Надо отдать должное, у «Гоголь-центра» был славный пиар, раскрутили театр любому другому театру на зависть. Модное молодежное место, точнее, пространство. Не нужно разбираться в литературе, театре, достаточно посредственной актерской игры и сверх меры эпатажа – вот ты уже часть громадной современной культуры, частичка Кирилла Серебренникова, первого таланта страны, режиссера, обласканного в мире, участника Каннского кинофестиваля.
А ведь мало кто знает, что в Санкт-Петербурге, не Москве, у нас в городе работает более ста театров. Федеральных, городских и районных. Государственных и частных. На территории города три театра Ленинградской области, все по репертуару не хуже «Гоголь-центра», однако отношение к ним мягко говоря снисходительное, дескать, областные, подумаешь, вот Серебренников – величина!
Почти любой петербургских театр при желании можно вытащить из болота, отсутствует политическая воля - губернатору плевать на театры. Комитет по культуре – группа культурных импотентов, не отличающих Андрея Миронова от Евгения Миронова, для которых Андрей Могучий – гений, а БДТ – это там, где Олег Басилашвили, других актеров, не говоря о режиссерах и драматургах, не помнят даже в лицо.
На Невском проспекте второе десятилетие затухает Театр Акимова, театр уникальной судьбы, воссозданный, вернее, заново созданный художником – представьте себе, сейчас бы назначили художественным руководителем театра дизайнера афиш, окончившего вчера курс сценографии. В молодом СССР не боялись, театр тогда ценили, ленинградцы специально просили отгул, чтобы подарить весь день сцене, потому что событие – не кино с попкорном в пятом ряду.
Театр Акимова задыхается под гнетом старых руководителей, начиная от художественного руководителя и заканчивая ответственными за реквизит. Им ничего не надо, они хорошо себя чувствует на годами продавленных диванах. Художественные руководители, как любой человек и подлинные гении в их числе, выдыхаются, дряхлеют и теряют ориентацию в пространстве, директора начинают злоупотреблять – смена необходима кровь из носу.
На кого менять? На руководящие посты чиновники двигают приятелей, собутыльников и самых услужливых, мечтающих о своем театре. Театр – как город, маленькая страна, государство, в котором художественный руководитель царь и бог, порой с насиженного места уносят лишь вперед ногами, единицы готовы отдать власть без боя.
Но художник не должен долго засиживаться на одном месте, художник должен уверенно идти дальше, вперед. Если «Гоголь-центр» могли закрыть, значит не было «Гоголь-центра». Существовала милая взгляду декорация, скрывающая пустоту.