Музыкальный интернат был удивительным местом. Дети не чурались Виктора, а педагоги проявляли какую-то особенную, материнскую заботу.
Вступительная речь директора на второе сентября была интересной и содержательной, он рассказывал об изучаемых предметах.
- Основным предметом в нашей школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте. В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа. Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час. Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения, они слушаются и подробно разбираются в классе. За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой. Также у нас изучаются и обычные школьные предметы... – он говорил много о конкурсах, о будущем. А потом сам позвонил в звонок. И все разошлись на занятия.
Виктор со всей страстностью отдавался предметам. На уроках музыкальной литературы он скрупулёзно всё записывал, всегда был первым докладчиком и прекрасно выступал. На уроках скрипки он блистал своими умениями, на общем фортепиано – с удовольствием грыз гранит науки и учился ставить руки, обходясь без педалей.
- На уроках у нас изучаются не только техника и приёмы игры, но и правильная запись музыки нотами, жизнь и творчество великих классиков, а ещё мы учим латынь! – взахлёб рассказывал он Сергею и Лене.
***
Один раз Сергея и Лену вызвали в кабинет.
- С нашим сыном что-то не так? – спросила женщина.
-Он что-то натворил? – недоумевал Сергей.
- Нет, - улыбался директор. – Всё хорошо. Мы хотим выставить Виктора на конкурс «Синяя птица». Он очень талантлив! Если не возражаете, то необходимо согласие от обоих родителей.
***
Лена поднимала Виктора по ступенькам ко входу, обращая внимание на экстерьер здания. Массивные толстые колонны, вверху на них — барельефы и лепка.
-Это как застывшая музыка! – восторженно сказал Виктор.
- Ты волнуешься?
-Немного...
-Ничего, мандраж проходит, я тебя люблю, - она поцеловала племянника, - кстати, моя мама говорила, что не волнуются только бездарности!
В вестибюле висели большие фотографии с эпизодами из разных спектаклей. Лена отметила Виктора в листке участника, и они пошли в гримёрную комнату. Она была большой. Всюду стояли трюмо и туалетные столики, на которых лежали парики, пудра и прочие принадлежности. Юные участники, волнуясь перед выходом на сцену, репетировали. Кто-то проговаривал с партнёром элементы танца, кто-то распивался. Молодые танцовщицы элегантно тянули ноги, изгибаясь в замысловатых позах и стоя на руках. Шум, гам и нет возможности сосредоточится.
Наконец, ведущие вызвали Виктора, и он выкатил на середину сцены. Софиты почему-то не горели, и мальчик смог рассмотреть зал.
Ослепительное убранство зала восхитило Виктора: хрустальная многоэтажная люстра, светильники, бархатный тяжелый занавес на сцене, который был сейчас отодвинут, и такие же обтянутые бархатом кресла. На креслах сидели члены комитета жюри, родители участников, а также просто зрители. Виктор увидел отца. Тот показал два больших пальца.
После небольших технических вопросов софиты зажглись, ослепляя мальчика. Лица зрителей расплылись как в тумане. Но он улыбнулся, вскинул голову и скрипку и провёл первый звук.
Он не хотел никого покорить свои мастерством, он просто играл, ведя немой диалог со слушателями. Более того, он даже допустил несколько маленьких ошибок, неслышных для непрофессионалов. В середине игры в зале у кого-то зазвонил телефон, но Виктор не слышал этого – он весь растворился в плавных движениях смычка, из-под которого лилась динамичная и сложная в исполнении музыка...
Мальчик умолк, и зал разразился овациями. Какой-то завистливый ребёнок-конкурсант крикнул «инвалид», но окрик потонул в море аплодисментов.
Выходя из здания с грамотой в руках, Виктор всё спрашивал родных:
-Как я сыграл? Хорошо же, а? – Лена улыбалась, соглашалась. А отец хмуро молчал. Наконец он остановился и сказал:
-Мне соседи звонили. Бабушка умерла.
***
Умерла бабушка Инна тихо. Спокойно отошла во сне. Даже соседи бы не узнали, если бы не долг, который они пришли возвращать – брали один раз у женщины на лекарство пятьсот рублей. Согласно завещанию и письменной просьбе, Виктор сыграл на похоронах «Реквием» Моцарта, саундтрек к любимому бабушкой фильму «Список Шиндлера», а также от себя сонатину «Бабушке». Она родилась у него, можно сказать, экспромтом. Он смотрел на бабушкин труп, вспоминал все годы, всё, что она сделала, и скорбел, но скорбел светло и с благодарностью. И всю эту светлую благодарность и скорбь ему захотелось выразить в музыке...
продолжение...