К 350-летию со дня рождения императора Петра I (Великого) в военно-морском музее выставили значимый для нашей страны артефакт - триколор, под которым царь вышел в своё первое морское путешествие. А спустя 12 лет, 20 января 1705 года, он издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны были поднимать бело-сине-красный флаг.
Более подробная история создания российского триколора
Флаг царя Московского - первый корабельный штандарт, прообраз современных государственных символов России.
1667 год связывают с началом отечественного кораблестроения, поскольку в этом году по указу царя Алексея Михайловича в дворцовом селе Дединове на реке Оке была устроена верфь, на которой с участием иностранных специалистов начали строить "воинский корабль".
К концу XV века Московское княжество прибрело окончательную независимость, поэтому встал вопрос о выборе государственных символов.
Наиболее почитаемым в то время было изображение двуглавого орла, известного как эмблема византийских императоров Палеологов. Московский князь Иван III женился на Софии Палеолог и принял царский титул и византийский герб - двуглавого орла, провозгласив Москву наследницей Византии (восточной части распавшейся Священной Римской Империи).
О том, какие цвета выбрал царь Алексей Михайлович для флагов, говорит исторический документ, из которого следует, что в 1668 году использовались ткани белой, синей и красной расцветки. При этом не было сделано указаний о количестве отдельных цветов, а это значит, что их заказывали поровну.
Равное количество материала говорит о том, что полотнища были либо однотонными, либо состоящими из равных по ширине полос. Месторасположение орла, без дополнительных указаний, могло быть только в центре.
В 1669 году был издан царский указ: "Кораблю, который в селе дединове сделан, вновь прозвание дать Орлом и поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменах и на яловчиках нашивать орлы же"
В 1693 году этот флаг был поднят Петром I на яхте "Святой Пётр". Под ним молодой царь вышел из Архангельска в своё первое морское плавание в Белом море.
В августе 1693 года флаг был подарен Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.
В 1910 году доставлен из собора Архангельска в музей капитан-лейтенантом П.И. Белавенцем.
Штандарт реставрировали 4 раза - в 1910, 1940-41, 1956 и 1972 годах.
Флаг является национальной реликвией и старейшим из сохранившихся российских триколоров.
Не только флагом отметили День Рождения императора. К этому дню сотрудники военно-морского музея подготовили выставку, которая будет работать до ноября 2022 года.
Посмотрим, что интересного представлено на ней!
1. Медаль "В память рождения Петра I. 30 мая 1672 года" (середина XIX века). Автор рисунка - академик Якоб фон Штелин, который с 1757 года следил за созданием медалей и развитием медальерного искусства в России. Первая медаль была изготовлена в 1759 году нюрнбергским медальером Петером Паулем Вернером. В конце XVIII века копию с медали изготовил Самойла Юдич Юдин, а в середине XIX века -резчик-копиист Пётр Алексеевич Мещеряков.
2. Артиллерийские принадлежности к салютным пушкам ботика Петра I.
3. Модель ботика Петра Великого (1819 год).
4. Малая салютная пушка с ботика Петра I.
Четыре подобных орудия установлены на ботике Петра. (18 век)
Чтобы вы понимали её размеры. Он стоит в витрине слева внизу.
5. Модель корпуса голландского буера (Нидерланды, 1697 год)
Во время пребывания в г. Саардаме (Нидерланды) в августе 1697 года Пётр I приобрёл буер и собственноручно выполнил его оснастку. Тогда же неизвестным голландским мастером была изготовлена модель этого судна, впоследствии привезённая в Россию Петром I.
6. Модель 18-пушечной шнявы "Наталья" (Россия, 1711 год).
Сделана Петром I лично!
7. Фрагмент ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, принадлежавшего Петру I.
8. Лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного, принадлежавшая Петру I.
9. Топор Петра I.
Находился за заспинной доской его лодки-верейки (хранится в музее "Домик Петра I"), которая служила царю для переправы через Неву.
10. Бронзовый барельеф "Ваше дерзновение Великим Петром в Кронштадте усмирися" (первая четверть 18-го века).
Один из барельефов, изготовленных Петром I в токарной мастерской под руководством А.К. Нартова. Барельеф посвящён отражению высадки шведского десанта на остров Котлин в 1705 году.
Об этом сражении хорошо рассказывается на экспозиции форта Риф.
11. Проектная модель здания маячной башни при Петровском доке в Кронштадте (1721 1722 года)
Петёр I намеревался возвести над Кронштадтом высокую каменную башню (маяк), чтобы корабли могли проходить через арку, а на шпиле ночью горел бы фонарь. Маяк должен был превзойти рукотворные чудеса древних - колосса Родосского и Александрийский маяк.
О Петровском доке я писал тут.
12. Портрет Петра I, находящийся в зале Адмиралтейского совета.
Выглядело это так. Перед картиной ещё стояло кресло.
13. Одно из кресел Петра, кстати, находится в общей экспозиции. Тоже являлось адмиралтейским. Правда, что-то они непохожи. Но может это оно и есть? Хотя спинки разные.
По преданию, этим креслом Пётр I пользовался во время заседаний Адмиралтейств-коллегий. Изготовлено из дерева, металла и ткани, применялась токарная работа.
14. Ещё один морской штандарт Петра I.
Этот флаг поднимался в 1716 году на грот-мачте флагманского корабля "Ингерманланд" в период командования Петром I объединённым флотом России, Великобритании, Голландии и Дании.
Является старейшим из дошедших до нашего времени судовых штандартов Российского флота с изображением чёрного двуглавого орла на жёлтом фоне. Подобные композиции и цветовое сочетание сохранялись на судовых штандартах России до 1917 года.
Данный образец утверждён Петром I в 1703 году., с выходом России в Балтийское море.
15. Корабельные украшения петровской эпохи
16. Пётр I (1720-е годы)
На прижизненном портрете царь изображён в мундире лейб-гвардии Преображенского полка. Фоном является условное изображение исторического события: в августе 1716 года у берегов Дании Пётр I командовал объединённым русско-англо-голландско-датским флотом. В верхней части полотна - вид города Копенгаген.
Рама для портрета изготовлена неизвестным русским зодчим в середине 18 века по заказу дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Реставрирована в 2019 году с восстановлением утраченных после 1917 года декоративных элементов.
17. Магнитный компас Петра I из каюты на корабле "Ингерманланд"
18. Картушка от компаса.
19. Отпечатка с руки Петра I (1960-e - 1970-e)
Снимок с оттиска руки Петра Великого, сделанного им на песке в основанном им же чугунно-литейном заводе в 1707 году в г. Липецке. Подлинник хранится в здании Липецких минеральных вод. Исполнен на заводе братьев Еиловановых в Липецке.
20. Медаль "На смерть императора Петра I" (конец 18-го века)
Медаль, посвящённая смерти императора, является характерным памятником барокко, подводящая итог целого отрезка истории.
21. Фрагменты вещей, принадлежавших Петру I (с гравированными серебряными табличками). Конец 17 начало - 18 веков.
- Фрагмент обивки стула;
- Фрагмент ткани халата;
- Фрагмент ткани занавесей над постелью Петра I и Елизаветы;
- Фрагмент обивки из гостиной Петра I
22. Петр I и водяной (1903 год)
Символизирует победу Петра над морем.
23. Гипсовая маска Петра I (1719 год).
В связи с апробацией модели конного памятника Петру Растрелли должен был приступить к лепке фигуры царя для монумента. Именно тогда и возникла идея снять маску с лица Петра для абсолютного портретного сходства, точно так же, как это делали итальянские ваятели в эпоху Возрождения.
Вовремя работы над маской Петр дышал через трубочки, вставленные в нос.
28 января 1725 года Растрелли вторично снимает маску с его лица, на этот раз посмертную. Одновременно делает слепки с рук. При этом присутствовали Екатерина I и сподвижники Петра.
24. Голова Петра I памятника "Медный всадник" (конец 18-го века, М.-А. Колло)
С иного ракурса.
25. Модель памятника Петру I (конец 18-го века, Э.-М Фальконе)
Конечно, экспонатов на выставке очень много и я запечатлел только самые значимые с моей точки зрений.
В завершении немного общих видов осмотренных залов.
Чтобы посетить выставку вам надо будет купить билет и на выставку, и в музей (даже если вы его не хотите посетить и уже были там - такие непродуманные правила в военно-морском музее, к сожалению). То есть 200 рублей (выставка) плюс 400 рублей (общая экспозиция). Итого: 600 рублей (если полный без льгот).
В общей экспозиции можно увидеть ботик Петра I.
А также колет Петра I (начало 18-го века)
И кресло Петра I, о котором я рассказывал выше.
Адрес: пл. Труда, д. 5
Координаты: 59.929705, 30.293627
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите о том, про что хотели бы почитать ещё! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!