«Даёшь Магнитострой!» – гласит надпись на первом локомотиве, пришедшем в Магнитку
Эта надпись белеет и на памятнике «Паровоз» на Привокзальной площади, который установили в середине июня 1979 года, в канун празднования полувекового юбилея Магнитки, он был установлен на вечную стоянку у здания железнодорожного вокзала на станции Магнитогорск-Пассажирский. Памятник «Паровоз» признан объектом культурного наследия регионального значения (1929).
Официально считается, что паровоз ЗУ684-58 был построен на Коломенском заводе в 1929 году. 30 июня 1929 года он, в числе первых (хотя и не самым первым), доставил поезд на станцию Магнитогорск. Много лет спустя именно этот день назван днём рождения города. В связи с празднованием 50-летия основания Магнитогорска было принято решение найти и установить этот паровоз на вечную стоянку на станции Магнитогорск.
Паровоз тридцатых годов отыскали в Троицком локомотивном депо ЮУЖД, реставрацией руководил мастер В. Степаненко. Для установки паровоза была проложена железнодорожная ветка, и на постамент будущий «памятник» заехал своим ходом, так как был в рабочем состоянии. Во время митинга он издал протяжный гудок. В паспорте паровоза указан срок эксплуатации – 50 лет.
Так в 1979 году паровоз стал памятником истории. Установлен он на низком постаменте из бетона. На левом борту у входа в паровозную будку укреплена мемориальная доска с текстом: «30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на ст. Магнитогорск».
Автор архитектурного решения – магнитогорский архитектор Вадим Пономарёв, руководитель группы генплана и транспорта в институте «Магнитогорскгражданпроект». Он стал автором ряда значимых градостроительных проектов: площади Народных гуляний, сквера имени 50-летия ММК, зданий городской администрации, Ледового Дворца ММК имени И. Х. Ромазана, краеведческого музея по проспекту Ленина, театра «Буратино», а также первого в Магнитогорске 16-этажного жилого дома с двухуровневыми квартирами. По его эскизам выполнены мемориал воинам Великой Отечественной войны на Левобережном кладбище, памятники «Студентам и преподавателям, павшим на фронтах Великой Отечественной войны», сталевару А. Н. Грязнову, памятные знаки в честь 50-летия ММК, магнитогорские куранты – и памятник «Паровоз» на Привокзальной площади.
Историческая достоверность несколько условна – первый поезд прибыл на левый берег, где и находились железнодорожная станция и вокзал, до наших дней не сохранившиеся. В то время на правом берегу никаких железнодорожных путей и станций ещё не было.
В описании магнитогорского паровоза есть ошибка, на которую указывают многие профессиональные и самодеятельные краеведы. Они отмечают: номер 58 говорит о том, что паровоз построен в 1917 году, прямо перед революцией, и вовсе не Коломенским заводом, а в Луганске, на Украине. Именно Луганскому заводу и 1917 году постройки соответствуют серийные номера с 51-го по 67-й. Именно паровозы серии Э, такие, как на магнитогорском вокзале, долгие годы были основными локомотивами на железных дорогах СССР. Они прошли сталинские пятилетки, Великую Отечественную войну и проработали до 80-х годов прошлого, двадцатого, века.
«Магнитогорский паровоз, видимо, трудился «до последнего», а не стоял в каком-нибудь резервном отстойнике. Об этом говорит то, что тендер оборудован современной автосцепкой. А подобные «навороты» появились уже после окончания выпуска серии Э, в начале 60-х годов. Но в передней части сохранилась архаичная стяжка, здесь в сцепке не было необходимости», – отмечают дотошные исследователи.
Интересный факт, также подчёркиваемый исследователями: паровозы «серии Э» вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые массово выпускавшиеся, всего было произведено свыше 12 тысяч этих паровозов. Первый паровоз этого типа был построен в 1912 году, а завершился выпуск уже в 1957-м. Паровая машина развивала мощность свыше 1000 лошадиных сил, а скорость на прямой доходила до 60 километров в час.
Как бы то ни было, если не вдаваться в детали (что, безусловно, занятие интересное), то в целом историческая достоверность соблюдена – на Привокзальной площади легендарной Магнитки красуется легендарный локомотив, труженик, заслуживший участь памятника.
Автор: Светлана Орехова
Фото из архива газеты "Магнитогорский металл"