Найти в Дзене

7 способов проверить безударную гласную в корне

Как ни удивительно, однако даже ученики средних классов иногда затрудняются в подборе проверочного слова для определения правописания безударной гласной в корне. Орфограмма простейшая. Но, видимо, в начальной школе ее изучению не было уделено достаточно времени. И вот сидит ученик, произносит слово, меняя у него лишь окончания, но никак не находит подходящее. Известно, что в безударном положении буквы А/О обозначают звук [а], И/Е/Я - звук [и]. (Можно возразить, что в слове «комариный» в первом слоге слышится не чистый А, а некий неопределенный звук, похожий на Ы. Или, к примеру, во втором слоге слова «пылесос» - не чистый И, а нечто среднее между И и Э. Но это нюансы. Их изучают на филологических факультетах вузов. Сейчас мы не будет на них заострять внимание, а перейдем сразу к делу.) Как же проверить безударную гласную в корне? С помощью следующих приемов: 1. В русском языке ударение подвижное: оно иногда смещается при изменении формы слова (числа, падежа; рода у глагола и т. д

Как ни удивительно, однако даже ученики средних классов иногда затрудняются в подборе проверочного слова для определения правописания безударной гласной в корне. Орфограмма простейшая. Но, видимо, в начальной школе ее изучению не было уделено достаточно времени. И вот сидит ученик, произносит слово, меняя у него лишь окончания, но никак не находит подходящее.

Известно, что в безударном положении буквы А/О обозначают звук [а], И/Е/Я - звук [и]. (Можно возразить, что в слове «комариный» в первом слоге слышится не чистый А, а некий неопределенный звук, похожий на Ы. Или, к примеру, во втором слоге слова «пылесос» - не чистый И, а нечто среднее между И и Э. Но это нюансы. Их изучают на филологических факультетах вузов. Сейчас мы не будет на них заострять внимание, а перейдем сразу к делу.)

-2

Как же проверить безударную гласную в корне? С помощью следующих приемов:

1. В русском языке ударение подвижное: оно иногда смещается при изменении формы слова (числа, падежа; рода у глагола и т. д.). Поэтому попробуем поставить слово вместо единственного числа во множественное – и наоборот (это и называется «изменить форму»): река – рéки, тропа – трóпы, окно – óкна, стрела – стрéлы; стада – стáдо, грибы – гриб, ходы – ход.

2. Вместо одного падежа – в другой: щека – щёку, нога – ногу, зима – зиму.

3. У глагола изменить род: несла – нёс, брала – брал, трясла – тряс.

4. Или время: рассказал – расскажет, переловил – переловит, тянул – тянет. И наоборот: ведёт – вёл, плетёт – плёл, косил – косит.

А также подобрать однокоренные слова:

5. Вместо «большого» - «маленький»: трава – травка, свеча – свечка, ковёр – коврик; и наоборот, вместо «маленького» - «большой»: колосок – колос, теремок – терем, лесок – лес.

6. Сказать ласково: зима – зимушка, соловей – соловушка.

7. Подобрать слово, относящееся к другой части речи: заходить – заход, символический – символ, освятить – свято.

Теперь выбираем, какой из перечисленных пунктов стоит применить в каждом конкретном случае.

Для этого произносим слово и тянем в нем безударную гласную. Размышляем, на какое уже существующее нормативное слово оно похоже. Этот способ наведет на нужную мысль. Допустим, попалось слово «борозда». Проверю гласную в первом слоге: баааааразда/бооооразда –

-3

последнее похоже на литературное «бОрозды», то и будет проверочным. А теперь проверим во втором слоге: барааааазда/бароооооозда –

-4

последнее похоже на «борОздка» - вот и нашли подходящий вариант.

Стоит еще отметить такой важный момент: нельзя использовать в качестве проверочного слова глагол с суффиксом –ыва/ива-, поскольку в этом случае происходит чередование гласных:
«Сосредоточенный» – нельзя проверить словом «сосредотачивать», «растопить» - «растапливать», «отколоть» - «откалывать» и т. д.

Вот такие нехитрые, но полезные способы разобраться с проверяемой безударной гласной в корне. А Вы о них знали?