Продолжаем тему прошлой статьи, и рассмотрим ещё одну пару согласных: Г и К, где Г - звонкий, а К - глухой. Различие между ними - в участии или неучастии голоса (тона) при производстве звука. А сходство в том, что шёпотом, без голоса они слышатся одинаково. Имеет ли это какой-либо более высокий смысл?
Да. Похоже, что такой смысл есть.
Пара Г - К на примере слов с ГА и КА
Возьмём простейшие глаголы ГАЯТЬ и КАЯТЬ. Сейчас они НЕ очень распространены, но когда-то были в широком употреблении.
Контекст сравнения:
ГА - ПРЕДНАМЕРЕННОСТЬ, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ в движении, действии, ВОЗВЫШЕНИЕ (в прямом и переносном смысле)
КА - причина и следствие, производное, НЕПРЕДНАМЕРЕННАЯ реакция на причину, ЗАНИЖЕНИЕ (в прямом и переносном смысле)
Из официальных определений (в пересказе):
- ГАЯТЬ - это громко петь, шуметь, кричать, ругаться, птичий крик (как бы "говорить с позиции "сверху"), а также: звать, укрывать, закрывать, кутать, чинить, гнать зверя криком (предусмотрительные действия)
Образ ГА в сочетании с образом Я даёт значение некоторого высокомерного, небрежного отношения:
Гаять - это ещё и мешать кому-то, косить зерновые нечисто, с травой; комкать, мять, сбивать, например, половики, устраивать беспорядок.
Гаять (обобщённо) - делать что-то специально, не по правилам или небрежно, с ОГРЕХАМИ. Образно говоря, "грешить"!
А теперь сравним со словом КАЯТЬ:
- КАЯТЬ - порицать, осуждать, упрекать, корить, заставлять каяться.
То есть, каять - это тоже говорить с позиции "сверху", но НЕ просто так, а ПО ПРИЧИНЕ! Это реакция ВСЛЕДСТВИЕ чьих-либо поступков, припоминание чужих огрехов. И слово за слово...такая критика может утянуть всех участников "вниз".
Поэтому в разных религиозных течениях обычно призывают "не грешить" (не гаять) и "не осуждать" (не каять). А что делать вместо этого? Правильно! Каяться! А то карма карманом-то и покарает!
- КАЯТЬСЯ - сожалеть, признавать свою ошибку, вину (каять себя).
А там и до образа ГА (учёт опыта в дальнейших действиях) недалеко!
Сходство и различие образов ГА и КА
У каждого образа много сторон - аспектов. Сравним между собой определённые, узнаваемые жизненные аспекты каждого образа.
Аспект КА - осознавать причину и следствие чьих-либо действий - приобретать ОПЫТ, но ничего не менять, вести себя по-прежнему или НИЖЕ прежнего уровня, по принципу: стимул - реакция.
Пример: Каждое утро, при выходе из дома обнаруживать обувь не почищенной. Далее, любое решение (почистить обувь перед выходом или идти так, или вообще не пойти из-за этого) - это образ КА, следствие причины. Это опыт, который накапливается, и может расстраивать.
Пускание дел на самотёк, отсутствие предусмотрительности приводят к новому и новому повторению ситуации. Это путь снижения энергии в системе.
Сложно сказать, в чём причина такого пассивного поведения, может не хватает опыта, или энергии, внимания (ЗВОНКОСТИ?), но пословица: "Ничему их жизнь не учит" - это про образ КА и ГЛУХОЙ согласный К!
Аспект ГА более сложный. Это не только осознавать, но и УЧИТЫВАТЬ наступившие следствия чьих-либо действий (и вообще, всё что можно учесть). То есть, не только приобретать, но и УЧИТЫВАТЬ свой и чужой опыт! Думать НАПЕРЁД за себя и за других!
А, главное, ещё и поступать при этом ПО-СВОЕМУ! НАМЕРЕННО! Предвидеть новые волны реакций и последствий и держась намеченного курса, подниматься ВЫШЕ относительно себя прежнего и прежнего уровня Жизни.
Пример: В один прекрасный вечер (!) взять и почистить обувь заранее, чтобы обрадовать любимого себя завтра утром! И, может быть, не каждый день, но завести такую тенденцию - продумывать всё наперёд! И жизнь станет радостней!
Пословица: "Дураки учатся на своих ошибках, а УМНЫЕ НА ЧУЖИХ!" - это про образ ГА и ЗВОНКИЙ согласный Г!
Чтобы подчеркнуть различия между ГА и КА, сочинила сейчас пословицу:
Ваня гает, а Маня его кает
Можно понимать так: Гаять - делать что-то по своему. Каять - упрекать, критиковать за это
Кстати, в обоих глаголах прослеживается личностное влияние образа Я (отдельная система, личность).
Не совсем в тему, но... где образ ГА, там рядом образ ГО. Гласная О задаёт бОльшую определённость направлению и охват, завершённость, целенаправленность. Так что образ ГО - ещё более дисциплинированный и эффективный, чем ГА.
Сдаётся мне, что русский "гой" - это такой предусмотрительный, предупредительный, внимательный в миру и к Миру человек. Улучшатель. БОГА-ТЫРЬ. Имеющий вектор развития, духовного и материального, идущий ВЫШЕ, то есть, имеющий "стратегию ГА"
А уважительная формула "Гой еси, добрый молодец" - означает признание "Ты есть гой, добрый молодец", или, чуть более вольный перевод: "Гоя в тебе вижу! Да пребудет с тобой Сила!"
Вывод:
Образ ГА берёт, всё что можно из образа КА, а сам движется выше!
В образе Г содержится всё, что есть в образе К, плюс образ высоты, преднамеренности, улучшения и развития
И ещё немного о том, что образы ГА и КА - это части одного общего смысла:
- ГАТИТЬ - делать настил (гать) для того, чтобы пройти по болоту, вязкому участку дороги. Это намеренное предусмотрительное действие развития.
- КАТИТЬ - движение, которое сильно зависит от формы предмета и от дороги.
Если эти факторы удачно совпадут, то - "проКАтило"! То есть, катить - получается. Не совпадут - не получается.
Вот и ещё одно случайное слово с образом КА - слово "прокатило", которое используется в переносном смысле.
- проКАтило - это удачное СЛЕДСТВИЕ, ПРОИЗВОДНОЕ, удачно совпавших факторов.
Так, например, "не прокатит" - катить коляску, даже с большими колёсами, по свежевыпавшему снегу. Я пробовала. Круглость тут не работает!
Продолжая тему образа КА:
КАтить (в любом смысле) - легко, когда путь ровный и имеет уклон ВНИЗ, под горку.
Укатилось - говорят про незапланированное случайное движение. И "уКАтывается само" - только ВНИЗ! (Так же как и "катить бочку на кого-то" - НИЗКОЕ проявление).
Такая вот самопроизвольность и ЗАНИЖЕНИЕ уровня в прямом и переносном смысле - это знакомые нам аспекты образа КА.
Образы КА и К:
- аспект занижения (унижения) виден на примере: "Ну-КА, ВаньКа, налей-КА чайКу!"
- аспект обусловленности, влияния последствий совершённых действий можно увидеть в словах: КАра, КАрма, КАт (палач), КАзнь, КАяться, КАбы, КАк
Но это не все стороны интереснейшего образа К. Их гораздо больше! Здесь приведены только те, что контрастируют с образами Г, ГА.
ВЫВОД:
Г - предусмотрительное, свободное движение, планирование и достижение, возвышение,
К - спонтанность, обусловленность последствиями действий, вынужденное движение, пускание на самотек, занижение
И то, и другое - это про стратегии управления (активная, пассивная) своим вниманием, энергией, Жизнью
Философский смысл трактовки образов Г и К.
Как по мне - так очевидно, что образы Г и К связаны между собой глубоким философским смыслом. Здесь и про выбираемую жизненную позицию "вверх", "вниз" или баланс. Про учитывание обстоятельств и желаний, слушание своей Души и выбор - наступать или не наступать на те же грабли.
Активная стратегия ГА - "думать наперёд и действовать по-своему" приходит с опытом. Когда по-настоящему устаёшь от пассивной долгосрочной стратегии КА - "выдавать спонтанные реакции на происходящее и действовать без плана".
И это про то, что нужно заниматься своей Жизнью, стараться стать высшей, лучшей версией Себя, а не тратить внимание и время на осуждение чужих поступков, которое "конечно же, с целью улучшить других"!
При этом в текущей жизни присутствуют, конечно, обе стратегии.
Основные моменты статьи были уже запланированы. Аспект ГА. А вот, философская часть статьи получилась не специально! Не планировала. В некоторые моменты я работала над статьёй в аспекте КА: КАК получится! Главное - уловить мысль, успеть её записать!
А уже потом я правила ошибки и улучшала текст в несколько подходов. Находила новые примеры и порядок слов, чтобы было понятнее и читателям и мне самой! Снова ГА!
Вот так ГА и КА работают в паре. В горку, с горки. Вверх и вниз!
И надо отметить, что КА - тоже важный образ!
Это образ спонтанности, накопления опыта, устойчивости, стабильности, режим экономии энергии, режим копирования. Когда НЕТ ГОЛОСА, звонкости! Или когда "так надо"!
Ну как вам наши "наблюдения"? Что думаете по этому поводу? Копаем дальше?