Найти тему
ВТБ Страна

«Наш Барбизон»: история усадьбы Абрамцево и ее знаменитых обитателей

Василий Поленов. «Пруд в Абрамцеве», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Василий Поленов. «Пруд в Абрамцеве», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Здесь сочинял «Мертвые души» Николай Гоголь, творили Виктор Васнецов, Илья Репин и Валентин Серов, возрождал майолику Михаил Врубель и пел Федор Шаляпин. Вспоминаем историю усадьбы Абрамцево и рассказываем про ее обитателей.

Сергей Аксаков: писательский период

В 1843-м году писатель Сергей Аксаков покупает имение Абрамцево в 60 километрах от Москвы, близ Сергиева Посада. Здесь было все, чего желал заядлый любитель природы: роща, пруд, речка и парк, возможность собирать грибы, охотиться и удить рыбу.

Господский дом в имении Абрамцево © Юрий Сомов, РИА Новости
Господский дом в имении Абрамцево © Юрий Сомов, РИА Новости

В Абрамцеве Сергей Аксаков создал свои лучшие произведения: сказку «Аленький цветочек», автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука», «Заметки об ужении рыбы» и сборник «Записки ружейного охотника».

Иван Крамской. «Портрет Сергея Аксакова», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Иван Крамской. «Портрет Сергея Аксакова», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Гостеприимная усадьба быстро становится центром притяжения для писателей, журналистов, критиков, ученых и театральных деятелей. Николай Гоголь подолгу жил в Абрамцеве, работая над вторым томом «Мертвых душ» и зачитывая отрывки обитателям аксаковского дома. Наезжали Иван Тургенев, Михаил Щепкин, Федор Тютчев, Михаил Загоскин, Степан Шевырев, Александр Шаховской и другие.

Аксаковский период в истории усадьбы заканчивается со смертью хозяина дома в 1859-м году. В 1870-м году Абрамцево покупает промышленник и меценат Савва Мамонтов, и пришедшее было в запустение имение вновь оживает.

Великолепный Савва Мамонтов, предприниматель и меценат

Илья Репин. Портрет мецената Саввы Ивановича Мамонтова, 1880 год, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва © Public domain
Илья Репин. Портрет мецената Саввы Ивановича Мамонтова, 1880 год, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва © Public domain

Савва Мамонтов происходил из купеческой династии и искренне любил искусство в самых разных его проявлениях. Он и сам обладал недюжинными талантами: прекрасно пел, занимался скульптурой, живописью, писал пьесы, ставил любительские спектакли и даже организовал частную оперу. Современники называли его «Саввой Великолепным» и «Русским Медичи».

Увлеченный творец и хлебосольный хозяин, Савва Мамонтов собирает вокруг себя художников, с которыми познакомился за границей, друзей из творческой среды, начинающих и состоявшихся мастеров. Виктор Васнецов писал о Мамонтове: «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других».

«Наш Барбизон»: Абрамцевский художественный кружок

Абрамцево становится местом притяжения талантливых людей, от знаменитых художников и музыкантов до скульпторов и театральных режиссеров. Погостить, отдохнуть и поработать в имение регулярно приезжали Илья Репин, Василий и Елена Поленовы, Михаил Врубель, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Федор Шаляпин, Константин Станиславский и другие. Кузьма Петров-Водкин так охарактеризовал Савву Мамонтова и устройство жизни творческого кружка в его имении: «Он создал первую русскую богему — Абрамцево — наш Барбизон».

Савва Мамонтов, его гости и участники Абрамцевского кружка, 1880-е годы © Public domain
Савва Мамонтов, его гости и участники Абрамцевского кружка, 1880-е годы © Public domain

Сообщество художников, артистов и музыкантов стало известно как Абрамцевский, или Мамонтовский художественный кружок. Членов кружка объединяло стремление к развитию русского национального искусства в разных его проявлениях и в частности интерес к народному творчеству и его традициям. Художники при финансовой поддержке Мамонтова ездили в экспедиции на север, изучали приемы иконописи и памятники древнерусского зодчества.

Изразцы работы Михаила Врубеля на скамье в Абрамцевском парке © Public domain
Изразцы работы Михаила Врубеля на скамье в Абрамцевском парке © Public domain

Во вновь устроенных мастерских усадьбы возрождают старинные ремесла: работают столярно-резчицкая, вышивальная и керамическая мастерская. Последнюю более десяти лет возглавлял Михаил Врубель, вернувший к жизни технику майолики и создавший в Абрамцеве подлинные шедевры. Художник разрабатывал эскизы для печей и каминов московского и абрамцевского домов Мамонтовых, оформлял сказочные оперы Римского-Корсакова и создавал декоративные панно.

«Все рисуют, играют и поют»

В усадьбе и ее окрестностях кипела творческая жизнь. Художник Михаил Нестеров в письмах к сестре писал: «У Мамонтова все рисуют, играют и поют. Семья артистов и друзья артистов…». А Илья Репин добавлял: «Я склонен думать, что Абрамцево — лучшая в мире дача; это просто идеал!»

Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Живописная природа и многочисленные обитатели усадьбы давали художникам богатый материал для творчества. Валентин Серов в столовой дома с дочери Мамонтовых, двенадцатилетней Веры, пишет знаменитую «Девочку с персиками». Персики родом из местных оранжерей, а кленовые листья — из уютного приусадебного парка, что виден в окне.

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В Абрамцеве находит пейзажный фон для своей картины «Видения отрока Варфоломея» Михаил Нестеров. Художник так описывал этот момент: «Однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота».

Илья Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)», 1879 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain
Илья Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)», 1879 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Илья Репин пишет портреты и зарисовки мамонтовского семейства, в ближайших деревнях находит нужные ему крестьянские типы, а в чудесной абрамцевской природе — элементы будущих пейзажей. Здесь художник задумал «Крестный ход в Курской губернии» и зарисовал для будущей картины мальчика-горбуна, здесь же он делает первые эскизы «Запорожцев».

Церковь Спаса Нерукотворного. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» © Юрий Кавер, РИА Новости
Церковь Спаса Нерукотворного. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» © Юрий Кавер, РИА Новости

Виктор Васнецов не только нашел в Абрамцеве героиню для «Аленушки», но и написал множество эскизов и этюдов для картин «Иван-царевич на сером волке», «Богатырей» и «Баяна». Также Васнецов проектирует беседку в виде избушки на курьих ножках и участвует в разработке эскизов и строительстве церкви Спаса Нерукотворного. С этих двух васнецовских проектов начинается история русского модерна.

Виктор Васнецов. Эскиз декораций для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Виктор Васнецов. Эскиз декораций для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Устраиваемые в усадьбе любительские спектакли стали основой для создания первой русской частной оперы Саввы Мамонтова и открыли миру дарование Федора Шаляпина и изумительные, сказочные театральные декорации, выполненные по эскизам художников абрамцевского кружка.

После ареста, разорения и смерти Саввы Мамонтова Абрамцево перешло к его жене, а затем к дочери, которая стала первой хранительницей музея-усадьбы «Абрамцево». Сегодня в поисках вдохновения и красоты в усадьбу, где когда-то творили лучшие русские мастера, вновь приезжают художники, писатели и ценители прекрасного.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

Для справки:

Многие картины, которые художники создавали в Абрамцеве, сейчас можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Банк ВТБ выступает давним партнером музея в рамках общебанковской программы «Культурная страна».