Если вы не коллекционер, то, конечно, скажете - какая разница, есть суперобложка на книге или нет. Это всего лишь лист, который защищает основной переплет. Суть книги без суперобложки не меняется. Однако коллекционеры ищут экземпляры именно в суперобложке.
Почему же так сложилось. Изначально, во второй половине 19 века , суперобложка была просто бумагой, которая служила как защита для переплета. Придя домой, читатель должен был распаковать книгу и избавится от суперобложки. Это был маркетинговый ход, так сказать, приятный бонус покупателю. На этом листе, как правило, писалось название. Она не была привлекательна. Так как тканевые переплеты к началу 20-го века стали вытеснять кожаные, ткань более маркий материал, а переплеты были роскошными. Их старались защитить суперобложкой. И таких обложек из 19 века до нас дошло очень мало. И сегодня суперобложка конца 19-го века может стоить больше чем само издание.
А мы прочно связываем суперобложку с 20-м веком. Издатели быстро поняли, что можно не затрачиваться на шикарные тисненые тканевые переплеты, а более скромный, дешевый тканевый переплет одевать в яркую суперобложку. Стали нанимать художников и суперобложка перешла из разряда защитной бумаги, которую надо выкинуть, к неотъемлемой части переплета. И зачастую своим оформление превосходила переплет. И в 20 веке суперобложки стали слишком привлекательны внешне, чтобы выбрасывать их.
Среди коллекционеров популярны книги издательства «Academia».1922-1937г.
Эти книги выходили в суперобложках, и коллекционеры, конечно, предпочитают экземпляры в супере. Зачастую книги этого издательства ценятся только в суперобложках. Есть, конечно, отдельные библиофильские редчайшие экземпляры, которые ценны в любом состоянии.
Детские книги, которые выходили в супере , также бережно хранят и приносят на реставрацию. Одну из коллекционных детских книг советского времени можно увидеть на видео ниже.
Коллекционеры всегда стараются приобрести экземпляр , который в родном переплете. И, если он выходил в суперобложке, то, конечно, для собирателя книг это очень важно.
Есть и очень дорогие шедевральные по исполнению суперобложки.
Обязательно нужно упомянуть самую дорогую книгу России «Византийские эмали». Издатель в предисловии говорит, что «ни один экземпляр книги не будет находиться в продаже!». Ее переиздание – невозможно, т. к. клише рисунков были уничтожены!
Оформитель книги – известный русский архитектор Иван Павлович Ропет (1845–1908). Он создал изумительные по красоте рисунки для заглавных листов, переплета, закладки и суперобложки
Эту книгу называют среди библиофилов «книгой в княжеском уборе» Парчовая суперобложка- неотъемлемое дополнение к шикарному изданию.
И, если в вашей библиотеки есть книги в суперах, бережно храните их. Суперобложка это неотъемлемая часть книги. И именно хорошо сохранившиеся экземпляры ценятся среди коллекционеров
Правда, сегодня есть очень печальный факт. С доступностью на сегодняшний день любой печати вырос риск купить экземпляр в поддельном супере. Будьте внимательны . Приходилось даже читать такие высказывания: « суперобложка отсутствовала ,мы её восстановили». Это совершенно неприемлемо для реставрационного подхода .Это не восстановили ,а сделали копию … А если подстарить ? Будем надеяться на лучшее.
☞ Подписывайтесь на наш канал . Делитесь информацией, с активной ссылкой на контент, в социальных сетях!