Найти тему
Kinoryba

B.B.King – Live In Cook Country Jail (1971)

Два моих любимых блюзмена выпустили по гениальному альбому, как мне кажется, со своими лучшими записями – и оба в тюрьмах. Би Би Кинг и Джон Ли Хукер – о его альбоме я напишу отдельно. Но – Live In Cook CountryJail – мощнейшая запись Кинга. Конечно, это тот е случай, когда из массы записей Кинга выделить лучшую – пустая трата времени и шероховатости можно при желании раскопать и здесь, но с тем, что эта пластинка выделяется из общего ряда никто спорить не станет. Кинг дал бесплатный концерт для двух с лишним тысяч заключенных, которые сидели на земле и им было запрещено танцевать (что-то мне это напоминает). Ударные, два саксофона, труба, бас, фортепиано и гитара Кинга – семь музыкантов на маленькой сцене в тюремном дворе дали фантастический концерт, начав с бешеного темпа версии Every Day A Have The Blues. Каково было слушателям-зрителям под такую музыку сидеть на земле – трудно представить. Впрочем, конечно, они испытывали и не такое, но – здесь безумный свинг раскачивает даже с дорожек пластинки, а что же было тогда – живьем? Без паузы переход в Haw Blue Can You Get – медленный блюз, начинающийся в печального размышления гитары Кинга и притихшей группы, но – фортепиано начинает бушевать на заднем плане, включается весь бэнд и снова – невероятный свинг, движение, гитара становится сильной, уверенной, агрессивной и Кинг начинает петь – громче, чем когда бы то ни было. Песня прямо по сказке Пушкина о рыбаке и рыбке и публика очухивается, с нее сползает плита тюремного давления и на фразе «Я подарил тебе Форд, но ты хочешь Кадиллак» уже – пробуждение, смех, крики – публика включилась в концерт. А Кинг кричит, как обычно – импровизирует голосом на мелодии играет яростно, в полную силу, не отрабатывая номер и не купаясь в блюзе, как в бассейне, а посылая музыку вперед, туда – к двум тысячам черны братьев, сидящих на траве в тюремной одежде. Десятиминутная Worry, Worry – плавно набирающий темп блюз, из печальной гитарной баллады снова развивающийся в ослепительное соло и пение Кинга – хриплый крик и чувственность, простота, доступность и виртуозность. Кинг плачет, смеется, целует микрофон, болтает с публикой и та отвечает – смехом, ритмичными криками, аплодисментами, тюремный быт отступил окончательно, музыка принесла шестьдесят минут нормальной жизни. Диалог с публикой становится ритмичным, это уже почти рэп – с участием голосов заключенных – вопрос-ответ. Голос Кинга окончательно входит в ритм, все его «разговорные» фразы ложатся на музыку, которую продолжает играть группа, вся его «проза» лежит точно по долям, с синкопами, с драйвом – диалог окончательно превращается в музыку. Это рэп, но самый лучший рэп из всех, что я слышал. Medley: 3 O’Clock Blues/Darlin’ You Know I Love You - Кинг начинает с песни, которая стала его первым успешным, прорвавшим чарты синглом 1951 года, возвращается к истокам, к началу. Ностальгия и в тысячный раз переигрывание старой песни – но мощно и с любовью – эта любовь переливается через край и в продолжении – Darlin’… Кинг поет уже по-другому, без крика, это лирика, страсть – хотя и с юмором, с поцелуями микрофона, но – понятно, что все честно и чувства настоящие. А соло заканчивается неожиданно тревожной фразой. SweetSixteen -здесь гитара куда важнее, чем голос и звучит она еще сильнее, чем в начале концерта, пробивая стены и разрывая цепи. Бэнд не отстает, ритм-секция раскачивает и сцену и поляну, духовые просто жарят – другого слова и не подобрать. Одна из визитных карточек Кинга - The Thrill Is Gone – опять-таки, трудно сказать, было ли это исполнение лучшим из бесчисленных концертов Кинга, но оно великолепно. Духовые и Кинг грустят, а ритм-секция несется вперед, толкает артиста и он начинает играть – гитара теперь бежит вместе с ритм-секцией и духовые тоже нагоняют – и все – полный вперед всем бэндом. И команда удаляется – тише, тише, тише, но – все вернулись. Теперь командует гитара – жестко высекая аккорды. Все на местах и все здесь. Печальная песня в финале неожиданно сверкает тяжелым роком, призывом к действию – только в аккордовой игре Кинга, без слов. Но отчетливо. Так зло Кинг никогда и нигде не играл. Please Accept My Love – финал концерта. Все пройдет, парни. А сверкающая, радостная музыка всегда будет с вами.

Если есть на земле люди, которые никогда не слышали музыки Би Би Кинга, то начинать знакомство с этим фантастическим музыкантом нужно с этой пластинки.