Найти тему
Точка ART

1 июля свой профессиональный праздник отмечают реставраторы

Реставрация картины М.В. Нестерова «Святая Русь» в Русском музее, 2019. Укрепление красочного слоя и грунта.
Реставрация картины М.В. Нестерова «Святая Русь» в Русском музее, 2019. Укрепление красочного слоя и грунта.

Для Санкт-Петербурга это особый день. 1 июля 1945 года, вскоре после Победы в Великой Отечественной войне, была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома, которая положила начало прославленной Ленинградской, Петербургской школе реставрации. Восстановительные и реставрационные работы не прекращались все последующие годы, что позволило донести до наших дней неповторимый облик Санкт‑Петербурга и его пригородов.

Удаление стойких подлаковых загрязнений, с лицевой поверхности картины И.И. Машкова  «Дама с контрабасом», 2017. Реставратор О.Ю. Кленова
Удаление стойких подлаковых загрязнений, с лицевой поверхности картины И.И. Машкова «Дама с контрабасом», 2017. Реставратор О.Ю. Кленова

Славные традиции сохранения и восстановления бесценного культурного наследия в Санкт-Петербурге имеют чуть более долгую историю: в 2022 году реставрационным мастерским Русского музея исполняется 100 лет! Постоянная мастерская реставрации Русского музея была создана в 1922 году под руководством Петра Нерадовского. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Сейчас Служба реставрации музейных ценностей состоит из 15 отделов.

Реставрация картины И. Бельского «Иоанн Богослов»
Реставрация картины И. Бельского «Иоанн Богослов»

Ежегодно огромное количество произведений проходит через руки профессиональных реставраторов Русского музея. Среди них – этюд «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи, ставший широко известным после кражи 27 января 2019 года. При осмотре картины выяснилось, что как вследствие кражи, так и за время бытования работы состояние этюда требовало проведения реставрационных работ. В результате лабораторных исследований было обнаружено, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников им. А.И. Куинджи (этюд поступил в Русский музей в 1930 году). Была определена палитра художника – всего 5 красок. И среди них – редчайшая зеленая краска, почти исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности – зеленый арсенат меди. Этот пигмент был наиболее любимым у мастера.

Одной из последний масштабных работ мастерских Русского музея стала реставрация картиной Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Работу можно посмотреть на выставке «И мореплаватель, и плотник», посвященной Петру I.