Найти тему
Naumen SRM

Довести процесс закупок до идеала — опыт Группы «Акрон»

Снабжение крупного промышленного холдинга — это попытка усидеть сразу на нескольких стульях, поскольку участники производственного процесса ожидают разного «эффекта».

Производственники хотят непрерывности поставок, при этом сырье и материалы им «нужны были еще вчера». Акционеры требуют полной прозрачности процесса. Руководителям нужна исчерпывающая информация о сделках и поставщиках, чтобы выбирать в партнеры благонадежные компании с привлекательными условиями.

За последние несколько лет случилось уже несколько крупных разрывов мировых цепочек поставщиков. Локдауны на уровне стран, геополитическая ситуация в мире и другие факторы приводят к выпадению «звеньев». Компании, которые сильно зависят от поставок (производственные и строительные предприятия) должны быстро реагировать на потерю части поставщиков.

Ситуация усложняется пропорционально размеру организации и объемам ее производственных мощностей.

Как одновременно решить все эти задачи?

Ответ есть у группы компаний «Акрон» — одного из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений. Мы расскажем, как производственный гигант повысил эффективность своего процесса снабжения.

Что мешает быстро закупать нужный товар

-2

Производственная или строительная компания всегда имеет критический срок поставки. Любые задержки — это простои и убытки. Посмотрим на факторы, которые могут негативно влиять на непрерывность производственного процесса.

Первый фактор — долгие согласования внутренних служб, в результате чего продукция не попадает вовремя к потребителю.

Менеджер по закупкам, как правило, взаимодействует с партнерами компании по электронной почте. Для сбора предложений по поставкам он, чаще всего, задействует наработанную базу. Если ее не хватает — прибегает к поиску в интернете.

Как только закупщик собирает нужное количество предложений, он готовит на их основе отчет для технического эксперта. На этом этапе часть предложений отпадает, часть — требует уточнений. Менеджер может возвращаться к поставщикам за нужной информацией и дорабатывать отчет несколько раз.

Когда предложения удовлетворят технического эксперта, закупщик сделает конкурентную карту и вынесет ее на комиссию. На этом шаге его могут попросить исключить каких-то поставщиков или предложить еще варианты. Зачастую, специалист «уходит на второй круг»… И снова начинает искать поставщиков в интернете.

Второй фактор — отсутствие обратной связи между потребителем и снабженцем.

-3

К моменту, когда закупленные товары прибудут на склад, может оказаться, что они уже не актуальны для внутреннего потребителя. В результате отдел заказчика не только не решит поставленную перед ним производственную задачу, но и получит новую проблему — как избавиться от ненужной продукции, чтобы освободить склад и «разморозить» деньги.

«Кандидаты» на автоматизацию в процессе закупок

Группа компаний «Акрон» имела схожие процедуры закупок. Первым шагом к оптимизации стал анализ процесса.

-4

Что можно сделать, чтобы работа отдела снабжения стала эффективнее:

  • Устранить избыточные или дублирующие этапы согласований.
  • Установить сроки на согласования.
  • Обеспечить специалистов, принимающих участие в закупочном процессе, необходимой информацией о поставщиках и их предложениях, истории сделок.
  • Отслеживать потребность внутреннего заказчика на товар на всех этапах закупочной деятельности.

«Акрон» внедрил ИТ-решение для автоматизации закупок на базе продукта Naumen SRM. Это позволило перенести все процессы, связанные со снабжением производств, в единую ИТ-среду.

-5

Что изменилось в процессе после внедрения Naumen SRM?

  1. Каждый участник закупочного процесса видит данные о предложении и поставщике, как только их внесли в систему. Это существенно ускоряет время на оценку и согласование.
  2. Процедуру согласования параметров закупки перенесли в ИТ-решение. Таким образом компания минимизировала время на определение критериев к предложениям поставщиков.
  3. Менеджер по закупкам обладает детальной информацией о поставщиках и прошлых сделках. У него появился доступ к номенклатуре лотов, базе поставщиков в привязке к видам поставляемой продукции, данным предыдущих поставок по всем предприятиям холдинга. В результате закупщик быстрее и эффективнее составляет списки потенциальных партнеров и реже вынужден дополнительно собирать предложения.
  4. В системе реализована процедура экспертизы коммерческих предложений. Технический специалист получает доступ к данным предложений поставщиков в едином формате и сопоставляет исходные требования к продукции с содержанием предложений, после чего выносит заключения в разрезе каждой позиции. Закупщик видит заключение эксперта и может мгновенно отреагировать на него. Например, запросить у поставщика корректировку предложения.
  5. Система «на автомате» формирует конкурентную карту и составляет топ предложений поставщиков — с наилучшими условиями согласно установленными критериям и прошедших техническое согласование. Перед вынесением такого решения на комиссию система автоматически проверяет актуальность исходных потребностей заказчиков. Если были изменения — система предложит внести правки.
  6. В решении на Naumen SRM сокращается время оформления документации. Карточка договора со спецификацией формируется автоматически на основании предложения победителя. Перед запуском процедуры подписания договора система еще раз проверяет актуальность потребностей и может внести соответствующие корректировки в спецификацию к договору.

Рекомендации по улучшению процесса снабжения

«Точечной» автоматизации может быть недостаточно. Если вы ликвидируете «бутылочное горлышко» в конкретных процедурах, то, разумеется, улучшите показатели, но, чаще всего, требуется пересмотреть весь процесс снабжения, чтобы добиться прозрачности сделок, максимально ускорить время поставок, снабдить менеджеров и руководителей детальной информацией для принятия решений и т.д.

-6

Предприятия холдинга могут находиться на разном уровне готовности к автоматизации, поэтому следует предусмотреть участки процессов, которые потребуют ручной обработки или «творческого подхода». Например, если в отдельных случаях подключение технических экспертов к согласованию предложений поставщиков затруднительно или невозможно, функцию согласования может обеспечить закупщик, приложив «для истории» все материалы о согласовании к карточке закупки.

Текущие показатели проекта:

  • Ежеквартальный прирост количества поставщиков - около 900;
  • Среднеквартальное количество объявлений лотов в 2022 году выросло на 25% по сравнению с 2021 годом (за счет подключения новых производственных площадок);
  • Сопоставимый прирост количества заключенных сделок.

Михаил Баранов, И.о. директора по закупкам: «Нам удается осуществлять закупки по оптимальной эффективной цене за счёт расширения списка поставщиков и упрощения получения улучшенных предложений.»

Спасибо, что прочитали статью! Надеемся, описанный опыт будет полезен вам в работе.

Запросить коммерческое предложение.

Мы всегда готовы обсудить автоматизацию закупочных процессов, рассказать о возможностях продукта Naumen SRM или ответить на ваши вопросы. Пишите на нашу электронную почту: sales@naumensrm.ru

Группа НАУМЕН:

Сайт: https://naumensrm.ru

Дзен: zen.yandex.ru/naumen_srm

Телефон: +7 (495) 145 90 45

Группа «Акрон»:

Сайт: acron.ru

Дзен: zen.yandex.ru/acron

Телефон: +7 (495) 745-77-45