761 подписчик

По примеру богов. Часть 3.

#185

Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее.

Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.

Также интересно рассмотреть поближе предметы искусства, датированные временным промежутком "до новой эры".

*****

Федор Толстой (1783-1873).

Христос. 1848. Мрамор.

Государственный Русский музей.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-2

Здесь интересно рассказать о самом авторе скульптуры.

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783, Санкт-Петербург - 1873, там же) — русский живописец, художник, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник.

Он был родным дядей А. К. Толстому (кроме всего прочего роман Князь Серебрянный (1862),, а так же "Средь шумного бала - это первое, что вспоминается при упоминании этого имени ), а Л.Н. Толстому был двоюродным дядюшкой.

Кроме того, одна из дочерей Федора Толстого - Екатерина (1843—1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве, была замужем за #Юнге Эдуардом Андреевичем (1831—1898), врач-окулист, профессор, о ком я писала в нашей поездке по Крыму:

*****

Ф. Бронников (1827-1992).

- Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869. ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-3

Картина выполнена по заказу П.М. Третьякова. За нее в 1873 году на Венской всемирной выставке художник получил "Медаль за искусство". "Гимн пифагорейцев" был настолько популярен, что неоднократно повторялся художником.

*****

Ф. Бронников.

Освящение Гермы. 1874. Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1877. ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-4

В древнегреческой мифологии Гермес - сын Зевса, покровитель пастбищ и стал, бог дорог, путеводитель странников. Столбы, завершившиеся головой Гермеса, греки ставили на дорогах и межах, видя в них охранителей собственности и указатели пути.

*****

Павел Сведомский (1849-1904).

Медуза. 1882.

Приобретено П.М. Третьяковым у автора.

Государственная Третьяковская галерея.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-5

Образ Медузы, старшей из сестер Горгоны, восходит к древнегреческой мифологии, согласно которой один ее взгляд превращал все живое в камень.

*****

П. Сведомский. 

Поцелуй. 1902-1904.

Частное собрание. Москва.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-6

*****

Александр Сведомский (1848-1911).

Улица в Помпее. 1882.

Приобретено П М Третьяковым у автора.

ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-7

Картина представляет собой реконструкцию древней архитектуры и быта Помпеи, где по узким улочкам с глубокими колеями тяжёлые телеги везли не лошади и мулы, а рабы. По свидетельству Н.А. Прахова (художник, искусствовед), "картина была исполнена коллективно обоими братьями Павлом и Александром (Сведомскими). Помогал им их друг В А. Котарбинский, писавший фигуры с правой стороны.

*****

Михаил Попов (1837-1898). Нубийский негр. 1878.

Бронза, мрамор. ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-8

*****

Степан Бакалович (1857-1947).

Гладиаторы перед выходом на арену. 1881.

Государственный Русский музей.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-9

Степан Бакалович после окончания пенсионерского срока поселился в Риме и писал работы небольшого формата, воссоздавшие античный быт, с глубоким знание археологии.

Работы Бакаловича, исполненные с тонким вкусом и мастерством, пользовались в России хорошим спросом и регулярно демонстрировались на академических выставках. Виртуозная живопись Бакаловича следовала в русле творчества Лоуренса Альма-Тадемы - популярного представителя жанра "античных сцен".

*****

С. Бакалович.

В приемной у Мецената. 1890. ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-10
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-11

(!!!) Для справки: ( #хочу все знать : Меценат - знатный римлянин, из древнего этрусского рода Цильниев, который был покровителем поэтов, художников, искусств при императоре Августе. 

Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа, он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. (!!!)

*****

С. Бакалович.

Гречанка. 1897.

Переславль-Залесский Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-12
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-13

*****

С. Бакалович 

Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения. 1885.

Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1885 г. ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-14

Катулл Гай Валерий (около 87 - около 54 года до н.э.) - римский поэт изображен сидящим на мраморной скамье спиной к зрителю. В правой руке он держит восковую дощечку с нацарапанными на ней с помощью стилоса (знакомое слово? Раньше так называлась остроконечная цилиндрическая костяная или металлическая палочка) поэтическими строками.

*****

Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912).

Розы - наслаждение любви (Приготовление к празднику). 1987.

Приобретено Николаем II с Всемирной выставки в 1900 г.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-15

Государственный музей-заповедник "Павловск".

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-16

*****

Пий Велионский (1849-1931).

Гладиатор на арене. 1880.

Бронза. ГТГ.

Уменьшенный повтор статуи 1880 выполнен в 1882 н.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-17

*****

Вильгельм Котарбинский (1848-1921).

Ибисы. 1900-ые.

Частное собрание. Москва.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-18
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-19

*****

Примечательно, что каждая форма вазы имеет свое название: кратер, ритон, пелика, аск, килик, канфар и т.д. , и используется по своему особому назначению. Это из серии " век живи - век учись".

*****

Ваза-кратер.1790-1840-ые годы. 

Стекло молочно-белое, роспись, позолота. ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-20

Ваза - крате́р (смешивать) — древнегреческий сосуд из металла или керамики, реже — мрамора для смешивания вина с водой. Согласно обычаю, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды. Такая смесь хорошо утоляла жажду в жаркое время суток — пить неразбавленное вино считалось дурным тоном. Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем и двумя волютообразными ручками по бокам. 

*****

Ритон краснофигурный в форме головы козла.

Между 340 и 320 гг. до н.э. Глина, черный лак, белая краска.

ГмИИ им. А С. Пушкина.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-21

Ритон - это широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади, лани) или человека.

*****

Сосуд в форме гидрии. Начало ХХ века.

Гальванокопия. Неаполь. Металл, электролиз 

ГмИИ им. А.С. Пушкина.

Копия с подлинника ( бронза, конец I века до н.э.- начало I века н.э. Национальный археологический музей Неаполя.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-22

Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды.

*****

Пелика краснофигурная с изображением женщины и юноши.

Середина - третья четверть IV века до н.э.

Южная Италия. Глина, черный лак.

ГмИИ им. А С. Пушкина.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-23

Древнегреческий двуручный сосуд для вина или масла плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы на невысокой кольцевидной ножке. Считается разновидностью амфоры, но, в отличие от амфор, имеет расширение тулова не в верхней, а в нижней части, что обеспечивает бóльшую устойчивость наполненного жидкостью сосуда. Пелики чаще других сосудов использовали для росписи, поскольку их форма позволяла размещать на её поверхности сложные многофигурные композиции.

*****

Аск. Начало ХХ века.

Гальванокопия. Неаполь.

Металл, электролиз.

ГмИИ им. А.С. Пушкина.

Копия с подлинника (бронза, конец I века до н.э. - начало I века н.э. Национальный археологический музей Неаполя).

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-24

Аск - аскос, (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп. 

*****

Канфар из Гильдесгейма. Начало ХХ века. Гальванокопия. Берлин. Металл, электролиз. 

ГмИИ им. А.С. Пушкина.

Копия с подлинника (серебро, конец I века до н.э. - начало I века н.э. Государственные музеи Прусского фонда культурного наследия, Берлин), найденного в Гильдесгейме.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-25

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе религиозную нагрузку. 

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-26

*****

Торс Афродиты Сиракузской.

Римская реплика с греческого оригинала III века до н.э. Мрамор. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-27

А дальше уже наши современные творцы. Без слов с моей стороны.

*****

Олег Маслов (1965 г.р.)

Посвящение Alma Tadema. 1997.

Фотограф Райнер Бёме.

Дар авторов 2021.

Собрание авторов и Государственной Третьяковской галереи.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-28
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-29
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-30
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-31

*****

Валерий Кошляков (1962 г.р.).

Рим. Капитолий. 1992.

Гофрокартон, темпера, гуашь.

Дар автора. 2012.

ГТГ.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-32
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-33
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-34

*****

Тимур Новиков (1958-2002).

Апполон, попирающий красный квадрат. 1991.

Ткань, смешанная техника.

Собрание семьи художника.

#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-35
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-36
#185   Продолжение о выставке Генриха Семирадского в Третьяковской галерее. Немного творчества сподвижников Генриха Семирадского - художников  Бакаловича, Бронникова, братьев Сведомскомих и других.-37

*****

Вот такая красивая и интересная выставка идёт в новом здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.

#наша культурная программа #выставка

Завтра, 03.07.22 - последний день, спешите посетить.

Буду признательна за Ваши эмоции.