Найти тему

Основные стили живописи: разберёмся вместе.

Друзья, приветствую всех на своём канале! Рада, что могу быть Вам полезной. Сегодня расскажу о стилях живописи, который должен знать каждый. Это совсем не сложно и очень увлекательно.

За окном 21 век и различных форм самовыражения в творчестве - не счётное количество. Но, поскольку мы говорим именно о живописи, эту тему и продолжим. Несколько столетий назад художники постарались и своим трудом добились признания множества стилей живописи. У кого-то это вышло совершенно случайно, у кого-то намеренно, а кто-то из творцов менял стили и обретал новые смыслы, благодаря событиям на мировой арене.

Начнем знакомство с «Импрессионизма».

К слову, один из любимых многими стилей. Возник в конце 60х - начале 70х годов XIX века. Название появилось после французской выставки, где была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Помните, да, это чудесное творение? Картина была написана за считанные минуты, пока солнце еще не успело уйти в закат. И задача художника была передать истинные небесные цвета и природные переливы, а также показать очертания мачт, которые так романтично плыли вдалеке.

Главная отличительная черта импрессионизма - не детальная прорисовка объекта, а создание общего впечатления. Сюжетная линия данного направления, как правило, это пейзажи и привычные сцены из жизни.

Картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм». Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара.
Картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм». Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара.

«Абстракционизм».

Само название говорит за стиль живописи - абстрактно. Никаких четких образов, скорее косвенные, отвлеченные линии. Последователи данного направления изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этот стиль присущ живописцам с нестандартным видением и мышлением. Яркие примеры этого стиля - картины «Черный квадрат» Каземира Малевича, «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана.

Картина голландского художника Пита Мондриана, одного из основоположников абстрактной живописи, написанная в 1930 году. «Композиция с красным, синим и жёлтым» является произведением, созданным в рамках голландского движения «Де Стейл».
Картина голландского художника Пита Мондриана, одного из основоположников абстрактной живописи, написанная в 1930 году. «Композиция с красным, синим и жёлтым» является произведением, созданным в рамках голландского движения «Де Стейл».

«Абстрактный стиль».

Стиль, активно избегающий реализма. Иными словами - беспредметное искусство. Работы данного направления часто встречались в XX веке. Вместо изображения реальности художники использовали формальные элементы – линии, пятна, отвлечённые конфигурации. Наиболее известные работы данного стиля - «Серия абстрактных картин» (1986г.) Герхарда Рихтера, «Оранжевый, красный, желтый» (1961 г.) Марка Ротко (картина, на которой изображены три блока цветов, плавно перетекающих друг в друга).

Картина американского художника Марка Ротко, ведущего представителя абстрактного экспрессионизма, написанная в 1961 году и относящаяся к живописи цветового поля. 8 мая 2012 года она была продана на аукционе Кристис за $ 86 882 500, рекордную номинальную цену для произведения послевоенного современного искусства на публичных торгах. Картина была выставлена в числе других из частной коллекции семьи Пинкусов, влиятельных патронов искусства, после смерти Дэвида Пинкуса в конце 2011 года.
Картина американского художника Марка Ротко, ведущего представителя абстрактного экспрессионизма, написанная в 1961 году и относящаяся к живописи цветового поля. 8 мая 2012 года она была продана на аукционе Кристис за $ 86 882 500, рекордную номинальную цену для произведения послевоенного современного искусства на публичных торгах. Картина была выставлена в числе других из частной коллекции семьи Пинкусов, влиятельных патронов искусства, после смерти Дэвида Пинкуса в конце 2011 года.

«Реализм».

Стиль, которые многие называют - истинным искусством. Объект картины выглядит как реальный предмет в жизни, отчетливо прорисованы все детали, аккуратно подобраны тона, оттенки и цвета предмета. Такие картины наполнены смыслом, глубиной и субъективностью. Данный стиль живописи был доминирующим в эпоху Ренессанса. Известные примеры реализма - «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Рожь» Ивана Шишкина, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.

Картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870-1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870-1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Живописный стиль».

Это направление пришло к нам из Англии в конце 18 - начале XIX века, стиль был предшественником готического Возрождения. Художники стали чаще сосредоточиваться на самой живописи, характере работы кистью, цветах и пигментах. Однако, авторы не пытались скрыть свою техническую работу, мазки были размашистыми и можно было определить какими кистями и инструментами работал художник. Яркий пример картин такого направления – работы Анри Матисса.

Картина французского художника Анри Матисса, написанная в 1895 году. Выставлена в музее Матисса в Ле-Като-Камбрези, куда была отдана в аренду Центром Помпиду в 2002 году. На картине изображена, со спины, женщина читающая сидя на стуле. Одна из первых картин Матисса.
Картина французского художника Анри Матисса, написанная в 1895 году. Выставлена в музее Матисса в Ле-Като-Камбрези, куда была отдана в аренду Центром Помпиду в 2002 году. На картине изображена, со спины, женщина читающая сидя на стуле. Одна из первых картин Матисса.

«Фотореализм».

Стиль, который пришел к нам совсем недавно, примерно в 60-70х годах прошлого столетия. Это направление, как ответ на экспрессионизм и минимализм. Само название говорит за себя - вид искусства, в котором автор картины создает максимально реалистичные предметы на основе фотографии. Да, такие картины можно не отличить от фотографии. Один из моих любимых видов искусства. Такому направлению присуща скрупулёзная работа над мельчайшими деталями. К слову, одни художники рисуют такие картины от руки, другие же копируют фотоснимки, проецируя их на бумагу. Известные работы данного направления – «Водное такси» (1999 г.) автора Ричарда Эстеса, «Закусочная Джона» (2007 г.) Джона Бэдера и другие.

Ричард Эстес. Картина «Водное такси», 1999 год. Ричард Эстес - главный представитель гиперреализма. В основном он работает с фотографическими клише, которые берет сам.  Он модифицирует изображение, рисуя, например, не воспроизводя размытости, вызванные фотоаппаратами тех лет. Он убирает с этих картин все человеческие следы, не воспроизводит отходы или снег на своих картинах городских пейзажей. Его картины становятся холоднее. Эстес хотел, чтобы эти работы выглядели еще более реалистично, чем то, что мы видим на фотографиях или даже невооруженным глазом.
Ричард Эстес. Картина «Водное такси», 1999 год. Ричард Эстес - главный представитель гиперреализма. В основном он работает с фотографическими клише, которые берет сам. Он модифицирует изображение, рисуя, например, не воспроизводя размытости, вызванные фотоаппаратами тех лет. Он убирает с этих картин все человеческие следы, не воспроизводит отходы или снег на своих картинах городских пейзажей. Его картины становятся холоднее. Эстес хотел, чтобы эти работы выглядели еще более реалистично, чем то, что мы видим на фотографиях или даже невооруженным глазом.

«Экспрессионизм и фовизм».

Стили, схожие между собой. Появились в живописи в начале XX века. Основные особенности этих направлений - нереалистичные цвета и необычные авторские задумки. Обыденные, на первый взгляд, вещи, предметы и очертания людей становятся непривычными для нас, и обретают смысл, заложенный самим автором. Да, повторюсь, эти стили схожи между собой, но также имеют различия.

Принято считать, что фовизм является логическим продолжением импрессионизма. Полота художников полны яркими красками и минималистическими чертами предметов. Наиболее заметной фигурой этого сообщества был Анри Матисс. Его, кстати, и принято считать основоположником фовизма: первой написанной в новом стиле картиной, которую оценили зрители, стала «Женщина в зеленой шляпе».

Анри Матисс, «Женщина в зеленой шляпе», 1905 год.
Анри Матисс, «Женщина в зеленой шляпе», 1905 год.

Что касается экспрессионистов, в своих работах они передавали ужас повседневности, изображая свои объекты и предметы гиперболизировано. Вспомните «ужасную» картину «Крик». В том смысле, что от просмотра картины становится не по себе, согласитесь? Кстати, в XIX веке, публика называла картины Мунка мрачными и жестокими...

Такой он – экспрессионизм.

«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 году. Мунк создал литографию на тот же сюжет. 
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности.
«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 году. Мунк создал литографию на тот же сюжет. «Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности.

На этом краткий экскурс в стили живописи окончен. Надеюсь, было интересно! Расскажите в комментариях, какой стиль нравится Вам и почему? Буду рада лайкам и комментариям. Ваша активность мотивирует меня писать чаще. Спасибо за внимание! Ваша Лариса Гончарова.

#живопись #импрессионизм #абстракционизм #абстрактнаяживопись #реализм #живописныйстиль #фотореализм #экспрессионизм #фовизм