Найти в Дзене
Согласен с вами

Грузия сегодня. Православная церковь против Евросоюза

Источник: kuku.travel
Источник: kuku.travel

Грузинской православной церкви, которая имеет очень сильное влияние на общество, на днях нанесли существенный удар. Районный суд Болниси признал, что муниципалитет Марнеули (на юг от Тбилиси) неправомерно осуществлял финансирование местной епархии. В суде были обозначены фантастические цифры: только в 2022 году Худжабской и Марнеульской епархии было выделено более 130.000 долларов! Но и это не самая шокирующая подробность почти библейской истории. Дело в том, что большинство жителей Марнеули - мусульмане. Иными словами, мусульманской общине из муниципального бюджета не досталось ничего, в то время, как ГПЦ получила сотни тысяч лари. И правозащитникам удалось выиграть дело против церкви в суде, несмотря на провокации со стороны священнослужителей. Суд встал на сторону истцов и признал действия муниципальных властей дискриминацией по религиозному признаку. Впрочем, никаких штрафов назначено не было. Единственным достижением правозащитников станет, возможно, лишь более прозрачная процедура распределения бюджетных средств между религиозными общинами. Либо же наоборот, муниципалитет откажется в принципе публиковать информацию о финансировании ГПЦ, выводя деньги из казны с помощью теневых методов. В любом случае произошедшее является большим коррупционным скандалом, который не пройдет мимо ушей чиновников ЕС.

Еврокомиссия ранее обязала Грузию привести законодательство страны в соответствии с антикоррупционными стандартами Европы. Если вопрос, кого считать олигархом, еще можно оспорить, то инструменты борьбы с коррупцией вполне четко прописаны. Для Церкви это означает, что все поступления в бюджет ГПЦ отныне должны быть прозрачными и объективными. Если в регионе есть несколько религиозных общин, то бюджетные средства должны распределяться соразмерно, а не так, как это сложилось с 90-х годов. Церковь Грузии долгие годы пользовалась не только снисхождением со стороны правительства, но и отсутствием внимания со стороны правоохранительных органов. ГПЦ стала райским островом для бюджетных преступлений, когда миллионы лари оседали и оседают до сих пор, как пожертвования, в карманах нужных людей, платящих епархии долю по договоренности. Стоит сказать, что любая Церковь, находящаяся на особом положении в государстве, так или иначе является источником коррупции. В том числе и в России. Однако, Россия не стремится в Евросоюз так, как Грузия. И для Грузии чрезвычайно важно показать борьбу с коррупцией. Но это означает также и борьбу с традициями, сложившимися в ГПЦ. Готова ли Грузия встать на горло Церкви ради того, чтобы оказаться в Европе? Вероятнее всего, нет. Потому что это будет считать политическим самоубийством. Даже самые радикальные оппозиционеры не пойдут на конфликт с ГПЦ ни за какие суммы от американских спонсоров.

Как уже было сказано, влияние Церкви на прихожан, которые по совместительству являются избирателями, слишком высоко. И если правительство вдруг решится на конфликт со служителями религиозных обрядов, то вскоре окажется под давлением ГПЦ, которая не постесняется самых неожиданных провокаций, чтобы сохранить текущее прибыльное положение дел. А значит вполне может и обрушить рейтинги политиков. Однако против ГПЦ могут выступить единым фронтом мусульмане, как это и произошло в суде. И тогда Церкви придется подчиниться, поскольку межконфессиональный конфликт - слишком серьезный кризис, чтобы провоцировать его. Более того, если ГПЦ не удастся договориться с мусульманами, это может грозить не только одним проигранным делом в суде, но и в целом установлением правил на законодательном уровне. А это уже затронет все епархии по всей стране. Поэтому ГПЦ очень важно в настоящий момент сделать все, чтобы о конфликте забыли как можно скорее. А все действия происходили на межличностном уровне, а не в институтах власти. Иными словами, в интересах Церкви всегда договариваться на местах с глазу на глаз, чем действовать официально, закрепляя достигнутые договоренности на бумаге. И не стоит забывать, что за ГПЦ стоят довольно влиятельные коррупционеры, отмывающие средства с ее помощью. И любые скандалы могут в скором времени привлечь лишнее внимание к их связям с конкретными епархиями, и выставить на свет вполне криминальные эпизоды, грозящие тюрьмой.

Но и это еще не все, что поставит ГПЦ под удар в ближайшее время. Как же было сказано в одной из предыдущих статей, худшим врагом Грузии на пути к ЕС стало ЛГБТ+ комьюнити страны. Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, что Церковь в Грузии в ближайшие десятилетия не признает права геев и лесбиянок. А также будет всеми силами препятствовать их действиям в стране. И это вновь прямо противоречит рекомендациям Еврокомиссии, которые используют радужное комьюнити, чтобы критиковать страны с сильными традиционными настроениями. Правительство страны стоит перед выбором без выигрышного варианта. Либо признать права геев, получить одобрение ЕС, а также статус кандидата в будущем, но при этом пойти на конфликт с ГПЦ и потерять голоса большого количества избирателей-прихожан. Либо же не предоставлять никаких прав геям, вступить в конфронтацию с Еврокомиссией по этому вопросу, отсрочить предоставление статуса кандидата для станы в ЕС, но остаться в хороших отношениях с ГПЦ и получить дополнительную поддержку на ближайших выборах консервативной части избирателей. Это довольно удивительно, что многие политики отзываются о негативном влиянии России на продвижении Грузии к ЕС, но при этом забывают, что посреди этого пути камнем преткновения находится Грузинская православная церковь. ГПЦ - главный евроскептик и радикальный консерватор страны. Не менее удивительно, что в столь непростое время Церковь находится в стороне от политического и предстоящего социального кризиса, затрагивающего и ее интересы.

С каждым днем евроинтеграция для Грузии становится все более болезненной процедурой. Слишком много неудобств необходимо доставить народу страны, чтобы получить статус, не дающий абсолютно ничего, кроме политических очков. Рано или поздно это заставит людей задуматься о двух вещах. Первая: а действительно ли хочет Евросоюз, чтобы Грузия была его частью? Более того, что было сделано Евросоюзом, что можно считать шагом навстречу. Когда-нибудь у большинства откроются глаза, что больше всего палок в колеса Грузии вставляют не местные чиновники, а европейские. Абсурдность ситуации в том, то ЕС на словах говорит о полной поддержке страны на пути в Европу, но на деле препятствует этому всеми доступными способами. Вторая же вещь, которая должна заставить задуматься грузин: а действительно ли они сами хотят быть частью безумной политической машины, несущейся на скорости в пропасть? Возможно, стоит задуматься, является ли стремление в ЕС объективным желанием, или пропагандой, годами внушаемой населению. Готовы ли грузины отказаться от своих традиций ради одобрения европейских бюрократов? Очевидно, что ГПЦ совершенно к этому не готова, например. И будущий евроскептицизм, что придет после разочарования от бессмысленных обещаний Брюсселя, станет мощным оружием ГПЦ, чтобы укрепить свои позиции и повернуть внешнюю политику страны в противоположную сторону. Даже если придется вступить в конфликт с правительством. И эта любопытная мысль, о которой не догадалась оппозиция: кто заручится поддержкой ГПЦ сегодня - тот и займет кабинеты правительства Грузии завтра.

Сулико Горишвили