Для Санкт-Петербурга это особый день. 1 июля 1945 года, вскоре после Победы в Великой Отечественной войне, была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома, которая положила начало прославленной Ленинградской, Петербургской школе реставрации. Восстановительные и реставрационные работы не прекращались все последующие годы, что позволило донести до наших дней неповторимый облик Санкт‑Петербурга и его пригородов.
Славные традиции сохранения и восстановления бесценного культурного наследия в Санкт-Петербурге имеют чуть более долгую историю: в 2022 году реставрационным мастерским Русского музея исполняется 100 лет! Постоянная мастерская реставрации Русского музея была создана в 1922 году под руководством Петра Нерадовского. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Сейчас Служба реставрации музейных ценностей состоит из 15 отделов.
Ежегодно огромное количество произведений проходит через руки профессиональных реставраторов Русского музея. Среди них – этюд «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи, ставший широко известным после кражи 27 января 2019 года. При осмотре картины выяснилось, что как вследствие кражи, так и за время бытования работы состояние этюда требовало проведения реставрационных работ. В результате лабораторных исследований было обнаружено, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников им. А.И. Куинджи (этюд поступил в Русский музей в 1930 году). Была определена палитра художника – всего 5 красок. И среди них – редчайшая зеленая краска, почти исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности – зеленый арсенат меди. Этот пигмент был наиболее любимым у мастера.
Одной из последний масштабных работ мастерских Русского музея стала реставрация картиной Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Работу можно посмотреть на выставке «И мореплаватель, и плотник», посвященной Петру I.