Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Модернизация мобильной сети. Насколько VoLTE улучшает качество связи

Оглавление
   Модернизация мобильной сети. Насколько VoLTE улучшает качество связи
Модернизация мобильной сети. Насколько VoLTE улучшает качество связи

Эксперты назвали количество регионов, где уже работает технология VoLTE, и изучили качественные характеристики услуги в режиме коммерческой эксплуатации. По состоянию на начало июня VoLTE (хотя бы у одной из сетей федеральной «четверки») запущена в 82 из 85 субъектов РФ. По числу регионов лидирует МегаФон, который подключил VoLTE как раз во всех 82 регионах.

Согласно данным, полученным инструментальным путем, качество вызова при использовании VoLTE оценивается на 20% выше. Кроме того, с включенным режимом VoLTE абонент дозванивается до собеседника на 1,8 секунды быстрее, а двусторонняя задержка сокращается на 45 миллисекунд (мс).

Сравнение разных технологий

Специалисты сравнили качество передачи голоса по технологии VoLTE (Voice over LTE) с CS/CSFB, когда сотовый аппарат для звонка переключается в сеть 2G/3G, в девяти крупных российских городах, где VoLTE уже внедрена и массово применяется.

VoLTE — это продолжение развития сетей четвертого поколения; технология позволяет получить в три раза большую голосовую емкость по сравнению с сетями 3G. Очевидно, что измерение параметров приведет к предсказуемому результату, то есть покажет преимущество данного стандарта. Однако на момент запуска VoLTE в тесты в 2017-2020 годах часть абонентов вообще отключала эту опцию в настройках сети из-за того, что при разговоре появлялись помехи и обрывы.

Дело в том, что сети LTE не были предназначены для передачи голоса — для осуществления вызова для них разработали так называемый Circuit Switched Fallback (CSFB), переводивший телефон в сеть 2G и 3G (соответственно, от операторов требовалось поддерживать работу стандартов GSM и UMTS). Появление VoLTE должно было упростить операторам обслуживание сети, а абонентам — обеспечить улучшение качества голосовых соединение на 10-15% и ускорение дозвона как минимум на 1 сек.

Как следует из проведенных экспертами замеров, по ключевым параметрам разница в качестве между VoLTE и CSFB еще заметнее. При восприятии речи на слух VoLTE стабильно получает более 4 баллов из 5 возможных (максимальная оценка в сети МегаФон — 4,31 из 5), в то время как в CSFB операторы набирают в пределах 3,8 (максимум тоже у МегаФона — 3,81).

Как проводилось исследование

Измерения прошли в середине июня в десяти городах, каждый из которых является региональным центром: Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Саратове, Самаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Москве, Туле, Волгограде. Использовались телефоны с поддержкой VoLTE с SIM-картами федеральной «четверки».

Под качеством услуги телефонной связи эксперты понимают возможность быстро и успешно дозвониться до собеседника, слышать разборчивую речь без искажений и самостоятельно завершить телефонный разговор (без обрыва). Оценку качества проводят как через количественные измерения, позволяющие получить информацию о технических и потребительских свойствах услуги (основные количественные параметры, фигурирующие в исследовании, — время дозвона и время двусторонней задержки вызова), так и через субъективные тесты.

Последние в исследовании описываются алгоритмом POLQA, и здесь оценка качества речи (удовлетворенность абонента) отображается согласно пятибалльной шкале — от 1 балла («плохо») до 5 («отлично»).

Таким образом, и в VoLTE, и в CSFB качество голоса рассчитывается по трем ключевым параметрам: время дозвона, время двусторонней задержки, качество (POLQA).

Полученные результаты

Полученные оценки довольно существенно отличаются от оператора к оператору и от региона к региону. Средняя оценка качества наиболее высока у МегаФона — 4,31. Максимальная оценка по качеству (POLQA) принадлежит компании в Казани — 4,45.

Двусторонняя задержка, как и время дозвона, должна стремиться к минимальным значениям. Среднее значение двусторонней задержки вызова в VoLTE — 530 мс (против 575 мс в CSFB). По этому параметру по всем городам оказался лучше МегаФон — 498 мс. Лучший показатель у компании в Волгограде — 356 мс.

Как рассказали в МегаФоне, компания всегда предлагает абонентам качественные сервисы, поэтому уделяет большое внимание не только строительству новой инфраструктуры, но и модернизации имеющейся. «Так, в прошлом году мы запустили первую федеральную сеть VoLTE в 82 регионах страны, а в начале этого года первыми запустили технологию для наших абонентов, находящихся в международном роуминге. Мы видим, что количество наших абонентов, использующих VoLTE, активно растет: меньше чем за год оно увеличилось на 54%. На сегодняшний день голосовой трафик в LTE составляет уже около 40% от потребления трафика в классических типах связи. В будущем этот показатель превысит половину от всего трафика, как, например, в Москве, где на долю этой технологии приходится почти 60%», — подчеркнул Алексей Титов, технический директор мобильного оператора.