Министр энергетики ФРГ Роберт Хабек, зелёный, как кремлёвская ёлка, приехал поговорить с рабочими, а в ответ услышал свист и улюлюканье. Место действия — НПЗ города Шведт, что на польской границе между Берлином и Щецином.
Дело в том, что 1,2 тыс. рабочих лишаются работы в результате правительственного решения отказаться от русской нефти из нефтепровода «Дружба». Нет, это не в рамках эмбарго ЕС. Это собственная инициатива немецких политиков, о которой их никто не просил — ни Байден, ни Ляйен, ни даже Зеленский. По старинной комсомольской (а это земли ГДР) традиции бежать впереди партии. Теперь НПЗ «Шведт» — образцовое предприятие, то есть это образец того, как попытки наказать Россию приводят к потере тысяч рабочих мест здесь и сейчас. В режиме онлайн.
Рабочие устроили демонстрацию за сохранение предприятия. И вот на неё гасить пожар прибежал сам министр Хабек. Лучше бы он этого не делал.
Для начала он заявил, что санкции против России — это всеобщий европейский долг, после чего был освистан (см. видео). В их число, по его словам, входит отказ от российской нефти.
«Эти санкции имеют определённые последствия и внутри страны, это действительно так», — крикнул Хабек.
Толпа закричала в ответ: «Вас никто не просил вводить санкции против «Дружбы»!»
В этот момент один из руководителей предприятия показал со сцены толпе средний палец (см. фото). Хабек продолжил перекрикивать толпу: «Это касается не только Шведта и завода, ваше предприятие должно подготовиться к поиску альтернатив с учётом ситуации в мире и климатической политики».
Конечно, как зелёный он просто счастлив: захлопнулось ещё одно углеродное окно в ад, но как политик он всё-таки почувствовал, что скоро кого-то будут бить. Может, не сегодня, но скоро, потому что локаут 1,2 тыс. рабочих внутри страны под политическими предлогами — такого не было никогда даже в Германии.
И тогда он пообещал не закрывать предприятие (насколько я припоминаю, часть его принадлежит вообще-то «Роснефти», на минуточку). На крики толпы: «На какие деньги?» — он сказал: «Найдём где-нибудь». А на требование дать не устное, а письменное обязательство отказался это сделать, вызвав новую волну криков «Бу-у!» и свиста.
Как потом прокомментировали читатели газеты Die Welt всю эту картину: «Посмотрим, как это («Хабек пытается успокоить разъярённых рабочих») будет выглядеть через шесть месяцев. Затем перед ним должна стоять толпа с горящими факелами и верёвкой для линчевания...»; «Единственная гарантия — прекратить санкции, потому что они вредят не Путину, а нам. Те, кто этого не хочет, соглашаются с упадком экономики и, следовательно, нашей страны. Кому мы помогаем, делая это?»
А ведь впереди Мекленбург — Верхняя Померания, другие точки входа русской нефти и газа, где трудятся тысячи немецких рабочих — они все очень внимательно следили за происходящим в Шведте. И слышали тонкий свист летящего бумеранга.