Найти в Дзене
В Движении

Самые редкие автомобили семейства Lada Kalina первого и второго поколения

Пожалуй, ни одна новинка АвтоВАЗа не была встречена столь недружелюбно, как Kalina. Автомобиль, разработанный в 90-х, попал на конвейер с опозданием и в крайне неблагоприятный момент - когда на рынке обострилась конкуренция между недорогими седанами малого класса. Против Kalina выступала целая команда иномарок российской сборки: Renault Logan от "Автофрамос", Kia Spectra производства "Ижмаш", Hyundai Accent, выпускавшийся таганрогским автозаводом. Негативные статьи в автомобильной прессе и нежелание руководства АвтоВАЗа снять устаревшие модели с производства не добавляли машине популярности. Но всё-таки Kalina нашла свою рыночную нишу и обзавелась разнообразными модификациями. Лада Калина TMS GTI (1118) В летний период 2006 года компания "Торгмаш" из Тольятти представила впечатляющий образец спортивной модификации седана Kalina. Прототип, окрашенный в насыщенный оранжевый цвет, получил название Лада Калина TMS GT. Его внешний облик выделялся спортивными формами переднего и заднего б

Пожалуй, ни одна новинка АвтоВАЗа не была встречена столь недружелюбно, как Kalina. Автомобиль, разработанный в 90-х, попал на конвейер с опозданием и в крайне неблагоприятный момент - когда на рынке обострилась конкуренция между недорогими седанами малого класса.

Против Kalina выступала целая команда иномарок российской сборки: Renault Logan от "Автофрамос", Kia Spectra производства "Ижмаш", Hyundai Accent, выпускавшийся таганрогским автозаводом.

Негативные статьи в автомобильной прессе и нежелание руководства АвтоВАЗа снять устаревшие модели с производства не добавляли машине популярности. Но всё-таки Kalina нашла свою рыночную нишу и обзавелась разнообразными модификациями.

Лада Калина TMS GTI (1118)

В летний период 2006 года компания "Торгмаш" из Тольятти представила впечатляющий образец спортивной модификации седана Kalina. Прототип, окрашенный в насыщенный оранжевый цвет, получил название Лада Калина TMS GT.

-2

Его внешний облик выделялся спортивными формами переднего и заднего бамперов, которые аккуратно соединялись с боковыми частями кузова через расширители колёсных арок и интегрированные с ними накладки на пороги. Образ дополняли воздухозаборник, расположенный на капоте, и спойлер на крышке багажника. Спортивный характер подчёркивали крупные колёса с размерностью шин 205/50 R16. Интерьер был оборудован спортивными креслами-ковшами.

-3

Наиболее значительные изменения коснулись технической части автомобиля. Компоненты подвески прошли комплексную модернизацию - все колёса получили дисковые тормозные механизмы, была установлена укороченная спортивная рулевая рейка, что повысило отзывчивость рулевого управления.

-4

Силовой агрегат сохранил 8-клапанную конструкцию, но его объём увеличили до 1,8 литра. Показатели мощности составили 160 лошадиных сил, а крутящий момент достиг 169 Нм. С этим двигателем была сопряжена 6-ступенчатая трансмиссия. Данный автомобиль выполнял функции машины безопасности, обеспечивая сопровождение участников кольцевых автогонок Национальной гоночной серии АвтоВАЗа.

-5
-6

Лада Калина TMS 4WD Turbo (1119)

Существовал проект и значительно более радикальной реконструкции, превращавшей семейный хэтчбек в настоящий гоночный болид, допущенный к движению по дорогам общего пользования. В декабре 2007 г. в Москве на выставке "Спорт. Мотор.

-7

Тюнинг" фирма "Торгмаш" представила образец Лада Калина TMS Turbo 4х4. Автомобиль оснащался двигателем объёмом 1,8 л., развивавшим 240 л.с. и крутящий момент 310 Нм. Существовал и образец с двигателем 1,6 л. мощностью 165 л.с. и таким же крутящим моментом.

-8

Скоростные качества помогало реализовать оригинальное шасси: 6-ступенчатая коробка, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, принудительная блокировка с вискомуфтой и дифференциалом повышенного трения на задней оси.

-9

Также сзади устанавливалась подвеска оригинальной разработки ВАЗ. Колёса использовались 17-дюймовые. Максимальная скорость превышала 220 км/ч, разгон с места до сотни занимал 6 сек. Отточенные настройки шасси обеспечивали устойчивость и управляемость на скорости свыше 200 км/ч.

-10
-11

В салоне бросались в глаза гоночные передние сиденья и специально разработанные для этого автомобиля приборы. Несмотря на очень высокую цену, было продано небольшое количество товарных экземпляров.

-12

Nika и ЮролТюнинг

Для седанов и хэтчбеков Kalina в различных тюнинговых ателье разрабатывались детали тюнинга внешней формы кузова. В частности, такие комплекты представили ателье NiK и Eurol Tuning.

-13

Тюнинг-наборы включали в себя продуманные с точки зрения дизайна передний и задний бамперы, накладки порогов, молдинги дверей, противотуманные фары и вставки для них, сетку и катафоты бамперов, реснички фар.

-14
-15

Элементы комплектов изготавливались из стеклопластика и поставлялись, как правило, неокрашенными, но по желанию покупателя могли окрашиваться в цвет кузова автомобиля. Тюнинговые наборы продавались как целиком, так и в виде отдельных частей.

-16

Лада Калина АКПП

АвтоВАЗ не производил серийную Kalina первого поколения с автоматом. Тем не менее известны случаи, когда сторонние компании оснащали эти автомобили АКПП от иномарок. Один из таких примеров — гидромеханическая трансмиссия японской компании Aisin от автомобиля Toyota Corolla, параметры которого были близки к характеристикам Kalina.

-17
-18

Для сопряжения японской коробки с ВАЗовским движком потребовался комплект переходных шайб, а на входных валах внутренних шарниров равных угловых скоростей пришлось нарезать шлицы, соответствующие шлицам трансмиссии. На установленный автомат предоставлялась гарантия сроком на 2 года или 50 тыс. пробега.

-19

Лада Калина GTi (1119)

Почти одновременно с выпуском базового хэтчбека в августе 2006 г. на Московском автосалоне ВАЗ представил демонстрационный образец Лада Калина GT цвета "спелый лимон". Бросались в глаза новая аэродинамическая форма бамперов, чёрные молдинги на дверях, пониженная посадка кузова.

-20
-21

15-дюймовые колёса с низкопрофильными шинами и легкосплавные диски, фирменное рулевое колесо Momo, приборы с белыми шкалами, тёмно-серый, а не светлый, как у большинства Kalina, корпус приборной панели. Сиденья и обивки дверей выполнены из ткани в мелкую чёрно-жёлтую клетку.

-22

Прототип оснастили установленным на подрамник 16-клапанным двигателем объёмом 1,6 л. с повышенной до 125 л.с. мощностью и коробкой передач со сближенными передаточными числами. Автомобиль развивал максимальную скорость 195 км/ч, а не 160, как обычный ВАЗ-1119.

-23

Машина вызвала большой интерес у публики, что подтвердило перспективность направления и целесообразность подготовки производства такой модификации. Помимо жёлтого автомобиля существовал второй опытный образец, окрашенный в голубой металлик, с двигателем мощностью 116 л.с.

Лада Калина Sport (1119)

Тем временем фирма "Лада-Спорт" - дочернее подразделение АвтоВАЗа - активно занималась разработкой модификаций хэтчбека Kalina для кольцевых гонок и ралли. Для их омологации необходимо было выпустить не менее 500 экземпляров спортивной машины в гражданском варианте.

-24

На спортивном автомобиле общего пользования требовалось внедрить гоночные технические решения, например задние дисковые тормоза и спойлер в задней части кузова, но сами детали могли отличаться от устанавливаемых на гоночные модификации.

-25

Изначально были задуманы два спортивных варианта с моторами 1,4 и 1,6 л. В июле 2008 г. версия 1,4 л. с рыночным наименованием Лада Калина Sport заняла место в модельной линейке АвтоВАЗа как серийный товарный автомобиль. А через 2 месяца, в сентябре, очередь дошла до версии автомобиля с двигателем 1,6 л. той же марки.

-26

Внешнюю форму серийной Лада Калина Sport выполнили в том же стиле, что и у опытного образца GT: двухцветные бамперы, легкосплавные диски с низкопрофильными шинами. Отличительной чертой стал спойлер над задним стеклом, отсутствовавший у базового хэтчбека.

Интерьер запущенной в производство Kalina Sport тоже немного отличался от демонстрационного образца GT: чёрный корпус приборной панели и светлые шкалы приборов остались, дорогой руль Momo уступил место обычному от базовой модели. Зато на педали сделали гоночные накладки из нержавеющей стали. Спортивная Kalina оснащалась оригинальными сиденьями с большими вставками в цвет кузова. Такие же цветные вставки сделаны и на обивке дверей.

-27
-28

Первый вариант с 89-сильным двигателем рабочим объёмом 1390 куб. см с облегчённой шатунно-поршневой группой практически не отличался от хэтчбека Kalina в самой дорогой комплектации "люкс". Спортивными были только внешний декор, бамперы, салон и колёса.

-29

На Kalina Sport вместо откровенно неудачного электроусилителя руля махачкалинского автоагрегатного завода занял электроусилитель корейской фирмы Mando. А за счёт укороченной рейки количество оборотов руля от упора до упора сократилось с 3,1 до 2,7.

-30

Второй вариант Kalina Sport с двигателем ВАЗ-21126 рабочим объёмом 1,6 л. мощностью 98 л.с. получил полный набор оригинальных узлов. Сцепление усилили в расчёте на возросший до 145 Нм крутящий момент. Коробку передач поставили оригинальную, передаточное число главной передачи изменили с 3,7 до 3,9.

-31

Картер главной передачи сделали полым, чтобы через него циркулировало масло. Клиренс был понижен на 20 мм. Специально для Kalina Sport разработаны оригинальные газонаполненные стойки и жёсткие укороченные пружины.

Заново сделаны опоры двигателя из более плотной резины, новая заправка маслом, пониженные передаточные числа 1-й и 2-й передач. Колёса на Kalina Sport по-прежнему 15-дюймовые, но с более широкими шинами размерностью 185/55 R15, которые расширили колею на 14 мм по сравнению с базовой моделью.

-32

Серийный выпуск Kalina Sport 1-го поколения начался в 2008 г. В тот год удалось построить и реализовать 2149 экземпляров. А в 2011 г. выпуск Kalina Sport достиг максимального объёма - 2500 шт. В 2012 г. увидели свет 2012 экземпляров. Прощальная партия из 300 хэтчбеков прошла через отдел сбыта АвтоВАЗа в первые месяцы 2013 г.

Путин за рулем Лада Калина

Особую известность и увеличение спроса машина получила летом 2010 г. Владимир Путин, тогда премьер-министр, испытал на ней новую трассу Чита - Хабаровск. С 5-го по 30 августа Путин проехал на ней 2116 км от Читы до Хабаровска.

-33
-34
-35

По окончании поездки Владимир Владимирович расписался чёрным маркером на капоте Лада Калина и произнёс: "Выглядит как цыплёнок, а летает как ласточка". После этого ярко-жёлтый цвет пошёл в продажу под символичным названием "Премьер".

Лада Калина Sport (21925)

-36

Во втором поколении модель Kalina Sport получила прибавку в мощности. Благодаря применению распределительных валов с модифицированным профилем кулачков, обновлённому программному обеспечению электронного блока управления, а также уменьшению сопротивления во впускной и выпускной системах, мощность силового агрегата возросла до 118 лошадиных сил.

-37
-38

Подвеска была оснащена фирменными газонаполненными амортизаторами и получила уменьшенный дорожный просвет. Также были пересмотрены углы установки колёс. Задние рычаги оригинальной конструкции с увеличенным отрицательным развалом способствовали повышению устойчивости автомобиля при прохождении поворотов.

-39
-40

Вторая генерация Kalina Sport комплектовалась 16-дюймовыми колёсными дисками с низкопрофильной резиной, спортивными креслами и аэродинамическим обвесом. Базовая комплектация этой модели включала обширный перечень оборудования.

-41

Лада Калина NFR (21925)

Самая динамичная серийная Kalina — модель NFR (Need For Race) — выделялась характерными вентиляционными прорезями на капоте и 17-дюймовыми колёсными дисками с пятиболтовым креплением.

-42

Головка блока цилиндров силового агрегата получила новые распределительные валы, а во впускной системе разместился крупный спортивный ресивер. Выпускная система включала коллектор с трубами одинаковой длины.

-43

После каталитического нейтрализатора следовали трубы увеличенного сечения, прямоточный глушитель и резонатор. Программное обеспечение управления двигателем было переработано. Показатели мощности составили 136 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте 154 Нм.

-44

Коробка передач сохранила стандартный набор передаточных чисел, однако главная передача стала короче — с передаточным числом 4,3. Сцепление было позаимствовано у версии Kalina Sport. Усиленные наружные ШРУСы взяты от хэтчбека Renault Megane.

-45

Дорожный просвет уменьшился относительно стандартной Kalina на 40 миллиметров. Нетипичной для продукции АвтоВАЗа стала и пятиболтовая схема крепления колёс. Это объясняется тем, что тормозные механизмы и ступицы также были заимствованы у модели Megane.

-46

Салон получил нулевую отметку на рулевом колесе и оригинальные передние кресла с яркими логотипами. Отстрочка обивки сидений, чехла рычага коробки передач и рукоятки стояночного тормоза выполнена контрастной оранжевой нитью.

-47

Лада Калина Super 1600

В 2007 г. АвтоВАЗ и Lada Sport представили образец автомобиля для ралли, полностью соответствующий международным требованиям класса Super 1600. Машина предназначалась для участия как в чемпионате России по ралли, так и в чемпионатах Европы и мира в классе A6.

-48

Автомобиль комплектовался 16-клапанным двигателем объёмом 1,6 л. мощностью 200 л.с. и крутящим моментом 180 Нм. Kalina Sport Super 1600 оснащалась каркасом безопасности в салоне и всем необходимым для участия в современном ралли специальным оборудованием.

-49

Внешне образец выделялся аэродинамической формой крыльев, бамперов и передка. Колея передних колёс была расширена до 1550 мм, а задних - до 1530 мм. Для асфальта предназначались 15-дюймовые, а для гравия - 16-дюймовые колёса.

-50

По паспорту масса автомобиля составляла ровно 1 т, максимальная скорость - до 200 км/ч. Демонстрационный образец вишнёвого цвета, раскрашенный имитацией хохломских узоров, дебютировал в 2007 г. во Франкфурте-на-Майне на международном автосалоне IAA.

-51

В начале 2008 г. состоялась регистрация в Международной автомобильной федерации FIA. Настройки шасси дорабатывались на полигонах во Франции и Бельгии.

ВАЗ-11174 (Ока-3)

В 2010 г. на АвтоВАЗе был создан 3-дверный прототип, который мог стать заменой малолитражке "Ока", снятой с производства в 2008 г. По сравнению с серийной Kalina длину кузова уменьшили на 200 мм, при этом боковые двери удлинили на 150 мм для удобства посадки на задние места.

-52
-53

Дизайн передней части планировалось изменить в ходе доработки модели. Центральную консоль полностью позаимствовали у Kalina, сиденья - от хэтчбека ВАЗ-2113. Задний диван находился между колёсными арками, поэтому там могли разместиться только два пассажира. Так что модель получилась 4-местной.

-54
-55

Под капотом - серийный 84-сильный бензиновый мотор объёмом 1,4 л. в сочетании с механической коробкой передач. Автомобиль планировали запустить в серийное производство, но, как это часто бывает, дальнейшего развития проект не получил, и преемника "Оки" не появилось.

-56

EL Lada (1817)

С 2011 по 2013 г. в Тольятти построили опытную партию из 100 электромобилей ВАЗ-1817, получивших обозначение Ellada. Кузов, салон и агрегаты шасси были взяты от универсала Лада Калина, а передний бампер и изменённая по сравнению с базовой моделью буксирная проушина использованы от серийного автомобиля Kalina Sport.

-57

Для питания электромобиля служили литий-ионные батареи общей массой 240 кг. На их полную зарядку требовалось 8 часов. Мощность электродвигателя составляла 60 кВт.

-58

Электромобиль снаряжённой массой 1450 кг развивал скорость до 130 км/ч. Запас хода по паспорту достигал 150 км, но зимой сокращался до 100 км, а при включении световых приборов и обогрева сидений падал до 50 км. Электродвигатель, зарядное устройство и приборы бортовой электроники поставлялись из Швейцарии, аккумуляторные батареи - из Китая.

-59

Формально универсалы были серийными, однако во всеуслышание цену на них не называли, и на дорогах они, понятное дело, практически не встречались. Позже ВАЗ построил электрокар на базе Vesta, но подвижек по этому проекту нет.

-60

Лада Калина Cross (2194)

Универсал Kalina второго поколения первым из автомобилей ВАЗ получил специальное исполнение Cross. Впервые он был представлен в конце июня 2014 г.

-61

Автомобиль представлял собой универсал ВАЗ-2194, отличавшийся от базовой модели увеличенным до 208 мм дорожным просветом, пластиковыми защитными накладками на колёсные арки и пороги, широкими чёрными молдингами на дверях, декоративными вставками в салоне.

-62

С ноября 2014 г. универсал Лада Калина Cross выпускался небольшими партиями и продавался в автосалонах наряду с обычными комплектациями автомобиля. Чтобы избежать резкого повышения цены, Cross предлагался с самым простым 8-клапанным двигателем, механической коробкой передач и минимальным набором дополнительного оборудования.

-63

Зато на нём применялись только 15-дюймовые колёса. Позднее аналогичные модификации появились у других моделей завода: универсала Largus, а затем и седана Vesta, а также у кроссовера XRAY.

Лада Калина 4WD (1117)

Кроссоверу определённо не хватало полного привода, который был реализован в версии Лада Калина 4WD. Автомобиль разработали на платформе полноприводной модели ВАЗ-2111. Под капотом разместился серийный 16-клапанный мотор рабочим объёмом 1,8 литра в паре с коробкой передач ВАЗ-2112, вторичный вал которой был усилен.

-64

Система полного привода функционировала по следующему принципу: на механическую трансмиссию монтировался специальный угловой редуктор, отбиравший крутящий момент для его передачи к задней оси. Фактически коробка и редуктор образовали единый механизм. В центральный карданный вал интегрировали вискомуфту, которая отслеживала разницу в скоростях вращения передних и задних колёс и при её возникновении автоматически активировала полный привод.

-65
-66

В задней части кузова установили дополнительный подрамник, на котором смонтировали редуктор и компоненты подвески типа McPherson. Лада Калина 4WD отличалась обновлённым дизайном, новой радиаторной решёткой и накладками на пороги, плавно переходящими в расширители колёсных арок. В 2012 году все разработки полноприводных систем для легковых автомобилей Lada были окончательно свёрнуты.

-67

Согласно некоторым слухам, на этом настояли французские акционеры из концерна Renault, поскольку любая конкуренция модели Duster была для них нежелательна. Впрочем, наличие полного привода не превращало Kalina в полноценный внедорожник.

Лада Калина XXL (1119)

-68

XXL представляет собой рамный автомобиль, созданный в единственном экземпляре группой энтузиастов в Тольятти. В отличие от Тарзана, на Kalina XXL установлен не нивовский агрегат, а штатный двигатель базовой Kalina, который был переориентирован из поперечного расположения в продольное.

-69

В ходе модернизации силовой установки рабочий объём двигателя увеличился на 200 кубических сантиметров благодаря применению комплекта от Super Avto, включающего безвтыковые поршни, шатуны и коленчатый вал.

-70
-71

Автомобиль оснастили электронной системой отключения задней оси, блокировкой дифференциала, понижающей передачей и множеством других технических доработок, незаметных на первый взгляд. Пожалуй, это наиболее интересная кастомная версия Kalina.

Lada
208,9 тыс интересуются