Пожалуй, ни одна новинка АвтоВАЗа не была встречена столь недружелюбно, как Kalina. Автомобиль, разработанный в 90-х, попал на конвейер с опозданием и в крайне неблагоприятный момент - когда на рынке обострилась конкуренция между недорогими седанами малого класса.
Против Kalina выступала целая команда иномарок российской сборки: Renault Logan от "Автофрамос", Kia Spectra производства "Ижмаш", Hyundai Accent, выпускавшийся таганрогским автозаводом.
Негативные статьи в автомобильной прессе и нежелание руководства АвтоВАЗа снять устаревшие модели с производства не добавляли машине популярности. Но всё-таки Kalina нашла свою рыночную нишу и обзавелась разнообразными модификациями.
Лада Калина TMS GTI (1118)
В летний период 2006 года компания "Торгмаш" из Тольятти представила впечатляющий образец спортивной модификации седана Kalina. Прототип, окрашенный в насыщенный оранжевый цвет, получил название Лада Калина TMS GT.
Его внешний облик выделялся спортивными формами переднего и заднего бамперов, которые аккуратно соединялись с боковыми частями кузова через расширители колёсных арок и интегрированные с ними накладки на пороги. Образ дополняли воздухозаборник, расположенный на капоте, и спойлер на крышке багажника. Спортивный характер подчёркивали крупные колёса с размерностью шин 205/50 R16. Интерьер был оборудован спортивными креслами-ковшами.
Наиболее значительные изменения коснулись технической части автомобиля. Компоненты подвески прошли комплексную модернизацию - все колёса получили дисковые тормозные механизмы, была установлена укороченная спортивная рулевая рейка, что повысило отзывчивость рулевого управления.
Силовой агрегат сохранил 8-клапанную конструкцию, но его объём увеличили до 1,8 литра. Показатели мощности составили 160 лошадиных сил, а крутящий момент достиг 169 Нм. С этим двигателем была сопряжена 6-ступенчатая трансмиссия. Данный автомобиль выполнял функции машины безопасности, обеспечивая сопровождение участников кольцевых автогонок Национальной гоночной серии АвтоВАЗа.
Лада Калина TMS 4WD Turbo (1119)
Существовал проект и значительно более радикальной реконструкции, превращавшей семейный хэтчбек в настоящий гоночный болид, допущенный к движению по дорогам общего пользования. В декабре 2007 г. в Москве на выставке "Спорт. Мотор.
Тюнинг" фирма "Торгмаш" представила образец Лада Калина TMS Turbo 4х4. Автомобиль оснащался двигателем объёмом 1,8 л., развивавшим 240 л.с. и крутящий момент 310 Нм. Существовал и образец с двигателем 1,6 л. мощностью 165 л.с. и таким же крутящим моментом.
Скоростные качества помогало реализовать оригинальное шасси: 6-ступенчатая коробка, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, принудительная блокировка с вискомуфтой и дифференциалом повышенного трения на задней оси.
Также сзади устанавливалась подвеска оригинальной разработки ВАЗ. Колёса использовались 17-дюймовые. Максимальная скорость превышала 220 км/ч, разгон с места до сотни занимал 6 сек. Отточенные настройки шасси обеспечивали устойчивость и управляемость на скорости свыше 200 км/ч.
В салоне бросались в глаза гоночные передние сиденья и специально разработанные для этого автомобиля приборы. Несмотря на очень высокую цену, было продано небольшое количество товарных экземпляров.
Nika и ЮролТюнинг
Для седанов и хэтчбеков Kalina в различных тюнинговых ателье разрабатывались детали тюнинга внешней формы кузова. В частности, такие комплекты представили ателье NiK и Eurol Tuning.
Тюнинг-наборы включали в себя продуманные с точки зрения дизайна передний и задний бамперы, накладки порогов, молдинги дверей, противотуманные фары и вставки для них, сетку и катафоты бамперов, реснички фар.
Элементы комплектов изготавливались из стеклопластика и поставлялись, как правило, неокрашенными, но по желанию покупателя могли окрашиваться в цвет кузова автомобиля. Тюнинговые наборы продавались как целиком, так и в виде отдельных частей.
Лада Калина АКПП
АвтоВАЗ не производил серийную Kalina первого поколения с автоматом. Тем не менее известны случаи, когда сторонние компании оснащали эти автомобили АКПП от иномарок. Один из таких примеров — гидромеханическая трансмиссия японской компании Aisin от автомобиля Toyota Corolla, параметры которого были близки к характеристикам Kalina.
Для сопряжения японской коробки с ВАЗовским движком потребовался комплект переходных шайб, а на входных валах внутренних шарниров равных угловых скоростей пришлось нарезать шлицы, соответствующие шлицам трансмиссии. На установленный автомат предоставлялась гарантия сроком на 2 года или 50 тыс. пробега.
Лада Калина GTi (1119)
Почти одновременно с выпуском базового хэтчбека в августе 2006 г. на Московском автосалоне ВАЗ представил демонстрационный образец Лада Калина GT цвета "спелый лимон". Бросались в глаза новая аэродинамическая форма бамперов, чёрные молдинги на дверях, пониженная посадка кузова.
15-дюймовые колёса с низкопрофильными шинами и легкосплавные диски, фирменное рулевое колесо Momo, приборы с белыми шкалами, тёмно-серый, а не светлый, как у большинства Kalina, корпус приборной панели. Сиденья и обивки дверей выполнены из ткани в мелкую чёрно-жёлтую клетку.
Прототип оснастили установленным на подрамник 16-клапанным двигателем объёмом 1,6 л. с повышенной до 125 л.с. мощностью и коробкой передач со сближенными передаточными числами. Автомобиль развивал максимальную скорость 195 км/ч, а не 160, как обычный ВАЗ-1119.
Машина вызвала большой интерес у публики, что подтвердило перспективность направления и целесообразность подготовки производства такой модификации. Помимо жёлтого автомобиля существовал второй опытный образец, окрашенный в голубой металлик, с двигателем мощностью 116 л.с.
Лада Калина Sport (1119)
Тем временем фирма "Лада-Спорт" - дочернее подразделение АвтоВАЗа - активно занималась разработкой модификаций хэтчбека Kalina для кольцевых гонок и ралли. Для их омологации необходимо было выпустить не менее 500 экземпляров спортивной машины в гражданском варианте.
На спортивном автомобиле общего пользования требовалось внедрить гоночные технические решения, например задние дисковые тормоза и спойлер в задней части кузова, но сами детали могли отличаться от устанавливаемых на гоночные модификации.
Изначально были задуманы два спортивных варианта с моторами 1,4 и 1,6 л. В июле 2008 г. версия 1,4 л. с рыночным наименованием Лада Калина Sport заняла место в модельной линейке АвтоВАЗа как серийный товарный автомобиль. А через 2 месяца, в сентябре, очередь дошла до версии автомобиля с двигателем 1,6 л. той же марки.
Внешнюю форму серийной Лада Калина Sport выполнили в том же стиле, что и у опытного образца GT: двухцветные бамперы, легкосплавные диски с низкопрофильными шинами. Отличительной чертой стал спойлер над задним стеклом, отсутствовавший у базового хэтчбека.
Интерьер запущенной в производство Kalina Sport тоже немного отличался от демонстрационного образца GT: чёрный корпус приборной панели и светлые шкалы приборов остались, дорогой руль Momo уступил место обычному от базовой модели. Зато на педали сделали гоночные накладки из нержавеющей стали. Спортивная Kalina оснащалась оригинальными сиденьями с большими вставками в цвет кузова. Такие же цветные вставки сделаны и на обивке дверей.
Первый вариант с 89-сильным двигателем рабочим объёмом 1390 куб. см с облегчённой шатунно-поршневой группой практически не отличался от хэтчбека Kalina в самой дорогой комплектации "люкс". Спортивными были только внешний декор, бамперы, салон и колёса.
На Kalina Sport вместо откровенно неудачного электроусилителя руля махачкалинского автоагрегатного завода занял электроусилитель корейской фирмы Mando. А за счёт укороченной рейки количество оборотов руля от упора до упора сократилось с 3,1 до 2,7.
Второй вариант Kalina Sport с двигателем ВАЗ-21126 рабочим объёмом 1,6 л. мощностью 98 л.с. получил полный набор оригинальных узлов. Сцепление усилили в расчёте на возросший до 145 Нм крутящий момент. Коробку передач поставили оригинальную, передаточное число главной передачи изменили с 3,7 до 3,9.
Картер главной передачи сделали полым, чтобы через него циркулировало масло. Клиренс был понижен на 20 мм. Специально для Kalina Sport разработаны оригинальные газонаполненные стойки и жёсткие укороченные пружины.
Заново сделаны опоры двигателя из более плотной резины, новая заправка маслом, пониженные передаточные числа 1-й и 2-й передач. Колёса на Kalina Sport по-прежнему 15-дюймовые, но с более широкими шинами размерностью 185/55 R15, которые расширили колею на 14 мм по сравнению с базовой моделью.
Серийный выпуск Kalina Sport 1-го поколения начался в 2008 г. В тот год удалось построить и реализовать 2149 экземпляров. А в 2011 г. выпуск Kalina Sport достиг максимального объёма - 2500 шт. В 2012 г. увидели свет 2012 экземпляров. Прощальная партия из 300 хэтчбеков прошла через отдел сбыта АвтоВАЗа в первые месяцы 2013 г.
Путин за рулем Лада Калина
Особую известность и увеличение спроса машина получила летом 2010 г. Владимир Путин, тогда премьер-министр, испытал на ней новую трассу Чита - Хабаровск. С 5-го по 30 августа Путин проехал на ней 2116 км от Читы до Хабаровска.
По окончании поездки Владимир Владимирович расписался чёрным маркером на капоте Лада Калина и произнёс: "Выглядит как цыплёнок, а летает как ласточка". После этого ярко-жёлтый цвет пошёл в продажу под символичным названием "Премьер".
Лада Калина Sport (21925)
Во втором поколении модель Kalina Sport получила прибавку в мощности. Благодаря применению распределительных валов с модифицированным профилем кулачков, обновлённому программному обеспечению электронного блока управления, а также уменьшению сопротивления во впускной и выпускной системах, мощность силового агрегата возросла до 118 лошадиных сил.
Подвеска была оснащена фирменными газонаполненными амортизаторами и получила уменьшенный дорожный просвет. Также были пересмотрены углы установки колёс. Задние рычаги оригинальной конструкции с увеличенным отрицательным развалом способствовали повышению устойчивости автомобиля при прохождении поворотов.
Вторая генерация Kalina Sport комплектовалась 16-дюймовыми колёсными дисками с низкопрофильной резиной, спортивными креслами и аэродинамическим обвесом. Базовая комплектация этой модели включала обширный перечень оборудования.
Лада Калина NFR (21925)
Самая динамичная серийная Kalina — модель NFR (Need For Race) — выделялась характерными вентиляционными прорезями на капоте и 17-дюймовыми колёсными дисками с пятиболтовым креплением.
Головка блока цилиндров силового агрегата получила новые распределительные валы, а во впускной системе разместился крупный спортивный ресивер. Выпускная система включала коллектор с трубами одинаковой длины.
После каталитического нейтрализатора следовали трубы увеличенного сечения, прямоточный глушитель и резонатор. Программное обеспечение управления двигателем было переработано. Показатели мощности составили 136 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте 154 Нм.
Коробка передач сохранила стандартный набор передаточных чисел, однако главная передача стала короче — с передаточным числом 4,3. Сцепление было позаимствовано у версии Kalina Sport. Усиленные наружные ШРУСы взяты от хэтчбека Renault Megane.
Дорожный просвет уменьшился относительно стандартной Kalina на 40 миллиметров. Нетипичной для продукции АвтоВАЗа стала и пятиболтовая схема крепления колёс. Это объясняется тем, что тормозные механизмы и ступицы также были заимствованы у модели Megane.
Салон получил нулевую отметку на рулевом колесе и оригинальные передние кресла с яркими логотипами. Отстрочка обивки сидений, чехла рычага коробки передач и рукоятки стояночного тормоза выполнена контрастной оранжевой нитью.
Лада Калина Super 1600
В 2007 г. АвтоВАЗ и Lada Sport представили образец автомобиля для ралли, полностью соответствующий международным требованиям класса Super 1600. Машина предназначалась для участия как в чемпионате России по ралли, так и в чемпионатах Европы и мира в классе A6.
Автомобиль комплектовался 16-клапанным двигателем объёмом 1,6 л. мощностью 200 л.с. и крутящим моментом 180 Нм. Kalina Sport Super 1600 оснащалась каркасом безопасности в салоне и всем необходимым для участия в современном ралли специальным оборудованием.
Внешне образец выделялся аэродинамической формой крыльев, бамперов и передка. Колея передних колёс была расширена до 1550 мм, а задних - до 1530 мм. Для асфальта предназначались 15-дюймовые, а для гравия - 16-дюймовые колёса.
По паспорту масса автомобиля составляла ровно 1 т, максимальная скорость - до 200 км/ч. Демонстрационный образец вишнёвого цвета, раскрашенный имитацией хохломских узоров, дебютировал в 2007 г. во Франкфурте-на-Майне на международном автосалоне IAA.
В начале 2008 г. состоялась регистрация в Международной автомобильной федерации FIA. Настройки шасси дорабатывались на полигонах во Франции и Бельгии.
ВАЗ-11174 (Ока-3)
В 2010 г. на АвтоВАЗе был создан 3-дверный прототип, который мог стать заменой малолитражке "Ока", снятой с производства в 2008 г. По сравнению с серийной Kalina длину кузова уменьшили на 200 мм, при этом боковые двери удлинили на 150 мм для удобства посадки на задние места.
Дизайн передней части планировалось изменить в ходе доработки модели. Центральную консоль полностью позаимствовали у Kalina, сиденья - от хэтчбека ВАЗ-2113. Задний диван находился между колёсными арками, поэтому там могли разместиться только два пассажира. Так что модель получилась 4-местной.
Под капотом - серийный 84-сильный бензиновый мотор объёмом 1,4 л. в сочетании с механической коробкой передач. Автомобиль планировали запустить в серийное производство, но, как это часто бывает, дальнейшего развития проект не получил, и преемника "Оки" не появилось.
EL Lada (1817)
С 2011 по 2013 г. в Тольятти построили опытную партию из 100 электромобилей ВАЗ-1817, получивших обозначение Ellada. Кузов, салон и агрегаты шасси были взяты от универсала Лада Калина, а передний бампер и изменённая по сравнению с базовой моделью буксирная проушина использованы от серийного автомобиля Kalina Sport.
Для питания электромобиля служили литий-ионные батареи общей массой 240 кг. На их полную зарядку требовалось 8 часов. Мощность электродвигателя составляла 60 кВт.
Электромобиль снаряжённой массой 1450 кг развивал скорость до 130 км/ч. Запас хода по паспорту достигал 150 км, но зимой сокращался до 100 км, а при включении световых приборов и обогрева сидений падал до 50 км. Электродвигатель, зарядное устройство и приборы бортовой электроники поставлялись из Швейцарии, аккумуляторные батареи - из Китая.
Формально универсалы были серийными, однако во всеуслышание цену на них не называли, и на дорогах они, понятное дело, практически не встречались. Позже ВАЗ построил электрокар на базе Vesta, но подвижек по этому проекту нет.
Лада Калина Cross (2194)
Универсал Kalina второго поколения первым из автомобилей ВАЗ получил специальное исполнение Cross. Впервые он был представлен в конце июня 2014 г.
Автомобиль представлял собой универсал ВАЗ-2194, отличавшийся от базовой модели увеличенным до 208 мм дорожным просветом, пластиковыми защитными накладками на колёсные арки и пороги, широкими чёрными молдингами на дверях, декоративными вставками в салоне.
С ноября 2014 г. универсал Лада Калина Cross выпускался небольшими партиями и продавался в автосалонах наряду с обычными комплектациями автомобиля. Чтобы избежать резкого повышения цены, Cross предлагался с самым простым 8-клапанным двигателем, механической коробкой передач и минимальным набором дополнительного оборудования.
Зато на нём применялись только 15-дюймовые колёса. Позднее аналогичные модификации появились у других моделей завода: универсала Largus, а затем и седана Vesta, а также у кроссовера XRAY.
Лада Калина 4WD (1117)
Кроссоверу определённо не хватало полного привода, который был реализован в версии Лада Калина 4WD. Автомобиль разработали на платформе полноприводной модели ВАЗ-2111. Под капотом разместился серийный 16-клапанный мотор рабочим объёмом 1,8 литра в паре с коробкой передач ВАЗ-2112, вторичный вал которой был усилен.
Система полного привода функционировала по следующему принципу: на механическую трансмиссию монтировался специальный угловой редуктор, отбиравший крутящий момент для его передачи к задней оси. Фактически коробка и редуктор образовали единый механизм. В центральный карданный вал интегрировали вискомуфту, которая отслеживала разницу в скоростях вращения передних и задних колёс и при её возникновении автоматически активировала полный привод.
В задней части кузова установили дополнительный подрамник, на котором смонтировали редуктор и компоненты подвески типа McPherson. Лада Калина 4WD отличалась обновлённым дизайном, новой радиаторной решёткой и накладками на пороги, плавно переходящими в расширители колёсных арок. В 2012 году все разработки полноприводных систем для легковых автомобилей Lada были окончательно свёрнуты.
Согласно некоторым слухам, на этом настояли французские акционеры из концерна Renault, поскольку любая конкуренция модели Duster была для них нежелательна. Впрочем, наличие полного привода не превращало Kalina в полноценный внедорожник.
Лада Калина XXL (1119)
XXL представляет собой рамный автомобиль, созданный в единственном экземпляре группой энтузиастов в Тольятти. В отличие от Тарзана, на Kalina XXL установлен не нивовский агрегат, а штатный двигатель базовой Kalina, который был переориентирован из поперечного расположения в продольное.
В ходе модернизации силовой установки рабочий объём двигателя увеличился на 200 кубических сантиметров благодаря применению комплекта от Super Avto, включающего безвтыковые поршни, шатуны и коленчатый вал.
Автомобиль оснастили электронной системой отключения задней оси, блокировкой дифференциала, понижающей передачей и множеством других технических доработок, незаметных на первый взгляд. Пожалуй, это наиболее интересная кастомная версия Kalina.