыжами. Целых два месяца, в ноябре, в самую грязь.
У меня был персиковый костюм, и я стирала его каждый день, потому что тренировки были каждый день, с утра мы бегали два километра, а потом я во вторую смену шла в школу. Думаешь, я хотела ходить на лыжах?! Нифига. Туда ходил парень, который мне нравился. И вот я в десять лет каждый день стирала этот костюм. Потому что вижу цель — не вижу препятствий. Конечно, я своего добилась, звезда балета в персиковом костюме, сама подумай:)
Не математика
Я много читала. У нас большая была библиотека, мама собирала, и я брала из нее все подряд. Очень любила Тома Сойера.
В школе математика и технические предметы мне давались лучше. Я хотела быть программистом. У меня еще подруга была, которая так в математику и пошла. Мы с ней лучшие были и в классе, и в школе в общем по потоку. Но в 10-11 классе я уже училась в частной школе, которая готовила к поступлению на юридический факультет.
Мне папа помог с выбором профессии. Когда я была в 9 классе, он стал рассказывать, что мне надо быть юристом. А я очень упрямая. Он стал рассказывать, что он сам мечтал быть юристом, что мне очень пойдет быть юристом, что быть юристом — это прекрасно. Привлек брата, брат был тогда для меня большим авторитетом, и брат сказал, что он тоже мечтал быть юристом, что мне очень пойдет быть юристом, что быть юристом — это прекрасно.
Вообще я им благодарна: взаимодействие с людьми мне, конечно, больше подходит, чем писать программы. Но тогда, в девятом классе мне пришлось с технического понимания мира перестраиваться на гуманитарное. Гуманитарное — это же надо прочитывать тонны текста. Математика — совсем иное, это же коротко, формула, другое понимание мира.
И пришлось в старших классах себя перестраивать, любить совсем другие вещи.
О судах и косе
Не пошла работать в правоохранительные органы, потому что это другая специализация — уголовное право. Я цивилист. Уголовное право скучное, а гражданское — это интересно. Ну, и к тому же зачем работать за копейки, когда можно получать нормальные деньги.
Я люблю свою работу. Когда мне было 25-26, я не могла ни о чем больше говорить. Я перлась, я круглыми сутками об этом думала. Но если бы я была программистом, я бы так же говорила о программах.
Я выступаю в суде, выигрываю суды, руковожу людьми, но это не значит, что в моей работе нужны только мужские качества. Она требует и женских качеств тоже: терпения, кропотливости, аналитических способностей. Я не ношу штанов, хожу в платьях, у меня коса длинная, я очень женственно себя веду. Не люблю женщин, которые ведут себя грубо, как мужчины. Я не отбираю у мужчин их право быть мужчиной.
Не верю в чужие стереотипы и не позволяю вешать на себя ярлыки. Мне начхать на мнение людей, которые не согласны с тем, какой я должна быть. Таких я, кстати, встречаю всю свою жизнь. Но, думаю, все люди таких встречают постоянно, тех, кто знает, как тебе надо жить. Мне хватает юмора и воли рассказать им, куда им надо двигаться.
В конце концов, счастье — не в том, чтобы смотреть, как живут другие, правильно или неправильно. За собой следить, себя контролировать, и тогда все нормалек будет:)
День вязания на людях
Никогда не соглашусь с мнением, что Волгоград — скучный город. У нас, как и в Европе, если ты хочешь тусить, ты тусишь, сколько бы лет тебе не было. Посмотри, у нас на КВИЗ ходят люди вплоть до пенсионного возраста.
Я захотела играть в КВИЗ — собрала команду. Захотела вязать — собрала себе клуб вязальщиц, мы придумали себе праздник - День вязания на людях, подтянули других увлеченных. В обоих случаях начала с того, что просто стала спрашивать у знакомых, кому это интересно.
Ошибочно считать, что кто-то кому-то что-то должен. Как и организовывать для кого-то, ради каких-то ожиданий. Я организовываю для себя. И так как меня саму прет, люди хотят со мной тусить всегда. А ждать чего-то от государства, от мамы, от папы, от детей — это вообще провал.
Если мы говорим о рецепте счастья для взрослого человека, он в том, чтобы быть взрослым человеком. Не перекладывать отвественность за свои решения, поступки, за то, что происходит в его жизни.
Я, например, понимаю, что пенсионная реформа ушла в песок. И через 20 лет, когда я выйду, возможно, выплат не будет вообще. Я принимаю меры. Может, они не будут достаточными, но я думаю об этом, работаю над собой. А может, будут достаточными. И я буду такая процветающая бабка, которая тусит по миру:)
Как устроена игра
Во всем, чем я занимаюсь, я стремлюсь достичь определенного уровня. Не в плане внешнего успеха — в плане освоения. Я хочу узнать, как это устроено. Поэтому мне всегда интересно.
Вот у меня есть вязание. Когда-то я им занималась, потом бросила, а теперь вернулась снова. У вязания много достоинств для женщин среднего возраста. Оно помогает сохранить мелкую моторику. Оно успокаивает, оно даже входит в программу вывода из посттравматического синдрома для «морских котиков» в США. Это медитативный процесс, тебе постоянно нужно быть здесь, считать петли. Потому что если ты не считаешь петли, ты плохо вяжешь. А смысл плохо вязать?
И так во всем. В КВИЗе, например, моя команда побеждает не потому, что я мечтаю победить, а потому что я хочу понять, как устроена игра, и насладиться ей. Хотя есть команды, их сразу видно, сидят, что-то высчитывают... Вот зачем так жить? Мы приходим повеселиться, у нас такие приятные люди в команде, никто никому не доказывает «я же говорил!!!». Поэтому мы столько лет побеждаем, и никто не может приблизиться к нашим результатам. У нас нет цели победить.
То же в суде. Да, я стремлюсь превзойти противника. Но прежде всего мне хочется увидеть структуру ситуации, разложить, достичь истины.
Чтобы что-то захотеть, полюбить, надо попробовать. И не просто попробовать, а чтобы у тебя это стало получаться. Тогда тебя прет.
Несколько лет назад я занималась сальсой. Я классно танцевала. Мы на фестиваль ездили, так весело... Опять же — я не просто танцевала, я хоть сейчас могу рассказать про пантеон, про кубинских богов, почему движения в танце такие, а не иные.
Очень люблю увлеченных людей, тех, которые что-то хотят в жизни, чем-то горят. И очень люблю их слушать. И если человек меня увлечет, если я посмотрю на занятие его глазами, я могу увлечься. А могу выбрать занятие сама.
Я вообще очень люблю узнавать мир через людей и через деятельность. Мы здесь, чтобы претворять все в материальном мире. Мы здесь друг для друга. Чтобы каждому дарить тепло, быть добрым, совершать поступки. Что как овощ-то жить?...
Честность
Я не всегда была замужем, у меня были романы, и не было проходных отношений. Я честна с собой и другими. Если я понимала, что меня зацепило, а мозг при этом говорил, что это что-то неподходящее, я все равно давала этому шанс. И уже потом смотрела, что из этого будет.
Самые гармоничные отношения у меня сейчас, с моим супругом. Гармоничные для меня — это когда ты хочешь быть с человеком, когда ты знаешь, что ты важен для человека. Это взаимность.
Нет, безответной любви у меня не было...)
Меня вырастил папа. С десяти лет я же была без мамы... Именно папа дал мне образование. Но самый важный человек, который повлиял на меня больше всех в моей жизни, это прям совершенно точно я. Я воспитывала себя как личность, я выбирала для себя те книги, которые меня формировали, я.
Я, кстати, в три года научилась бегло читать. А у меня подружка до трех лет не разговаривала. Нам по сорокету, но я ее до сих пор стебу. Ну, у нее красный диплом матфака, она всем все доказала в этой жизни.
Учиться красоте
Мы с друзьями много путешествуем и поездки планируем вместе. Для меня планирование — половина удовольствия от всей поездки. Как приехать, на чем добраться, где будем спать...
Я обожаю музыкальные фестивали, я обожаю людей, я обожаю общаться с местными, обожаю приехать в страну, где никто не понимает по-английски, смотреть друг на друга и улыбаться. Язык жестов ведь никто не отменял, тебя всегда могут понять. Всегда можно объяснить.
Это же весело, интересно, это расширяет твое понимание мира — посмотреть жизнь других людей.
Один из самых смешных моментов, которые со мной были, произошел в путешествии по Азии. Когда мы первый раз были на Шри-Ланке, первую ночь ночевали в соседнем с аэропортовским Коломбо городе Нигомбо. Мы не знали ничего про Шри-Ланку, мы наобум. Плюс в Нигомбо обычно мало туристов — не очень удобные пляжи. Но вечером мы попали то ли на праздник, то ли на ярмарку, то ли суббота просто была. И пошли туда... И там я увидела аллегорию всей Азии.
На ярмарке — небольшая каруселька такая. Садишься, и оно как Колесо обозрения, только маленькое. И они там, знаешь, набиты местные жители — вся семья, вкаждой кабинке — человек шесть-семь. А вращается каруселька — от мускульной силы. Сидят два мужика и педали крутят. Прикинь, от мускульной силы! Не от электричества, а от мускульной силы! И это еще не все! В середине! Оркестр играет музыку! Это такой был сюр))
Это была для меня прям Азия-Азия, когда везде и постоянно живые люди, и все они что-то делают...
Еще меня всегда поражает Италия. Я была там много раз, Рим — один из самых лучших городов в мире, я очень его люблю. Но я люблю вообще все города итальянские.
Италия — это красиво. Красиво в том, как построены улицы. Как одет человек. Как он с тобой разговаривает. Какую еду он тебе приготовил. Никто не умеет жить так, как итальянцы. У них красота — ощущение от жизни...
Надо ездить в Италию смотреть, как надо жить. Когда ты подсматриваешь, как другие люди могут быть более счастливы, как другие люди могут наслаждаться, ты можешь этому научиться. И я учусь у людей каждый день.
Я не люблю бывать одна, но я могу бывать одна, потому что у меня есть увлечения, которыми можно заниматься постоянно. Например, когда я путешествую с подругой или в компании, я помню, что людям нужно больше спать, чем мне. Я мало сплю, высыпаюсь, у меня очень много энергии, я рано встаю. И чтобы не напрягать спутников, я с собой всегда беру вязание и книгу. Я очень люблю читать и в путешествии пользуюсь возможностью. Это позволяет мне дать людям время побыть без меня.
В путешествии я никогда в одиночестве на прогулки не хожу. Смысл? Хочется же разделить впечатление... Нет, «подумать о чем-то» мне не надо. Я очень быстро думаю:)
Люди часто обращаются ко мне за помощью, да. Причем, за всякой помощью. Я очень стабильная. И когда людям нужна стабильность любого рода, они и обращаются. Вот ты сейчас тоже обратилась за стабильностью. И я тебя якорю. И я верю, что у тебя будет больше опоры в жизни после нашего взаимодействия. Потому что люди питают друг друга.
P.S. для юристов
Стандарт гражданского права — это римское право, которое затем перекочевало в Кодекс Наполеона. Вот к этому идеалу надо стремиться. Все эти англо-саксонские замуты, я бы вообще нафиг выкинула. Римское право!
Мария Балашова
Все фото предоставлены героем публикации.